сервитута. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ (пункт 3 статьи 39.39 ЗК РФ). Установлениепубличногосервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок (пункт 4 статьи 39.39 ЗК РФ). Согласно статье 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране лесов применяется соответственно лесное законодательство, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Категории земель в Российской Федерации по целевому назначению определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ и включают в себя, в числе прочего, земли лесного фонда. Земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации и находятся в федеральнойсобственности (подпункт 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ и часть 1 статьи 8 ЛК РФ). Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным
использования земельных участков и (или) земель в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подается по форме согласно приложению к настоящим Требованиям. Согласно приложению к данным Требованиям (пункт 4 формы) в ходатайстве в качестве цели установленияпубличногосервитута в отношении земель и (или) земельного участка могут служить как цели, предусмотренные статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, так и статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, юридические лица, право собственности , право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, имеют право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об установлении публичного сервитута
Делу № А21-9001/2018). В этой связи доводы Министерства являются ошибочными. Доводы Министерства о возможности установления только публичногосервитута или сервитута до трех лет, об ошибочности установления сервитута на контуры лесных участков, о заключении сервитута с ООО «КАРТЭ» подлежат отклонению. В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п.1, пп. 10 п. 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области (утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642) Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области и устанавливает сервитут в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (Постановление АС СЗО от 19.04.2021 по Делу № А21-1225/2020) при плате 0.01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута (п. 2 Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральнойсобственности , утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1461). Также согласно п. 3.3.3 Договора
определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса. Статьей 39.37 ЗК РФ определены цели установленияпубличногосервитута. В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в частности в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения (подпункт 1). В соответствии с пунктом 4 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок. На основании статьи 39.42 ЗК РФ ходатайство об установлении публичного сервитута, предусмотренное пунктом
Земельного кодекса РФ, - Лесным кодексом РФ, согласно которому Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по установлению сервитутов, публичныхсервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в данном случае таким органом является департамента лесного комплекса Кузбасса. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции. Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее. С 01.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Закон № 341-ФЗ). Данным Законом внесены изменения, в том числе в Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Вводный закон. В силу статьи 3.6 Вводного закона (в редакции Закона № 341-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута,
п. 10 Положения о государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 г. № 1217, земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью. Земельный участок, на который установлено обременение в виде сервитута находился на момент принятия решения в непосредственном владении Комплекса. Таким образом, вопрос установленияпубличногосервитута на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральнойсобственности относился к полномочиям администрации Тверской области, а не администрации городского поселения поселок Козлово, поскольку при решении данного вопроса затрагиваются интересы Тверской области. В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 06.05.2006 г. № 93-па «О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения» Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области уполномочено на осуществление полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
заявленный сервитут является единственным вариантом доступа к участку, находящемуся в худшем территориальном положении. На сегодняшний день проезд к СНТ обеспечен на постоянной основе двумя полевыми внутрихозяйственными дорогами. Отсутствуют сведения о необходимости в установлении указанного публичногосервитута для проезда к СНТ в целях обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, администрацией города установлен публичный сервитут в границах вновь построенной в 2018 году дороги. При этом важным для рассмотрения становится тот факт, что публичный сервитут, установленный в границах вновь построенной дороги, установлен на землях с неразграниченной государственной собственностью. Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральнуюсобственность ), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Таким образом, до разграничения земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, и до