ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к межевому плану - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 01АП-3615/18 от 16.07.2018 Верховного Суда РФ
что земельный участок находится в территориальной зоне застройки - О-4 (зона образовательных и детских дошкольных учреждений), а также фактический вид разрешенного использования соответствующий виду разрешенного использования объекта на этом участке – «объекты гаражного назначения», что соответствует положениям статьи 11.10 Земельного кодекса. Согласно Закону № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок является, в частности, межевой план. Требования к межевому плану содержатся в статье 22 Закона № 218-ФЗ. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) от 08.12.2015 № 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке. Как указано в пункте 51 указанного приказа сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе «3» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», в частности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных
Определение № 18АП-11843/18 от 27.05.2019 Верховного Суда РФ
Суд апелляционной инстанций дал критическую оценку выводам эксперта с учетом следующего. В обоснование предложенного варианта выдела истец представил в материалы дела межевой план от 20.12.2016. С целью проверки обоснованности данного варианта раздела суд первой инстанции назначил по делу экспертизу, по результатам которой было подготовлено экспертное заключение от 07.02.2018 N 53/27.1-17, вышеуказанного содержания. При указании на несоответствие межевого плана от 20.12.2016 нормативным требованиям экспертом не учтено, что на момент подготовки межевого плана от 20.12.2016 требования к межевому плану определялись статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков". Основания полагать, что межевой план от 20.12.2016 не соответствует указанным требованиям, отсутствуют. Вывод о несоответствии фактической площади земельного участка, результатам произведенного обмера, данным межевого плана и выписке из
Кассационное определение № 82-КАД21-1-К7 от 13.10.2021 Верховного Суда РФ
пятнадцать и более лет, а картографические материалы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности при его образовании, регистрационному органу не представлены. В связи с изложенным суды сделали вывод о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении административного искового требования. Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтены требования статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, из которой следует, что федеральный законодатель, устанавливая требования к межевому плану как к одному из оснований для осуществления государственного кадастрового учета, к его форме и содержанию, определяя его как документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, воспроизводящий сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о
Кассационное определение № 78-КАД20-1 от 08.07.2020 Верховного Суда РФ
без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения. Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что представленный Кочугуровым В.Ю. межевой план отвечает требованиям к подготовке межевого плана , утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», в нем приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, а увеличение площади земельного участка в связи с уточнением границ не превышает предельные минимальные размеры земельного участка, установленные Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г.
Определение № 12АП-3191/2021 от 09.06.2021 Верховного Суда РФ
номером 64:30:000000:8495, поставлен на государственный кадастровый учет 03.04.2019. Основанием для формирования межевого плана послужил проект межевания земельных участков от 14.02.2019. Утверждая, что межевание земельных участков с кадастровыми номерами: 64:30:100112:5, 64:30:100112:72, 64:30:000000:8627, 64:30:100112:10 проведено с нарушением требований действующего законодательства, АО "Ульяновский" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. С целью устранения возникшей неопределенности по границам земельных участков суд первой инстанции по правилам статьи 82 АПК РФ назначил землеустроительную экспертизу. В ходе судебного разбирательства по делу была назначена повторная судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой судебной экспертизы". Согласно заключению эксперта от 05.02.2020 - 16.03.2020 N 20/0 специальные правила, методики и нормы в области землеустройства, земельного кадастра на момент изготовления межевых планов на земельные участки с кадастровыми номерами 64:30:100112:5 и 64:30:100112:10 были нарушены. Сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами 64:30:100112:5 и 64:30:100112:10, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют фактическому режиму землепользования, что, по своей сути, является
Решение № 2А-2315/16 от 23.05.2016 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)
соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Требования к межевому плану установлены ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ. Требования к межевому плану установлены ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ. В частности, ч. 8, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ предусмотрено, что площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в
Решение № 2-1079/18 от 20.05.2020 Мысковского городского суда (Кемеровская область)
основании Постановления администрации г.Мыски №46 от 23.07.1998 г. В составе кадастрового дела указанного земельного участка имеются земле-отводные документы - Распоряжение администрации г.Мыски № 239р от 03.07.1997г, Постановления администрации г.Мыски № 46 от 23.07.1998г, Свидетельство на право собственности на землю РФ-УП № от 31.07.1998г, приложением к которому является кадастровая карточка с указанием конфигурации границ земельного участка и длинами сторон (стр.5-9, стр. 12-13 кадастрового дела объекта недвижимости с К№). Исходя из норм п.10 ст.22 « Требования к межевому плану » Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", представленные в материалах кадастрового дела объекта недвижимости с К№ относятся к категории землеотводных и подтверждают местоположение границ земельного участка с К№ в момент его образования. Площадь указанного земельного участка согласно данным землеотводных документов должна составлять 740 кв.м. При этом необходимо отметить, что в соответствии с кадастровой карточкой фрагмент смежной границы указанного земельного участка начиная с <адрес> по направлению вглубь земельного участка на
Решение № 2-3037/2021 от 23.09.2021 Динского районного суда (Краснодарский край)
личного подсобного хозяйства. 2/3 долей земельного участка принадлежит Мазуренко Н.А. с расположенным на нем домовладением от ДД.ММ.ГГГГ. 1/3 доли земельного участка принадлежит Макееву Н В. В мае 2021 года истцы решили уточнить границы своего земельного участка, для чего обратились в межевую организацию. Межевой план подготовлен для предоставления в суд, так как кадастровым инженером не предоставляется возможным подготовить данный межевой план для постановки на кадастровый учет, так как согласно ст. 22 № ФЗ « Требования к межевому плану », о подтверждении конфигурации земельного участка, согласно графического материала, подтверждающего существование такого участка на местности 15 лет и более. В данном случае фактические границы не совпадают границами графического материала, что не предоставляется возможным подготовить XML файл на данный земельный участок, поэтому истцы вынуждены обратиться в суд, за установлением своих границ земельного участка. Истцы, представитель истцов в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просили гражданское дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель ответчика –
Решение № 2-3478/2021 от 22.10.2021 Динского районного суда (Краснодарский край)
уменьшилась на 2376 кв. м. Межевых споров по фактическим границам с собственниками земельных участков с кадастровым номером №, № никогда не имелось. На местности фактически существует установленный между смежными земельными участками ограждение, о проведении геодезических работ уведомлены. Следовательно, провести работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не предоставляется возможным, т. к. в соответствие со ст. 22 требования к межевому плану , Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» соблюсти невозможно. Кадастровым инженером рекомендовано обратиться в суд с требованием установить местоположение границы земельного участка в соответствии с фактическим использованием. Истец и его представитель в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просили гражданское дело рассмотреть в их отсутствие. Ответчик Тюрин А.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, предоставил суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его
Решение № 2-6858/2023 от 04.08.2023 Одинцовского городского суда (Московская область)
№, расположенного по адресу: АДРЕС, АДРЕС, площадью ..... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования для дачного строительства. При проведении кадастровых работ в 2023 г. с целью уточнения местоположения фактических границ и площади земельного участка истца, кадастровым инженером Бабуровым Николаем Викторовичем было установлено, что согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости " (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020), Статья 22. Требования к межевому плану : «При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить