ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Тепловые энергоустановки - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А46-18037/19 от 22.06.2021 Верховного Суда РФ
в г. Омске осуществлялось по заказу Кооператива. В материалы дела представлен акт осмотра тепловых установок и тепловых сетей от 28.02.2017 № 36-29/А-ОЭу-24 и разрешение на их эксплуатацию от 28.02.2017 № 36-29/Р-Дэу-10 для проведения пусконаладочных работ сроком действия до 28.08.2017. На основании распоряжения от 14.04.2017 № 71 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска выдано разрешение на ввод объекта - жилой дом 3-я очередь в эксплуатацию от 18.04.2017 № 55-ru55301000-2072-2017. Между тем до настоящего времени тепловые энергоустановки не допущены к постоянной эксплуатации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, в том числе условия подключения к системе теплоснабжения от 29.06.2016, акт осмотра тепловых установок и тепловых сетей от 28.02.2017 № 36-29/А-ОЭу-24,разрешение на эксплуатацию тепловых энергоустановок от 28.02.2017 № 36-29/Р-ДэУ-10 для проведения пусконаладочных работ сроком действия до 28.08.2017, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18.04.2017,
Определение № А49-16060/16 от 19.01.2018 Верховного Суда РФ
указанного предписания. Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи нового предписания от 24.11.2016 № 189-20/2016, которым на предприятие возложена обязанность в срок до 16.01.2017 обеспечить включение тепловых установок потребителей после получения постоянного допуска в эксплуатацию или наличия временного допуска с не истекшим сроком действия (указано, что потребители тепловой энергии по ул. Лазо, 5, Тамбовской, 1, Стасова, 76, Володарского, 34 подключены к тепловым сетям предприятия без постоянного разрешения (действующего временного разрешения) Ростехнадзора на ввод в эксплуатацию тепловых энергоустановок ) (пункт 1); обеспечить наличие проектной документации на тепловые сети организации в двухтрубном исчислении в количестве 261,5 км (указано, что не представлена проектная документация на указанные тепловые сети организации) (пункт 2). Считая предписание от 24.11.2016 № 189-20/2016 незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя частично заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 1 предписания не соответствует действующим правовым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку пунктами 2.4.2
Определение № 13АП-34967/19 от 20.10.2020 Верховного Суда РФ
далее - договор подключения) теплосеть (исполнитель) обязалась выполнить действия по подготовке системы теплоснабжения к подключению объекта и обеспечить возможность подачи тепловой энергии в пределах тепловой мощности 1,61 Гкал/час, а общество (заказчик) обязалось выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услугу по подключению. Общество обратилось к управлению с заявлением о проведении осмотра смонтированной на объекте тепловой энергоустановки и выдаче разрешения на допуск ее в эксплуатацию. Управление оформило акт и выдало разрешение, согласно которому тепловая энергоустановка общества в составе индивидуального теплового пункта (далее - ИТП), систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения с расчетной нагрузкой 1,61 Гкал/ч соответствует установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию. По договору теплоснабжения от 01.02.2019 № 31162 компания (энергоснабжающая организация) обязалась поставлять обществу и ООО «Управляющая компания «Единый город», совместно именуемым «абонент», тепловую энергию и (или) теплоноситель для теплоснабжения объекта. При этом в пунктах 7.1 - 7.3 акта управление указало на представление обществом справки от 11.01.2019
Определение № 11АП-7778/2021 от 30.05.2022 Верховного Суда РФ
79008_1807690 ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 306-ЭС22-8225 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва30.05.2022 Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив кассационную жалобу акционерного общества Управляющая компания «Жилстройэксплуатация» (ответчик) на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2022 по делу Арбитражного суда Самарской области № А55-21980/2020 по иску публичного акционерного общества «Т Плюс» к акционерному обществу Управляющая компания «Жилстройэксплуатация» об обязании представить разрешение уполномоченного органа на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей многоквартирного дома (с учетом уточнения иска), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, установил: решением Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2021 суд обязал ответчика получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей МКД. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 решение суда отменено, в иске отказано. Постановлением Арбитражного суда Поволжского
Определение № А07-34596/2022 от 05.03.2024 Верховного Суда РФ
ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» о признании незаконными действий по несоблюдению качественного регулирования отпуска тепла, обязании обеспечить поставку теплоносителя в МКД с температурой теплоносителя в подающем трубопроводе соответствующей значениям, предусмотренным условиями договора теплоснабжения и в пределах разрешенных отклонений, производить качественное регулирование отпуска тепла на постоянной основе, обязании в целях обеспечения надлежащей подготовки систем теплоснабжения в МКД, обеспечения безопасности и эффективного прохождения осенне-зимних периодов исполнять требования нормативно-правовых актов, регулирующих учет тепловой энергии, теплоносителя, техническую эксплуатацию тепловых энергоустановок , подготовку к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах, обязании произвести собственникам помещений МКД перерасчет (уменьшение) размера платы по услуге отопление, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление-9», установил: решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от
Постановление № А26-996/2021 от 09.11.2021 АС Республики Карелия
