ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к планам эвакуации - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А50-25281/18 от 23.08.2019 Верховного Суда РФ
Технического заключения «Определение категории помещений, заданий по противопожарной и пожарной опасности», штатного расписания сотрудников только после проведение проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, свидетельствует о принятии обществом мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Доказательств того, что категория спорного помещения по пожарной опасности определена и установлена на момент проведения проверки, судам представлено не было. Правомерность пунктов 11, 13, 14 предписания и нарушение обществом требований к безопасной эвакуации людей подтверждены приложенными к акту проверки фотоматериалами, а именно: планом эвакуации , планом этажа. Судами на основании материалов дела установлено также нарушение обществом СП 118.13330.2012, согласно которому допущено размещение детской игровой зоны на третьем этаже торгового центра, что отражено в пункте 21 предписания, в то время как детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 метров от эвакуационного выхода. Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования,
Постановление № 306-АД14-4214 от 27.10.2014 Верховного Суда РФ
контроля по соблюдению требований пожарной безопасности объектов защиты – магазинов «Магнит» ЗАО «Тандер», расположенных по адресам: <...>; <...> Победы, 8; <...>. О проведении данной проверки Общество уведомлено путем направления 25 сентября 2013 года копии распоряжения факсимильной связью. По результатам проверки Главным управлением составлены протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания 13 декабря 2013 года, в которых изложены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ЗАО «Тандер», а именно: в нарушение требований ГОСТ 12.2.143-2002 п. 6.7.2 в плане эвакуации не обозначен эвакуационный выход из торгового зала; не обеспечено устранение нарушений огнезащитных покрытий строительный конструкций, проверка качества огнезащитной обработки с составлением соответствующего акта проверки ( ППР п. 21 СНиП 21-01-97 п. 7.1); на путях эвакуации на эвакуационном выходе в северном углу торгового зала проложена труба ПВХ. Препятствующая свободной эвакуации людей (ППР п. 33, п. 36а); дверь эвакуационного выхода имеет ширину менее установленной нормы (СНиП 21-01-97 п. 6.16); отсутствуют дымовые извещатели между
Определение № 304-ЭС22-5945 от 04.05.2022 Верховного Суда РФ
от 26.05.2021, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2022 по делу № А81-2579/2020 по заявлению общества о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – управление) от 26.12.2019 № 100/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в части пунктов 1, 4 – 8, 13 (общежитие № 3 согласно плану эвакуации ), пунктов 1, 4 – 8 (общежитие для проживания руководящего состава), с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил: принятым по результатам повторного рассмотрения спора решением суда первой инстанции от 26.05.2021, оставленным без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 и Западно-Сибирского округа от 20.01.2022, в удовлетворении заявления отказано. В
Определение № 18АП-11127/19 от 25.03.2020 Верховного Суда РФ
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьями 1, 6.1, 20, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», суды установили обстоятельства, указывающие на правомерность пунктов 2, 5 оспоренного предписания. Согласно пункту 2 предписания в качестве нарушения обществу вменялось отсутствие согласования в установленном порядке программы первичного противопожарного инструктажа магазинов «Магнит» и «Магнит Косметик». Между тем необходимость разработки, согласования такой программы и проведение инструктажа работников установлены пунктами 6, 51, 52 Норм пожарной безопасности , утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, и возлагаются на администрацию (собственника) организации. Пунктом 5 предписания обществу в качестве нарушения вменяется то, что в помещениях магазина «Магнит» и «Магнит Косметик» размещенные планы эвакуации выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов. Судами отмечено, что такое требование предусмотрено пунктом 6.2.7 Национального стандарта Российской Федерации «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»
Постановление № 13АП-3595/14 от 31.03.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
ГОСТ Р 12.2.143-2009 под планом эвакуации понимается план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации. В соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, и вывешивания на видных местах. Требования к планам эвакуации установлены пунктом 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009. Как следует из материалов дела, в акте проверки № 61 от 26.02.2013 и в оспариваемом предписании № 61/1/35 от 26.02.2013 указано на нарушение пунктов 4.5.1 и 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009, однако в чем именно выразились данные нарушения ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указано, не отражено какие нарушения требований пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 допущены при оформлении плана эвакуации и должны быть устранены заявителем
Постановление № 18АП-15669/14 от 28.01.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
В пункте 4.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009 содержится требование о том, что планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море и других нормативных документов в области пожарной безопасности, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации. Пункт 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 содержит подробные требования к планам эвакуации , в частности, в пункте 6.2.7 указано, что планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов. В силу п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанным на плане. Таким образом, требование ГОСТ Р 12.2.143-2009 в части выполнения планов
Постановление № 5-43 от 24.03.2011 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)
от 22.07.2008 года и Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, зарегистрированных в Минюсте РФ от 27.06.2003г. №4838, а именно: Административное здание: 1. Не выполнена высота эвакуационного выхода (центральный вход); 2. Не проведена проверка работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода; 3. Не демонтированы на окнах установленные глухие металлические решетки. 4. Планы эвакуации людей из здания не выполнены в соответствии с ГОСТ Р12.2.143-2002 раздел 6 п. 6.7 « Требования к планам эвакуации » 5. Не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли. Главный корпус: 6. Не оборудован автоматической пожарной сигнализацией переход на первом этаже здания. 7. Не оборудован системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре переход на первом этаже здания. 8. В переходе между двумя корпусами (административное здание и главный корпус) не установлена противопожарная дверь 2-го типа. 9. Не демонтирована горючая отделка стен на путях эвакуации, в месте расположения актового зала, раздевалки.
Решение № 7-299 от 04.07.2013 Кировского областного суда (Кировская область)
осуществляющим деятельность по адресу: <адрес> допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: Планы (схемы) эвакуации людей в случае возникновения пожара вздании не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009 (не соответствиецветографических изображений знаков безопасности и направления путейэвакуации, отсутствие текстовой части, план эвакуации выполнен не на основе фотолюминесцентных материалов) в нарушение п.7 ППР в РФ, п.4.5, 6.2 стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по п.3.3. и разделу 4); п.6.2. ГОСТ Р 12.2.143-2009 Требования к планам эвакуации «Системы фотолюминисцентные эвакуационные, требования и методы контроля). В дверном проеме архива в цокольном этаже отсутствует сертифицированная противопожарная дверь 2-го типа в нарушение п.5.14, 7.4 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ст. 52, ч. 1,2,3 ст. 8 8 № 123-ФЭ, п.5.1.10 СП 4.13130.2009, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ об административных правонарушениях. В здании отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации в нарушение ст.4 п. 4 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008