ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Учет амортизации основных средств - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-26020/19 от 09.12.2019 Верховного Суда РФ
– Налоговый кодекс), Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Правилами регулирования цен (тарифов) № 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, Положением по бухгалтерскому учету « Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н. Судебные инстанции исходили из того, что наличие амортизации в перечне расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и документальное подтверждение МУП «СТЭ» начисленной амортизации по объектам основных средств бухгалтерскими документами не является обязательным условием учета амортизации основных средств в тарифах на тепловую энергию, установленных для предприятия, без соответствующего экономического обоснования. При этом суды указали, что ФАС России в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №
Апелляционное определение № 18-АПА19-8 от 11.04.2019 Верховного Суда РФ
административное дело документов следует, что оборудование, использованное судебным экспертом в своих расчетах, отсутствует в электросетевом комплексе в перечне основных средств филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Сочинское ПМЭС, сроки полезного использования амортизируемого имущества определены судебным экспертом произвольно, без учета Классификации основных средств, амортизационные группы отдельных производственных объектов не учитывают их конструктивные особенности. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции административным ответчиком представлен расчет расходов на амортизацию с учетом перечня оборудования, эксплуатируемого регулируемой организацией. Расходы на амортизацию рассчитаны административным ответчиком в соответствии с Классификацией основных средств и на основании первичных документов бухгалтерского учета, исходя из максимальных сроков полезного использования объектов основных средств, участвующих в регулируемой деятельности; амортизационные группы, по которым распределено имущество, определены правильно. Каждому заявленному объекту дана оценка с точки зрения участия в производственной деятельности регулируемой организации. Каких-либо мотивированных возражений на расчет административным ответчиком расходов на амортизацию от ПАО «Кубаньэнерго» не поступило. На основании изложенного при принятии оспариваемого нормативного правового акта
Апелляционное определение № 75-АПА19-13 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
с тем, тарифный орган включил в НВВ Общества на 2019 г. расходы на амортизацию на уровне 2017 г. со ссылкой на положения статей 256, 257 НК РФ. При этом, как усматривается из экспертного заключения, сумма включенных в НВВ Общества расходов на амортизацию не соответствует фактическим данным по бухгалтерскому учету административного истца за 2017 г., а также не тождественна размеру амортизационных отчислений по данным налогового учета за указанный период. Тем самым, следует признать правильными выводы суда первой инстанции о том, что расходы на амортизацию основных средств определены тарифным органом с нарушением требований пункта 43 Основ ценообразования, пункта 28 Методических указаний, и Методических указаний по бухгалтерскому учету, и без надлежащего обоснования. Отказывая в выполнении корректировки НВВ за 2017 г. по результатам 2015 г. тарифный орган сослался на решения Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2018 г. № СП/53843/18 и СП/53852/18, принятые по результатам досудебного спора между АО «ПКС-В одоканал» и Комитетом
Решение № А76-19755/12 от 16.01.2013 АС Челябинской области
оборудованию коду, производит отнесение начисленной амортизации на балансовые счета. При этом амортизация по оборудованию с кодом «0» относится в ДТ счета 20, а с кодом «1» на счета 23, 25, 29, в зависимости от принадлежности к структурному подразделению. В материалы дела налогоплательщиком представлен Классификатор и перечень основных фондов на 2008, 2009, 2010г. на CD-диске. Таким образом, на предприятии разработаны отдельные учетные регистры для налогового учета расходов по ряду учетных участков, в том числе учет амортизации основных средств , учет расходов по оплате труда, учет иных расходов. Общество включило в состав косвенных расходов (налоговый учет) часть заработной платы работников, занятых в основном производстве; отчисления с заработной платы таких работников; суммы амортизации основных средств, не участвующих непосредственно в процессе производства продукции (корпусов цехов, зданий, в которых находится производственное оборудование, рабочее оборудование). Начисление налога на прибыль по расчету заработной платы работников предприятий за 2009г. произошло по причине того, что налогоплательщиком не был представлен
Решение № А50-4887/13 от 27.05.2013 АС Пермского края
на оплату труда работников в размере 562,6 тыс.руб. (стр.15 раздела IX) и отчисления на социальные нужды в размере 169,9 тыс.руб. (стр.16 раздела IX). Однако правового обоснования возможности отнесения затрат на ремонт основных средств на затраты на оплату труда ответчиком не приведено. Соответственно правомерность исключения одной статьи затрат и включение части расходов в другую статью ответчиком в нарушение ст.65, 194 АПК РФ не доказано. Кроме того, в обоснование заявленных требований общество ссылается на необоснованный учет амортизации основных средств при расчете тарифа в размере 97 тыс. рублей, в то время как из представленного в регулирующий орган заключения специалиста, дополнительных документов и уточненных расчетов по амортизации основных средств, следует, что обоснованный размер амортизации основных средств составил 331 32 тыс.руб. Ответчиком указано, и материалами дела подтверждено, что расходы по данной статье затрат учтены в заявленном обществом размере. Согласно пункту 28 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств для расчета регулируемых тарифов (цен) определяется в соответствии
