ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Твердые коммунальные отходы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ19-543 от 23.09.2019 Верховного Суда РФ
Как указывает административный истец, на основании оспариваемых положений нормативного правового акта Региональная энергетическая комиссия Омской области приказом от 31 мая 2017 г. № 61/27 утвердила норматив накопления твердых коммунальных отходов в г. Омске в размере 24,408 кг в месяц на 1 проживающего. Полагает этот норматив необоснованно завышенным, в результате чего с него взимается завышенная плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, и, следовательно, отнесение Правилами к их составу отходов, образующихся при уборке придомовой территории, противоречит действующему законодательству. При этом включение уличного смета в состав твердых коммунальных отходов при проведении замеров для установления норматива накопления твердых коммунальных отходов фактически включает уборку уличного смета в состав коммунальной услуги, что не соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Осуществление замеров отходов в целях определения нормативов без учета периодичности вывоза отходов ведет
Определение № 309-ЭС21-19445 от 25.10.2021 Верховного Суда РФ
рассмотрении дела в суде первой инстанции общество заявило отказ от иска в части взыскания задолженности в размере 14 943 руб. 24 коп., просило взыскать с ответчика пени за период с 11.09.2020 по 17.02.2021 в сумме 503 руб. 18 коп. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2021, прекращено производство по делу в части взыскания задолженности за твердые коммунальные отходы в размере 14 943 руб. 24 коп. Суд взыскал с колонии, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с субсидиарного ответчика Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, в пользу общества пени за период с 11.09.2020 по 22.12.2020 в размере 503 руб. 18 коп., а также 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФСИН России ставит вопрос об
Постановление № 41-АД20-10 от 26.08.2020 Верховного Суда РФ
Принимая обжалуемые акты, государственный инспектор Ростовской области в области охраны окружающей среды и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доводы жалобы, касающиеся отсутствия у общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за переданные для размещения в 2017 году твердые коммунальные отходы (со ссылкой на положения части 10 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», согласно которым плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается) были предметом проверки предыдущих судебных инстанций и
Определение № 16-КГ23-32 от 10.10.2023 Верховного Суда РФ
что допущенные судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции нарушения норм права выразились в следующем. Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация,
Постановление № А74-1938/2022 от 01.08.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
соответствии с условиями, предусмотренными типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»; 2) применить норматив накопления твердых коммунальных отходов к объектам АО «Почта России» в лице УФПС по Республике Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации и доводами, изложенными в решении комиссии антимонопольного органа от 02.02.2022 по делу № 019/01/10-678/2021; 3) исключить отделения почтовой связи АО «Почта России» в лице УФПС по Республике Хакасия, где твердые коммунальные отходы не образуются и образование которых не доказано, в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом доводов, изложенных в решении комиссии управления от 02.02.2022 по делу № 019/01/10-678/2021; 4) предпринять меры, направленные на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с АО «Почта России» в лице УФПС по Республике Хакасия, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», решения антимонопольного органа
Постановление № 13АП-18688/2015 от 27.10.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
предусмотрено конвертором. Так, в техническом отчете №26-15367-0-12/17 от 10.07.2012 (т.2, л.д. 246) указаны наименования отходов: «Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (Конденсат, содержащий нефтепродукты», «Отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жировыми продуктами (Фильтры, загрязненные нефтепродуктами)», «Прочие твердые минеральные отходы (мусор промышленный)», «Отходы (осадки) при промывке канализационных сетей (осадок при зачистке канализационных колодцев)», «Мусор строительный (Прочие строительные отходы)», «Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (осадки очистных сооружений мойки автотранспорта)», « Твердые коммунальные отходы (смет с территории)», которые не подлежат переводу переходным конвертором из ФККО 2003 в ФККО 2014. Наименования в соответствии с действующим ФККО 2014 не указаны. В техническом отчете №26-13851-0-12/17 от 18.06.2012 (т.2, л.д.229) указаны наименования отходов: «Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (Конденсат, содержащий нефтепродукты», «Отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жировыми продуктами (Фильтры, загрязненные нефтепродуктами)», «Лом и отходы цветных металлов» (лом цветных металлов)», «Отходы (осадки) при промывке канализационных сетей (осадок при зачистке
Постановление № А07-19478/2021 от 18.10.2023 АС Уральского округа
Башкортостан для всестороннего и полного исследования доказательств. Кроме того, по мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неправомерно отказал в приобщении к материалам дела новых доказательств. Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как установлено судами, между Обществом (региональный оператор) и Препринимателем (потребитель) заключен договор от 01.09.2019 № 5Б-001-504РО-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены договором и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Согласно пункту 2 договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест
Постановление № Ф09-119/22 от 31.03.2022 АС Уральского округа
суда от 27.10.2021 решение суда оставлено без изменения. Общество «Остов» обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, арендаторы спорных помещений общества «Остов» производят отходы 5 класса опасности, которые не являются твердыми коммунальными отходами, в свою очередь, деятельность регионального оператора распространяется исключительно на твердые коммунальные отходы . Ответчик указывает на то, что отходы 5 класса вывозятся с территории общества «Остов» другими организациями. Общество «Остов» ссылается на прекращение дела об административном правонарушении (постановление от 02.04.2021 № 88/ПС Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики) и полагает, что в рамках административного дела подтверждено отсутствие нарушений закона, достаточность контейнера для сбора твердых коммунальных отходов в количестве – 1 контейнер объемом 1,1 м куб. с ежедневным вывозом для фактического образования твердых
Постановление № А34-10842/2021 от 05.10.2023 АС Уральского округа
производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В силу статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора. На основании части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор
Решение № 12-125/2023 от 07.11.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Пунктами 1 и 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Исходя из вышеприведенных норм, обязанность по заключению с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по заключению такого договора возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с твердыми
Решение № 2А-509/2017 от 27.07.2017 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)
что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по материалам, поступившим из Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, по результатам которой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области». Проверкой установлено, что в ходе рейдового осмотра, проведенного Комитетом ДД.ММ.ГГГГ, выявлены места несанкционированного размещения отходов по следующим адресам: - д. Посад, на правой стороне обочины (при движении от Подпорожье), на расстоянии около 200 метров не доезжая до церкви – твердые коммунальные отходы объемом 1,5 м3, - вблизи д. Пидьма (не доезжая 1 км) с правой стороны в 10 м от дороги – твердые коммунальные отходы объемом 1,5 м3, - д. Пидьма, при въезде слева – твердые коммунальные отходы объемом 10 м3, - д. Пидьма, у церкви – строительный мусор объемом 15 м3, - с правой стороны при движении от д. Пидьма к г. Подпорожье – твердые коммунальные отходы объемом 1 м3, - с правой стороны
Решение № 12-87/2022 от 08.06.2022 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)
восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2 ст.39 Федерального закона №7-ФЗ). Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон №89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Согласно ст.2 указанного Закона правовое регулирование в области обращения с