ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Территориальное планирование - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 53-АПА19-31 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
городского округа принимает муниципальные правовые акты. С учетом названных норм, а также положений статьи 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 г. № 13-3148 «О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа» Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования и по этим основаниям решение суда не обжалуется. Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование , то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В свою очередь,
Апелляционное определение № 18-АПА19-44 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ
и наделении его статусом городского округа», суд сделал правомерный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме. Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Градостроительное зонирование согласно ГрК
Апелляционное определение № 56-АПА19-9 от 30.05.2019 Верховного Суда РФ
опубликования. Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ). Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории. Генеральный
Апелляционное определение № 80-АПА19-8 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ
правомерный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме. Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК
Постановление № А78-13868/16 от 24.10.2017 АС Восточно-Сибирского округа
Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам. Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 № 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа « Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013- 2015 годы)», в перечень мероприятий которой включено оказание государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на мероприятия по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных программ, реализуемых за счет местных бюджетов (пункт 6.4.1). Постановлением администрации сельского поселения «Верх-Читинское» от 09.04.2013 № 84 утверждена долгосрочная целевая программа «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на
Постановление № А55-23075/17 от 09.08.2018 АС Поволжского округа
(или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Согласно представленным в материалы дела выкопировкам из Генерального плана г.п. Нефтегорск м.р. Нефтегорский Самарской области вышеуказанный земельный участок относится к землям общего пользования в границах красных линий. Как установлено в пункте 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения. Согласно Методическим рекомендациям
Постановление № А60-15317/2021 от 28.03.2022 АС Уральского округа
соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Понятия устойчивого развития территорий и градостроительного регламента предусмотрены статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (часть 1). В силу части 1 статьи. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного
Постановление № А51-19668/20 от 15.06.2021 АС Приморского края
образованию земельный участок площадью 8989 кв.м расположен в кадастровом квартале 25:34:016501 и в территориальной зоне ПР 5 «Коммунально-складская зона», относится к землям населенных пунктов и предполагает вид разрешенного использования «объекты коммунально-складского назначения». Анализ имеющейся в материалах дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории показывает, что данный участок спланирован на территории, частично находящейся между земельными участками с кадастровыми номерами 25:34:016501:3904 и 25:34:016501:3905 и частично на свободной территории, граничащей с долиной реки Раковка. Данное территориальное планирование также нашло отражение в имеющейся в материалах дела обзорной схеме спорной территории, согласно которой спорный земельный участок своей южно-восточной частью примыкает к смежным земельным участкам и далее продолжает свое расположение на северо-запад без ограничения смежными объектами недвижимости. В свою очередь по данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 10.02.2021 земельный участок с кадастровым номером 25:34:016501:3904 имеет площадь 13865 кв.м, разрешенное использование «объекты хранения автомобильного транспорта», поставлен на государственный кадастровый учет 10.09.2013, расположен по
Постановление № А21-1427/17 от 31.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, недоказанность обстоятельств, которые суд счел установленными, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у ответчика не наступило обязанности по оплате, так как не был подписан двусторонний акт, истцом выполнялась переработка проектной и рабочей документации, а не разработка, следовательно, истцом необоснованно при определении стоимости выполненных работ использовался Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве " Территориальное планирование и планировка территорий". Апеллянт также не согласен с распределением активов. Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель ООО "Дом-Строй" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца возражал против ее удовлетворения. ООО "Дом-Строй 2", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание своего представителя не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя второго ответчика по правилам статьи 156 АПК РФ. Законность и обоснованность принятого решения
Решение № 3А-578/2021 от 25.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)
административных ответчиков на Проект детальной планировки жилого района «Красный бор» 1972 года, в котором была спроектирована улица «Яковлевская» в том размере и протяженности, как это имеет место в оспариваемых актах, не является достаточным обоснованием сохранения ее в Генеральном плане и Правилах, поскольку указанный проект не актуализирован применительно к современным условиям, а кроме того также не содержит в себе обоснования для размещения данной автодороги и ее параметров. Административным истцом приведены доводы о том, что оспариваемое территориальное планирование и градостроительное зонирование в отношении принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, препятствует ей в реализации права на реконструкцию размещенного на данном земельном участке жилого дома. В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО5 административный иск поддержала. Представитель административного ответчика Муниципалитета города Ярославля на основании доверенности ФИО6, представитель административного ответчика Департамента градостроительства мэрии города Ярославля на основании доверенности ФИО7 административный иск не признали, привели доводы о том, что
Решение № 3А-1129/2017 от 10.04.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
Правил землепользования и застройки, установлено, что в соответствии с Генеральным планом <адрес> земельный участок находится в функциональной зоне защитного озеленения и прочих территорий, запрашиваемая территориальная зона Ж.4 не соответствует Генеральному плану, изменение территориальной зоны приведет к нарушению п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Между тем, при установлении в Генеральном плане границ функциональной зоны защитного озеленения и прочих территорий не были учтены границы расположения занимаемого административным истцом земельного участка по адресу: <адрес>. При этом территориальное планирование согласно ч.1 ст.9 ГрК РФ направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий не только в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, но и обеспечение учета интересов граждан. Фактически земельный участок не является территорией общего пользования, защитного озеленения и прочих территорий, на нем отсутствуют какие-либо запланированные к размещению объекты. Генеральный план города не является документом, подтверждающим резервирование земельного участка для муниципальных нужд. Согласно публичной кадастровой карте смежные земельные
Решение № 3А-89/2023 от 23.10.2023 Ярославского областного суда (Ярославская область)
действующий на территории Ивняковского сельского поселения документ территориального планирования – Генеральный план, утвержденный решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 28 апреля 2022 года № 34, а также утративший силу Генеральный план данного поселения, утвержденный решением Муниципального Совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославкой области от 10 сентября 2009 года № 140 в редакции решения данного органа от 30 апреля 2015 года № 27. Административным истцом оспаривается установленное данными нормативными актами территориальное планирование , при котором земельный участок с кадастровым номером №, являющийся смежным с земельным участком административного истца, включен в границы населенного пункта путем перевода его из земель сельскохозяйственного назначения. Административный истец заявляет, что оспариваемые в данном деле нормативные акты нарушают ее права и законные интересы, поскольку препятствуют надлежащему землепользованию, а именно свободному подъезду и подходу к принадлежащему ей земельному участку. При этом, впервые перевод земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в
Решение № 2-742/18 от 24.01.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)
ордера от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Г., через представителя по доверенности П., обратился в суд с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «Трегер» о взыскании основного долга в размере 70 000 руб., неустойки в размере 70 000 руб., компенсации морального вреда в размере 15 000 руб., штрафа в размере 70 000 руб., мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор №, согласно которому ответчик принял на себя обязанность выполнить комплекс работ по внесению изменений в территориальное планирование и градостроительное зонирование <данные изъяты> в части включения земельных участков с указанными кадастровыми номерами в черту населенного пункта <данные изъяты> и изменения зоны сельскохозяйственного назначения на зону перспективной дачной застройки, до полной готовности всего пакета документов, а также работы по подготовке проекта межевания, проекта организации и планировки территории земельных участков с определенными кадастровыми номерами, в том числе составление пояснительной записки по внесению изменений в территориальное планирование Сапоговского сельсовета, составление графической части по внесению изменений