ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Уровень рентабельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-ЭС23-25320 от 18.12.2023 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что ответчик оплатил фактический объем оказанных услуг исходя из установленного максимального предельного тарифа. Возражения заявителя об обстоятельствах спора, касающихся недополученного дохода и о том, что фактический объем оказанных услуг не обеспечивает уровень рентабельности общества, являлись предметом исследования судов нижестоящих инстанций, оценивших их в пределах своей компетенции. Несогласие с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, и не образует необходимых оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья ОПРЕДЕЛИЛ: отказать обществу с ограниченной ответственностью «Новочеркасский Промжелдортранс» в передаче кассационной
Определение № А40-91027/19 от 17.05.2021 Верховного Суда РФ
услуг постепенно снижались, доходы в рублевом эквиваленте, несмотря на неизменность цены в долл. США, возрастали, ввиду чего рентабельность производимых услуг к 2017 г. включительно возросла в три раза и составила 240 % против 80 % в 2014 г. Рентабельность в период нарушения существенно превышала среднеотраслевые показатели рентабельности (по данным Росстата в размере 18%), а также показатели рентабельности общества в предшествующий нарушению период. Цена на услуги по перевалке нефти обеспечивала ООО «Варандейский терминал» монопольно высокий уровень рентабельности даже в условиях неполной загрузки мощностей. Обстоятельств, которые могли бы указывать на необходимость сохранения цены на уровне 38 долл. США за тонну нефти в условиях снижения расходов общества на производство и неизменности условий обращения товара, состава продавцов и покупателей, не выявлено. Для применения метода сопоставимых рынков в целях анализа цены на услуги общества были выявлены ограничения, поскольку сопоставимых рынков исходя из количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих на нем деятельность по перевалке нефти, проектной мощности, фактической
Апелляционное определение № 22-АПА19-1 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ
при расчете тарифов, сборов и платы в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, определяются на основе себестоимости и уровня рентабельности , обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1 статьи 8 Закона № 17-ФЗ). Основным методом государственного регулирования указанных тарифов является метод экономически обоснованных затрат (пункт 13 Положения № 643). Величина подлежащих установлению тарифов, сборов и платы определяется регулирующим органом на основе необходимой валовой выручки, которая рассчитывается с учетом предусмотренных Положением № 643 и Методикой № 235-т/1 расходов субъекта регулирования (пункт 14 Положения № 643). Пунктом 5 Методики
Апелляционное определение № 87-АЛА19-3 от 25.07.2019 Верховного Суда РФ
статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ) предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности , обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте. В силу части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти
Постановление № А56-11501/20 от 25.05.2021 АС Северо-Западного округа
государственного регулирования условий обращения товаров на соответствующем товарном рынке и др. Представленной ОАО «РЖД» калькуляцией подтверждается, что стоимость рассматриваемой услуги определятся в том числе, стоимостью работы приемщика локомотива, в связи с чем при формировании стоимости учитывается заработная плата за час работы приемщика (с учетом должностного оклада, надбавок, премий и доплат), страховые взносы, основные и общехозяйственные расходы, а также плановая рентабельность. Суды удостоверились в том, что при формировании стоимости услуги ценовой комиссией Октябрьской железной дороги уровень рентабельности установлен в размере 40,9%, уровень накладных расходов в размере 197,8% (в соответствии с указанием заместителя начальника Октябрьской железной дороги от 05.02.2008 № НЗэ-З/у, телеграфному указанию заместителя начальника Дирекции тяги по экономике и финансам ФИО4 от 29.02.2012 № ЦТэк-48, соответствии с письмом и.о. заместителя начальника Октябрьской железной дороги от 30.06.2009 № НЗэ-471/п), а все региональные дирекции тяги (за исключением Октябрьской дирекции тяги), стоимость Услуги определяют с учетом рентабельности в размере 35 % (в соответствии с
Постановление № Ф03-2319/2012 от 06.06.2012 АС Дальневосточного округа
