ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление публичного сервитута на землях федеральной собственности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А29-1514/2022 от 12.09.2022 АС Республики Коми
сервитута. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ (пункт 3 статьи 39.39 ЗК РФ). Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок (пункт 4 статьи 39.39 ЗК РФ). Согласно статье 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране лесов применяется соответственно лесное законодательство, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Категории земель в Российской Федерации по целевому назначению определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ и включают в себя, в числе прочего, земли лесного фонда. Земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации и находятся в федеральной собственности (подпункт 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ и часть 1 статьи 8 ЛК РФ). Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным
Постановление № А12-17014/2021 от 04.10.2022 АС Поволжского округа
использования земельных участков и (или) земель в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подается по форме согласно приложению к настоящим Требованиям. Согласно приложению к данным Требованиям (пункт 4 формы) в ходатайстве в качестве цели установления публичного сервитута в отношении земель и (или) земельного участка могут служить как цели, предусмотренные статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, так и статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, юридические лица, право собственности , право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, имеют право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об установлении публичного сервитута
Постановление № 13АП-24338/2022 от 06.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Делу № А21-9001/2018). В этой связи доводы Министерства являются ошибочными. Доводы Министерства о возможности установления только публичного сервитута или сервитута до трех лет, об ошибочности установления сервитута на контуры лесных участков, о заключении сервитута с ООО «КАРТЭ» подлежат отклонению. В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п.1, пп. 10 п. 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области (утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642) Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области и устанавливает сервитут в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (Постановление АС СЗО от 19.04.2021 по Делу № А21-1225/2020) при плате 0.01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута (п. 2 Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности , утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1461). Также согласно п. 3.3.3 Договора
Постановление № А27-7260/2021 от 05.07.2022 АС Западно-Сибирского округа
определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса. Статьей 39.37 ЗК РФ определены цели установления публичного сервитута. В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в частности в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения (подпункт 1). В соответствии с пунктом 4 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок. На основании статьи 39.42 ЗК РФ ходатайство об установлении публичного сервитута, предусмотренное пунктом
Постановление № А27-10994/2021 от 28.06.2022 АС Западно-Сибирского округа
Земельного кодекса РФ, - Лесным кодексом РФ, согласно которому Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в данном случае таким органом является департамента лесного комплекса Кузбасса. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции. Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее. С 01.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Закон № 341-ФЗ). Данным Законом внесены изменения, в том числе в Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Вводный закон. В силу статьи 3.6 Вводного закона (в редакции Закона № 341-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута,
Решение № 2А-1085/17 от 13.10.2017 Конаковского городского суда (Тверская область)
п. 10 Положения о государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 г. № 1217, земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью. Земельный участок, на который установлено обременение в виде сервитута находился на момент принятия решения в непосредственном владении Комплекса. Таким образом, вопрос установления публичного сервитута на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности относился к полномочиям администрации Тверской области, а не администрации городского поселения поселок Козлово, поскольку при решении данного вопроса затрагиваются интересы Тверской области. В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 06.05.2006 г. № 93-па «О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения» Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области уполномочено на осуществление полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
Решение № 2А-3430/20 от 30.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)
заявленный сервитут является единственным вариантом доступа к участку, находящемуся в худшем территориальном положении. На сегодняшний день проезд к СНТ обеспечен на постоянной основе двумя полевыми внутрихозяйственными дорогами. Отсутствуют сведения о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для проезда к СНТ в целях обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, администрацией города установлен публичный сервитут в границах вновь построенной в 2018 году дороги. При этом важным для рассмотрения становится тот факт, что публичный сервитут, установленный в границах вновь построенной дороги, установлен на землях с неразграниченной государственной собственностью. Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность ), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Таким образом, до разграничения земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, и до