ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Территории опережающего социально экономического развития - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № АПЛ20-151 от 02.07.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, выходящих за рамки их адекватного истолкования (интерпретации). Закон о ТОСЭР определяет территорию опережающего социально- экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Резидентом территории опережающего социально-экономического развития признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально- экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с указанным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (пункты 2, 3 статьи 2). Особый правовой режим осуществления предпринимательской и
Определение № 05АП-9471/19 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 390 «О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально- экономического развития , и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. При этом судебные инстанции исходили из отсутствия совокупности обстоятельств, необходимой для взыскания стоимости понесенных истцом расходов при выполнении работ в отсутствие государственного контракта. Судами учтено, что выполнение работ не было обязательным в силу закона, срочная, аварийная (чрезвычайная) ситуация отсутствовала, истец не мог не знать
Определение № 05АП-2028/19 от 15.10.2019 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации Маненков А.Н., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лаорус Продукт» на решение Арбитражного суда Приморского края от 18.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.08.2019 по делу № А51-25368/2018 по иску акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее - истец) к обществу с ограниченной ответственностью «Лаорус Продукт» (далее - ответчик) о расторжении соглашения от 23.12.2016 № 1/Р-105 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития , установил: решением Арбитражного суда Приморского края от 18.02.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.08.2019, исковые требования удовлетворены. Ответчик обратился в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просил указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм права. По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного
Определение № 303-ЭС21-22122 от 30.11.2021 Верховного Суда РФ
1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально?экономического развития , утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 03.03.2015 № 25, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения, с чем согласился суд округа. Суды признали, что управление произвело подготовительные работы, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство. Данное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет необходимость признания незаконным и
Определение № 06АП-3204/2021 от 29.12.2021 Верховного Суда РФ
79 433,00 рублей. При этом инспекция пришла к выводу о необоснованном применении пониженных тарифов страховых взносов, установленным статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 419, 427 Налогового кодекса, Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», суды учли, что резиденты территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности. Установив, что налогоплательщик неправомерно применил пониженные тарифы в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении работников общества, не занятых на новых рабочих местах, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа. Приведенные обществом доводы сводятся к изложению обстоятельств дела,
Постановление № А07-13909/2021 от 21.07.2022 АС Уральского округа
первой инстанции от 20.12.2021 в удовлетворении иска отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 решение суда оставлено в силе. В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель жалобы указывает на том, что судами неправильно применены нормы материального права при установлении особенности применения налоговой ставки по налогу на прибыль, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). ООО НПП «АММА» не согласно с выводами судов относительно определения налогового/отчетного периода для исчисления налога на прибыль, также возникновения права исчисления налога на прибыль по пониженной ставке при ликвидации в отчетном периоде обособленного подразделения. По итогу отчетного периода за апрель по состоянию на 30.04.2018 общество не имело в своем составе обособленного подразделения, что давало обществу право на применение пониженной ставки по налогу за апрель, то есть с 01.04.2018г. Инспекция
Постановление № Ф03-6549/2023 от 20.02.2024 АС Дальневосточного округа
в окончательном виде приняты судом первой инстанции к рассмотрению в соответствии с положениями статьи 49 АПК РФ в следующем виде: 1. Пункт 1.1 соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд №0000000035022Р020002/855/22 от 26.10.2022 изложить в редакции: «Руководствуясь главой VII. 1. Земельного кодекса РФ, статьями 239.2, 279 Гражданского кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 №630 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск», распоряжением Минвостокразвития России от 18.08.2021 №178-р «Об утверждении проекта планировки территории, содержащего проект межевания территории объекта «Внутриплощадочные автомобильные дороги (2-очередь) ТОР «Хабаровск» площадка «Ракитное», распоряжением Минвостокразвития России от 25.10.2021 №229-р «Об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков в целях размещения линейных объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск», распоряжением Минвостокразвития России от 02.08.2022 №111-р «О внесении изменений в распоряжение Минвостокразвития России от 25.10.2021 № 229-р «Об изъятии для
Постановление № Ф03-6366/2021 от 30.11.2021 АС Дальневосточного округа