Постановление № А41-111365/19 от 06.06.2022 АС Московского округа
инстанции также был исследован вопрос правомерности следующих операций: – заявление вычетов по НДС по взаимоотношениям со спорными контрагентами, связанных с договорами аренды имущества и купли-продажи материалов и оборудования; – учет затрат на аренду, отраженных по 23 и 25 счетам бухгалтерского учета, в расходах по налогу на прибыль; – учет расходов товарно-материальных ценностей в текущей деятельности, отраженных по 10 счету и списанных на 20 счет бухгалтерского учета, в расходах по налогу на прибыль; – учет амортизации основных средств , строительство которых являлось предметом фиктивных договоров подряда. Суд первой инстанции указал на то, что обстоятельств, свидетельствующих о том, что указанные операции исследовались налоговым органом в ходе проверки, отсутствуют. Оспариваемое решение содержит выводы исключено о нереальности работ и услуг, выполненных спорными контрагентами. Вместе с тем, доначисления по оспариваемому решению касаются как выполнения работ и услуг, а так и обстоятельств аренды имущества, а также купли-продажи материалов и оборудования. По поручению арбитражного суда сторонами была
Решение № А81-133/2011 от 08.04.2011 АС Ямало-Ненецкого АО
«Емкость долива ЕДК-М-10НУ», согласно техническим паспортам, изначально предназначены для работы в условиях агрессивной среды. Так, в ходе проверки выявлено, что ООО «Капитальный ремонт скважин – Сервис» отразило в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 и 2008 годы расходы, в виде сумм начисленной амортизации по основным средствам, имеющим непосредственный контакт с агрессивной средой, к которым применен коэффициент 2 к основной норме амортизации. В соответствии с Учетной политикой, а именно разделом 2.1.4. « Учет амортизации основных средств » при установлении сроков полезного использования исходить из следующего: - для бухгалтерского учета: -ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; -ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; -нормативно-правовых и других ограничений использования объекта; - для налогового учета: - классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ №1, -если основное средство не указано в амортизационных группах, срок устанавливается в соответствии
Решение № 2-451 от 07.10.2011 Прилузского районного суда (Республика Коми)
по видам товаров», «Учет иных материальных расходов и их распределение по видам деятельности», «Количественно-суммовой учет израсходованных материальных ресурсов на выпущенную готовую продукцию по видам товаров», «Учет доходов и расходов по видам товаров в момент их совершения», «Учет доходов и расходов по видам товаров за месяц» (пункт 17 Порядка учета). Расчет начисленных (выплаченных) в виде оплаты труда работникам доходов и удержанных с них налогов производится в разделе V Книги учета (пункт 23 Порядка учета). Учет амортизации основных средств и нематериальных активов производится в разделах II и IV Книги учета (пункт 40 Порядка учета). Учет прочих расходов осуществляется в разделе VI Книги учета (пункт 47 Порядка учета). В соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской
Решение № 3А-22/20 от 25.02.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)
2005 года, в то время как до 2005 года объекты находились в муниципальной собственности и были созданы и приобретены за счет бюджетных средств. Согласно пунктам 43,77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств, учитываемые в НВВ, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями, пунктом 28 которых установлено, что такие расходы учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет амортизации основных средств регламентируется разделом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001г. №26н. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», для формирования информации о начисленной и использованной амортизации, применяется счет 02 «Амортизация основных средств», который ведется по каждому объекту, по группам объектов в соответствии с Учетной политикой Общества
Решение № 3А-16/20 от 11.02.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
регулирования субъекта РФ, не противоречит нормам тарифного законодательства Относительно доводов истца о необоснованности исключения расходов на амортизацию по котельной «********» пояснила, что позиция ответчика в этом вопросе основана на решениях ФАС России и Арбитражных судов Российской Федерации. Согласно выработанной правовой позиции указанного государственного органа и суда, то обстоятельство, что регулируемая организация начисляет амортизацию на основные средства, в том числе на полученные на безвозмездной основе на праве хозяйственного ведения, не является безусловным основанием для учета амортизации основных средств в тарифах на тепловую энергию. Для такого учета необходимо обязательное условие –экономическая обоснованность. В данном случае объекты основных средств (объекты теплоснабжения), созданы Правительством РС (Я) в лице Службы государственного заказчика РС (Я) за счет бюджетных средств и переданы ГУП «ЖКХ РС (Я) в хозяйственное ведение, не предусматривающее возврат указанных средств (получены на безвозмездной основе). Включение расходов на амортизацию объектов теплоснабжения, рассчитанную исходя из стоимости строительства объектов теплоснабжения, финансируемых за счет бюджетных средств, приведет