Постановления). Довод Предприятия о том, что отсутствует событие правонарушения по факту не заполнения паспорта тепловой сети, не обоснован (пункт 38 оспариваемого Постановления), так как на момент проверки паспорт тепловой сети не велся, кроме учета испытаний на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Согласно пункту 2.3.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115) длительное периодическое обучение руководящих работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки , руководителей структурных подразделений и специалистов проводится не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях. Документы, подтверждающие прохождение длительного периодического обучения в образовательных учреждениях работников Предприятия до момента начала эксплуатации энергоустановок в Лоухском районе, либо эксплуатации энергоустановок на другом участке теплоснабжения Предприятия, либо при работе в другой организации на проверку не представлены. В силу пункта 2.3.57 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115)
Постановление № А42-3419/16 от 20.09.2017 АС Северо-Западного округа
правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ). В соответствии с пунктом 2.4.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115), тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Для проведения пусконаладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения. Из материалов дела следует, что до подписания заказчиком и Управлением муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск акта от 24.12.2015 приемки объекта капитального строительства в эксплуатацию и разрешения от 25.12.2015 на ввод объекта в эксплуатацию общество «Лидерстройтранс» предоставило заказчику ряд гарантийных писем, в частности от 22.12.2015 № 966
Постановление № А21-6179/16 от 14.12.2017 АС Северо-Западного округа
его условия согласованы сторонами путем их прямого волеизъявления. Доказательства того, что в заявленный период Договор был расторгнут, в материалы дела не представлены. Таким образом, исходя из смысла и содержания условий Договора именно на ответчика возложено обязательство по оплате коммунального ресурса и ответственность за его неисполнение. Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 2.4.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115), тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Для проведения пусконаладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения. Однако разрешение на допуск энергоустановки в постоянную эксплуатацию, выданное Ростехнадзором, по утверждению Общества (том дела 1, оборот листа 62), получено только 08.06.2016, то есть за пределами спорного периода. Согласно пункту 2.4.1 Правил № 115 новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном названными
Постановление № 17АП-1962/2015 от 30.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
жалобой, считая решение суда в данной части незаконным и необоснованным. По мнению истца, суд, принимая пункты 2.3.5, 2.3.7, 2.3.15 в редакции ответчика, исключая п. 2.3.19 не учел, что Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее Правила № 115) также распространяются и на ответчика и, при несоблюдении Правил № 115, вызвавшим нарушения в работе тепловой энергоустановки или тепловой сети, ответственность несут, в том числе, и руководители организаций, эксплуатирующих тепловые энергоустановки . В судебном заседании представитель истца пояснила, что настаивает на включение указанных пунктов в редакции истца, поскольку они носят дисциплинирующий ответчика характер и сформулированы истцом в интересах обоих сторон. Полагает, что суд неправомерно принял редакцию пункта 6.3.1 в редакции ответчика об определении количества теплоносителя, поскольку на момент направления проекта договора в части расчетов истец руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее – Правила № 307),
Постановление № 13АП-14049/2018 от 03.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ). В соответствии с пунктом 2.4.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115), тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Для проведения пусконаладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения. Судом установлено, что ответчик-1 получил временное разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки для проведения пусконаладочных работ, но разрешение на допуск энергоустановок в постоянную эксплуатацию не было им получено; сведения о том, что в спорный период ООО «ЛидерСтройТранс» передавал энергоустановки спорного объекта на баланс кому- либо из
Постановление № 4А-185 от 26.04.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)
нарушение правил эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Субъектами правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать вышеуказанные правила. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Указанные Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию тепловых электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим тепловые энергоустановки производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусовна всех видах органического топлива. Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 Правил). Пунктами 2.4.1 и 2.4.2 названных Правил определено, что новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в
Решение № 12-25/2014 от 30.07.2014 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. В жалобе представитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очиров Э.Г. просит постановление суда отменить. Указывает, что в ходе плановой выездной проверки МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» был составлен акт проверки № *** от 10 июня 2014 года и вынесено предписание № *** от 10 июня 2014 года, согласно которым МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» ввела в эксплуатацию тепловые энергоустановки с нарушением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 2 апреля 2003 года № 4358 (далее - ПТЭ ТЭ), в частности, с нарушением: п. 2.4.1 – новые тепловые энергоустановки приняты в эксплуатацию с нарушениями порядка, установленным ПТЭ ТЭ; п. 2.4.2 – допуск в эксплуатацию новых тепловых энергоустановок осуществлен без участия органов государственного надзора; п. 2.4.3 – отсутствуют проекты тепловых энергоустановок, п. 2.4.4 – не представлены документы приемосдаточных испытаний оборудования, п. 2.4.11