иску акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» к обществу с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Парус» о расторжении соглашения от 16.03.2017 № 1/Р-119 УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Парус» (далее - ООО «ИП Парус») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к акционерному обществу «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (далее - АО «КРДВ», управляющая компания, корпорация) о расторжении соглашения от 16.03.2017 № 1/Р-119 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития . Определением от 04.03.2021 к производству принято встречное исковое заявление АО «КРДВ» к ООО «ИК Парус» о расторжении соглашения от 16.03.2017 № 1/Р-119. Решением от 04.06.2021 в удовлетворении первоначальных требований отказано, встречные требования удовлетворены: соглашение от 16.03.2017 № 1/Р-119 расторгнуто. В кассационной жалобе ООО «ИП Парус» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель не согласен с выводами судебных инстанций о готовности управляющей компании к технологическим подключениям инвестиционного объекта к
Постановление № 17АП-15284/2021-АК от 15.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
решения, третьи лица: 1) Администрации Нытвенского городского округа (ОГРН: 1195958042060, ИНН: 5916035385); 2) Министерства экономического развития Российской Федерации (ОГРН: 1027700575385, ИНН: 7710349494), установил: Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Оазис» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства территориального развития Пермского края (далее – заинтересованное лицо, Минтерразвития Пермского края, Министерство) от 15.02.2021 о расторжении в одностороннем порядке соглашения от 19.09.2019 № СЭД-53-02.08.2 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Нытва». Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Министерство настаивает на правомерности своих действий в связи с существенными нарушениями заявителем условий соглашения в части объема капитальных вложений, осуществленных в рамках инвестиционного проекта в течение первого года после включения общества в
Постановление № Ф03-3768/2022 от 18.08.2022 АС Дальневосточного округа
договоры подряда с акционерным обществом «Ангарскнефтехимпроект» на разработку проектной, рабочей документации и выполнение инженерных изысканий, на разработку предварительного технико-экономического обоснования проекта генерации электроэнергии и теплоэнергии для нужд АО «ВНХК»; договоры с субъектами естественных монополий об осуществлении технологического присоединения и выданные ими технические условия; положительные заключения экспертиз и судебные акты, АО «ВНХК» настаивает на том, что выполнение его работниками трудовых обязанностей связано с исполнением соглашения от 06.09.2017 № 1/Р-175 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее – соглашение). По мнению заявителя жалобы, вывод судов о таком препятствии для применения пониженных тарифов как нахождение плательщика вне границ ТОСЭР основан на неправильном применении норм права. Считает вывод судов об отсутствии новых рабочих мест не соответствующим материалам дела. Инспекция в отзыве выразила несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными. В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями
Решение № 3А-204/16 от 23.12.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)
которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа; срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации. Пункт 8 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 437-ФЗ предусматривает, что особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития включает в себя, в том числе, освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов
Решение № 3А-115/16 от 29.08.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)
представил письменный отзыв на иск. По существу указал, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в пяти территориальных зонах, что является нарушением части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Спорный земельный участок с момента издания Постановления Правительства РФ от 25 июня 2015 года N 629 расположен на территории опережающего социально-экономического развития , а Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения в свою очередь действуют с 7 мая 2013 года. Из анализа частей 6, 7 Градостроительного кодекса РФ следует, что на спорный земельный участок градостроительные регламенты не устанавливаются, а использование земельного участка определяется уполномоченным органом власти. Действующее градостроительное законодательство не содержит нормы права, которые устанавливает положение о том, что при нахождении земельного участка на территории опережающего социально-экономического развития, ранее установленная правилами землепользования и застройки
Решение № 2А-6312/17 от 12.10.2017 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)
Южно – Сахалинска к Администрации города Южно – Сахалинска о признании противоречащим действующему законодательству с момента вступления решения суда Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации города Южно – Сахалинска № от 07 сентября 2015 года в части не установления порядка проверок резидентов территории опережающего социально – экономического развития , возложении обязанности привести нормативно – правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Южно – Сахалинска обратился в суд с данным административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки на соответствие действующему федеральному законодательству муниципальных нормативно – правовых актов, было установлено, что постановлением Администрации г. Южно – Сахалинска № от 07 сентября 2015 года утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции "Осуществление контроля за использованием и охраной недр