ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к протоколу общего собрания - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 5-КГ19-105 от 03.09.2019 Верховного Суда РФ
вопрос 10 — принятие решения о формировании фонда капитального ремонта в соответствии с главой 16 ЖК РФ; вопрос 11 - принятие решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете МКД; вопрос 12 - утверждение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по указанному выше адресу. В обоснование заявленных требований истец указал, что его несовершеннолетние дети Щукина Е.И., <...> года рождения, Щукин Г.И., <...> года рождения, Щукин И.И., <...> года рождения, являются собственниками квартиры <...> в доме <...>. Протоколом от 20 апреля 2017 г. оформлены решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному выше адресу. В голосовании по вопросам повестки дня общего собрания собственники квартиры №<...>, в лице своих законных представителей, участия не принимали. Решения по указанным вопросам затрагивают их права. В соответствии с протоколом общего собрания по вопросу 10 повестки дня - «за» проголосовало 69,88% от общего числа проголосовавших, по
Определение № 15АП-5650/19 от 11.11.2019 Верховного Суда РФ
к порядку проведения общего собрания; 5) разъясняет участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания; 6) подписывает протокол общего собрания; 7) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса. Пункт 11 статьи 14.1 Закона № 101-ФЗ регламентирует, что принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Пунктом 12 статьи 14.1 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка. Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в
Определение № 310-ЭС21-3707 от 29.06.2021 Верховного Суда РФ
366 (далее - Административный регламент). Департамент направил 22.07.2019 в адрес общества письмо № 384-зи об отказе в рассмотрении заявления в связи с тем, что к заявлению не были приложены проектно-техническая документация, изготовленная не более чем за 1 год до подачи заявления, а также протокол общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по названному адресу, подготовленный в соответствии с требованиями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор». Обществу было предложено направить заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с приложением пакета документов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Впоследствии обществом в адрес департамента были направлены обращения от 15.08.2019 и 23.10.2019, которые оставлены последним без
Постановление № 08АП-9858/2015 от 30.09.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
быть оформлено отдельным решением общего собрания в связи с особой значимостью для всех собственников, как основанный на неверной трактовке норм гражданского и жилищного законодательства, а также не соответствующий буквальному содержанию пункта 44 Правил. В соответствии с положениями статей 44, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос об установлении порядка оплаты коммунальных услуг собственниками многоквартирных домов, в которых не созданы Товарищества собственников, отнесен к компетенции общего собрания собственников. Порядок проведения такого собрания, а также требования к протоколу Общего собрания собственников установлен статей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не нормами жилищного законодательства, ни вышеозначенным пунктом 44 Правил не установлено требование о вынесении вопроса о распределении платы на коммунальные услуги, оказываемые управляющей организацией, в качестве самостоятельного (оформленного отдельным решением) на обсуждение общего собрания. С учетом изложенного, пункт 1 предписания от 11.03.2015 № П-18/15-ЖК-1, выданного департаментом городского хозяйства администрации города Сургута, в части указанных в приложении к нему нарушений, содержащихся в: -
Постановление № 15АП-4903/2016 от 25.04.2016 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
как сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Данный протокол подписан ФИО2 и ФИО1 без замечаний и возражений. С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что у банка отсутствовали основания для сомнения в подлинности представленного обществом протокола и необходимости истребования каких-либо иных доказательств одобрения сделки, правомерен. Довод заявителя жалобы о том, что в протоколе от 10.07.2012 отсутствуют сведения о поручителе (не указаны ОГРН и ИНН ООО "Удача"), отклоняется судом апелляционной инстанции. Требования к протоколу общего собрания участников установлены в статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из содержания представленного в материалы дела протокола внеочередного собрания участников ООО "Удача" № 1 от 10.07.2012 следует, что протокол содержит необходимые сведения и соответствует требованиям закона. Довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно отказано в назначении по делу почерковедческой экспертизы подлинности подписи ФИО1 в протоколе от 10.07.2012, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего. В соответствии со статьей 161 Арбитражного
Постановление № 08АП-8462/2015 от 18.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