транспортом. На основании указанного решения управлением вынесено предписание от 05.08.2011 № 30 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и на прекращение ущемления интересов других лиц. Предписание содержит требование в срок до 15.08.2011 привести тарифы на услугу гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане в соответствие с экономически обоснованными расходами и прибылью, необходимыми для оказания услуг, не превышающих уровень рентабельности в размере 20 процентов. Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 17.09.1992 №
Постановление № 17АП-13284/2021-ГК от 13.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и неправильным применением норм процессуального права, что привело к принятию неправильного решения. Полагает, что установление платы за пользование путем в размере меньше, чем предложено истцом, а именно по ставке платы, предлагаемой ответчиком, не может привести к перекладыванию части стоимости услуг на Перевозчика; не согласен с отклонением судом первой инстанции ссылки ответчика на указание МПС России от 29.11.1997 № С-1386у, в связи с тем, что ОАО «РЖД» не входит в систему МПС РФ; полагает, что уровень рентабельности в размере 35 % истцом не обоснованно завышен; представленный ОАО «РЖД» расчет не соответствует действительности; судом первой инстанции не учтен довод ответчика о том, что принятая редакция договора позволяет истцу в одностороннем порядке изменять договорную ставку, что не соответствует принципу ее договорного согласования и соотносимости с фактическими затратами (ст. 424 ГК РФ). Ответчик просит принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований истцу отказать, утвердить спорные пункты договора в редакции, предложенной
Постановление № Ф03-2985/2022 от 07.07.2022 АС Дальневосточного округа
административном правонарушении № 065/04/14.31-207/2021 от 09.07.2021 признано незаконным и отменено; в удовлетворении заявления в остальной части отказано. Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя жалобы, приведенный апелляционным судом расчет уровня рентабельности является неверным, поскольку последний рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости, умноженное на 100, по формуле Р = Пр/Ст х 100, где Р – уровень рентабельности , выраженный в процентах, Пр – прибыль, Ст – себестоимость. Настаивает на том, что общество имело возможность привести цену в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» (далее – Постановление № 724), как только ему стало известно о превышении допустимого уровня рентабельности по услуге «трап», однако действия в этом направлении не предприняты. Кроме того, по мнению Управления, включение в
Решение № 3-163/2015 от 10.09.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)
ремонт шин, затраты на ремонт и техническое обслуживание, а также занижение затрат по услугам автовокзала. Прибыль принята согласно расчету на уровне плановой рентабельности 9,6% (34631,1 тыс. рублей х 9,6%) в соответствии с п. 39 Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утвержденных распоряжением Минтранса России №НА-37-р от 18.04.2013. Согласно указанному пункту для экономически устойчивой деятельности транспортной организации уровень рентабельности услуги (перевозки) должен быть равен 9,6 %. В силу п. 40 указанных Методических рекомендаций экономически обоснованный уровень рентабельности должен включать также инвестиционную составляющую, то есть учитывать долю дополнительной прибыли, которую транспортная организация должна получить, чтобы прибавлять к накопленным амортизационным отчислениям на транспортные средства для обеспечения возможности их обновления с учетом роста рыночной стоимости, а также обеспечивать получение прибыли для обновления пассивной части основных средств. При расчете экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров на маршруте
Решение № 3А-119/2023 от 12.09.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
данным ООО «Пальмира» за 2021 год. В письменном отзыве заинтересованного лица администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области указано, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Из переписки с ООО «Пальмира» следует, что перевозчик не в состоянии достоверно определить количество фактически перевезенных им пассажиров в 2022 году. Поэтому определение ЛенРТК количества перевозимых в 2023 году пассажиров является верным. Так как ООО «Пальмира» в ЛенРТК не была представлена инвестиционная программа, то ЛенРТК обоснованно определил уровень рентабельности перевозок. В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район Ленинградской области» не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Участвующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО43 настаивал на удовлетворении заявленных требований. Указал, что поддерживает административное исковое заявление только в части неправильного определения ЛенРТК объема пассажиропотока. Указанное в административном исковом заявлении основание признания недействующим Приказа № 564-п