Дело № АКПИ 19-88 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Москва 19 апреля 2019 г. Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда Романенкова НС. Российской Федерации судей Верховного Суда Иваненко Ю.Г. Российской Федерации ФИО1 при секретаре Березиной А.В. с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 581, установил: абзац второй пункта 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники (далее - Положение) определяет военную технику как технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники. Гражданин ФИО2 обратился в
являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Разрешая спор, суды, руководствуясь статьями 129, 153, 154, 421, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 № 581 (далее – Положение № 581), установив, что изделия, указанные в заявке истца на производство и поставку товара, относятся к изделиям военной техники, которая ограничена в обороте и может реализовываться исключительно производителями и исключительно в адрес потребителей такой продукции, осуществляющих ее непосредственное применение, между тем, истец таким лицом не является, пришли к выводу об отказе в удовлетворении иска. Доводы истца о неверном
производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, указано, что деятельность по разработке, производству,испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает выполнение следующих работ (услуг): а) разработка вооружения и военной техники; б)производство и реализация вооружения и военной техники; в) испытание вооружения и военной техники; г) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники; д) утилизация вооружения и военной техники. В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, являются, в том числе: - наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений, технической документации, испытательного, технологического оборудования, средств программного обеспечения и средств измерений, поверенных в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», необходимых
и военной техники, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации N 581 от 13.06.2012 (далее - Положение о лицензировании), которым предусмотрено, что деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает выполнение следующих работ (услуг): а) разработка вооружения и военной техники; б) производство и реализация вооружения и военной техники; в) испытание вооружения и военной техники; г) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники; д) утилизация вооружения и военной техники. В пункте 3 указанного Положения определены понятия, используемые в настоящем положении. Под военной техникой понимаемся технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники. Письмом от 04.05.2015 №235/1/8/1993 Министерство обороны Российской Федерации пояснило, что размагничивающее устройство (система ДУ) является составной частью военной техники и в соответствии с ЕК001-2014 относится к классу ЕКПС 1075 «Средства инженерной разведки,
монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 № 581, деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает выполнение следующих работ (услуг): а) разработка вооружения и военной техники; б) производство и реализация вооружения и военной техники; в) испытание вооружения и военной техники; г) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники; д) утилизация вооружения и военной техники. Под военной техникой понимаются технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники. Письмом от 04.05.2015 № 235/1/8/1993 Министерство обороны Российской Федерации пояснило, что размагничивающее устройство (система ДУ) является составной частью военной техники и в соответствии с ЕК 001-2014 относится к классу ЕКПС 1075 «Средства инженерной разведки, преодоления устройства минно-взрывных заграждений. Средства размагничивания кораблей». Согласно «ЕК
на федеральное государственное унитарное предприятие "Чапаевский завод измерительных приборов" (пункт 1 Устава). В соответствии с пунктом 8 Устава Предприятие создано в целях обеспечения производства боеприпасов, вооружения и военной техники, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность. Для достижения целей, указанных в пункте 8 настоящего устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: а) разработка, производство и утилизация боеприпасов и их составных частей; б) разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники; в) производство, хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения, а также деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения; г) производство пиротехнических изделий, а также деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом; д) испытания артиллерийских и авиационных боеприпасов, реактивных систем залпового огня, средств ближнего боя, стрелкового оружия и боеприпасов к ним, боевых частей ракет, отдельных образцов военной техники и др. (пункт 9 Устава). Имущество предприятия
монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 № 581, деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает выполнение следующих работ (услуг): а) разработка вооружения и военной техники; б) производство и реализация вооружения и военной техники; в) испытание вооружения и военной техники; г) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники; д) утилизация вооружения и военной техники. Пунктом 3.5 договора предусмотрено наличие у поставщика лицензии на производство вооружения и военной техники. Довод кассационной жалобы, что по договору от 15.01.2015 требовалось осуществить производство опытных образцов военной техники, что видно из пункта 1.4 договора (в редакции пункта 7 дополнительного соглашения № 1 от 21.09.2016 к договору), был предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, этому доводу дана надлежащая правовая оценка и он отклонен как несостоятельный. Ссылка заявителя жалобы на ответ начальника
по результатам проведенной в марте 2015 года проверки в отношении ФКП «А» каких-либо решений о наличии нарушений бюджетного законодательства Росфиннадзором не вынесено, предписания и представления об устранении выявленных нарушений в адрес ФКП «А» не поступали, несостоятельны и опровергаются как самим актом проверки от 30.03.2015 года, в заключении которого указано, что проверкой правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, направленных Министерством обороны РФ в 2013-2014 гг. организациям – исполнителям на реализацию Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 гг. и на период до 2020 года» в ФКП «А» установлены нарушения, поскольку работы, предусмотренные договором от 09.01.2014 года №, заключенным между ФКП «А» и ФКП «В», фактически не выполнены, так как вместо изделий 9М31 в количестве 800 штук утилизированы изделия 9М31М в количестве 800 штук, чем нарушены п.п.2.1, 2.2, 5.9.1, 6.3 договора от 09.01.2014 года, заключенного во исполнение и на условиях государственного контракта от 28.05.2013 года, что привело
быть сообщено прокурору в письменной форме. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с целью проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, направленных Министерству обороны РФ в 2013-2014 годах и в первом квартале 2015 года в рамках внепрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» на реализацию федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года», а также полноты и своевременности устранения нарушений законодательства, выявленных проверкой проведенной Росфиннадзором в 2013 году, главным контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в Самарской области на основании приказа ТУ Росфиннадзора в Самарской области № от 05.02.2015 года в период с 09.02.2015 года по 06.03.2015 года проведена плановая выездная проверка в отношении <Б>, расположенного по <адрес>, - и установлено, что работы во исполнение госконтракта № от
на данных площадках были списаны 883 квартирно-эксплуатационным управлением (войсковой частью 15155), в последствии ФГУ «607 КЭО», распоряжением территориального Управления Федерального Агентства по управления Федеральным имуществом по Архангельской области XX.XX.XXXX XXX-р. В соответствии с Гособоронзаказом на 2013, 2014 и 2015 годы по государственному контракту от XX.XX.XXXX XXXЛиквидация зданий и сооружений ракетного комплекса «Ликвидация зданий и сооружений ракетного комплекса «Темп-2С» на площадках № 24, 31 космодрома «Плесецк» с горизонтальной планировкой» в рамках Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до2020 года» ОАО «ВПК «НПО машиностроение» в период с марта 2013 г. по ноябрь 2015 г. проведена ликвидация объектов недвижимого имущества, в том числе и 2-х объектов (укрытие для личного состава по ГП № УБ; здание ДЭС по ГП № 31) которые в соответствии с приказом МО РФ от XX.XX.XXXX.XXX закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России. Работы по утилизации и