должно быть оформлено отдельным решением общего собрания в связи с особой значимостью для всех собственников, как основанный на неверной трактовке норм гражданского и жилищного законодательства, а также не соответствующий буквальному содержанию пункта 44 Правил. В соответствии с положениями статей 44, 156 Жилищного кодекса РФ вопрос об установлении порядка оплаты коммунальных услуг собственниками многоквартирных домов, в которых не созданы Товарищества собственников, отнесен к компетенции общего собрания собственников. Порядок проведения такого собрания, а также требования к протоколу Общего собрания собственников установлен статей 45 Жилищного кодекса РФ. При этом не нормами жилищного законодательства, ни вышеозначенным пунктом 44 Правил не установлено требование о вынесении вопроса о распределении платы на коммунальные услуги, оказываемые управляющей организацией, в качестве самостоятельного (оформленного отдельным решением) на обсуждение общего собрания. С учетом того, что проведенной Службой проверкой не выявлено каких-либо нарушений при проведении общего собрания собственников, оформленного Протоколом № 13 от 21.12.2013г., суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда
Постановление № А47-1348/2022 от 05.10.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
буквальное толкование норм пункта 42 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ, части 10.1 статьи 161 ЖК РФ позволяют прийти к выводу о том, что письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в общем собрании, как неотъемлемые приложения протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также подлежат размещению в ГИС ЖКХ. Приказ № 44/пр не регламентирует раскрытие сведений в ГИС ЖКХ, вместе с тем, указанный нормативный акт определяет требования к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе, к его обязательным частям), который и подлежит размещению в ГИС ЖКХ. Вопреки доводам апеллянта Приказ № 74/114/пр не устанавливает требование к размещению протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только по вопросу выбора управляющей организации, указанная норма предусматривает размещение всех протоколов, которыми утверждены решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Доводы о том, что подлежат размещению в ГИС ЖКХ решения каждого собственника
Решение № 2-187/20 от 29.01.2019 Уссурийского районного суда (Приморский край)
ее полномочиями заключать (подписывать) договора за собственников, по этому договор управления многоквартирным домом по XXXX был подписан председателем совета дома. Согласно пп. «а» п. 12 требования приказа Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний» о предоставлении данных инициаторов собрания, данных паспорта, и свидетельства о регистрации право собственности носит лишь рекомендательный характер. Согласно федеральному закону № 152 «О персональных данных», это желание каждого собственника. Согласно п. 15 Требования к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома присутствует список присутствующих, оформлен как приложение XXXX к протоколу от ДД.ММ.ГГ «реестр регистрации собственников помещений многоквартирного XXXX участвующих в общем собрании собственников помещений дома в форме очно/заочного голосования». Просили в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица ООО «XXXX» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому по инициативе собственников жилых помещений многоквартирного дома по XXXX ФИО2, ФИО3, ФИО4 было
Решение № 2-11/2022 от 13.01.2022 Ясногорского районного суда (Тульская область)
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") потребитель имеет право: требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков. Указанное право потребителя не корреспондирует обязательному порядку закрепления недостатков в работе управляющей компании исключительно путем составления актов. Такое толкование закона основано на неверном понимании правовой нормы. Анализируя оспариваемый протокол, суд приходит к следующим выводам. Требования к протоколу общего собрания собственников помещений МКД урегулированы Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2019 N 53863), согласно пункту 17которого формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем
Решение № 2-17/2022 от 13.01.2022 Ясногорского районного суда (Тульская область)
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") потребитель имеет право: требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков. Указанное право потребителя не корреспондирует обязательному порядку закрепления недостатков в работе управляющей компании исключительно путем составления актов. Такое толкование закона основано на неверном понимании правовой нормы. Анализируя оспариваемый протокол, суд приходит к следующим выводам. Требования к протоколу общего собрания собственников помещений МКД урегулированы Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2019 N 53863), согласно пункту 17 которого формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на
Апелляционное определение № 2-157/2023 от 08.08.2023 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
Решение собрания членов СНТ от 27.01.2022г. по 4 вопросу повестки нарушает права и возлагает на Истца дополнительные обязанности, а выделяемая Истцу на баланс (в собственность) доля «личной» коммунальной сети согласно схемы идентификации не является равной с точки зрения ч.2 ст. 254 ГК РФ по отношению другими участниками общей собственности Товарищества. Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлены Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес> документ содержит не только требования к протоколу общего собрания , но требования к формулировкам вопросов повестки собрания, которые должны отражать суть обсуждаемых вопросов, исключать возможность их неоднозначного толкования. Повестка собрания членов СНТ по вопросу 4 не включала в себя формулировку о солидарной ответственности коллективных (балансодержателей, эксплуатантов) так называемой «квартальной сети №, №, №». Тем не менее, этот дополнительный вопрос на собрании решился путем утверждения схемы идентификации. О солидарной ответственности собственников «квартальных сетей» указано в разделе «Краткое описание», на странице № ВОС