ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Виды добытого полезного ископаемого - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.04.2019 N АКПИ19-82 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 7 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564>
о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 4 июля 2013 г. N 564 утвердило Правила. Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 8 июля 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 15 июля 2013 г. N 28. Правила устанавливают порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Абзац третий пункта 7 Правил предусматривает определение вида добытого полезного ископаемого в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на возможность идентификации добытого полезного ископаемого в качестве отдельного вида полезного ископаемого, не могут нарушать права административного истца. Данное правовое регулирование соответствует законодательству Российской Федерации о недрах, которое предусматривает ответственность для лиц, причинивших вред недрам, делегируя установление порядка расчета размера вреда, причиненного недрам, Правительству Российской Федерации. В подпункте 10 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации содержится
Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 430-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Святогор" на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации"
в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.). Приведенное разъяснение не устранило неясности в вопросе о том, чем следует руководствоваться в каждом конкретном случае, чтобы установить, являются те или иные операции операциями по добыче либо операциями по переработке минерального сырья, а также что следует понимать под термином "добыча" (учитывая многообразие видов добытых полезных ископаемых , технологий их добычи). Поэтому Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 января 2008 года N 4822/07, касающемся применения подпункта 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, в каких случаях видом добычи полезного ископаемого нужно считать многокомпонентные комплексные руды, а в каких - полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел): в тех случаях, когда стандартом
Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2059-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации"
связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 года N 189-О). Следовательно, оспариваемые законоположения, конкретизируя в целях определенности налоговых отношений понятие полезного ископаемого, а также устанавливая его виды для целей обложения налогом на добычу полезных ископаемых, позволяют рассматривать нефть и газовый конденсат как отдельные виды добытых полезных ископаемых , в отношении которых установлен разный порядок формирования налоговой базы и предусмотрены разные налоговые ставки названного налога. Таким образом, оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации, как направленные на возможность идентификации добытого углеводородного сырья в качестве отдельного вида полезного ископаемого, сами по себе не нарушают права налогоплательщиков, являющихся пользователями недр. Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3
Письмо ФНС России от 14.11.2019 N СД-4-3/23165@ "О новых кодах видов добытых полезных ископаемых"
 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 14 ноября 2019 г. N СД-4-3/23165@ О НОВЫХ КОДАХ ВИДОВ ДОБЫТЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 изменений, внесенных Федеральным законом от 02.08.2019 N 284-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 284-ФЗ) в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее. В соответствии
Письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15780 "Об определении вида добытого полезного ископаемого при добыче драгметаллов"
 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 30 августа 2013 г. N АС-4-3/15780 ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА ДОБЫТОГО ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО ПРИ ДОБЫЧЕ ДРАГМЕТАЛЛОВ Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов по вопросу о правомерности обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) драгоценных металлов (серебра), полученных в результате осуществленного процесса аффинажа концентрата, содержащего драгметаллы (лигатурного золота), сообщает следующее. Согласно статье 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в
Определение № 309-ЭС21-18458 от 19.10.2021 Верховного Суда РФ
жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за апрель 2019, май 2019, июнь 2019, июль 2019 года инспекцией приняты оспариваемые решения о доначислении НДПИ, соответствующих сумм пеней и штрафа. Доначисление оспариваемыми решениями инспекции НДПИ связано с выводом о неверном определении налогоплательщиком вида добытого полезного ископаемого , в связи с чем обществом неверно определена налоговая база по данному налогу. Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 336 – 340 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ГОСТом 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ», принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума от 18.12.2007 №
Определение № 07АП-1594/2016 от 13.12.2016 Верховного Суда РФ
порядке лицензию на право пользования недрами, при этом лицензия на право пользования недрами предоставляется на участок недр в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одним из видов добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье, к которым относится, в том числе нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (подпункт 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса). Сумма НДПИ по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (пункт 1 статьи 343 Налогового кодекса). Подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что налоговая ставка при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной умножается на
Определение № 307-КГ15-15411 от 04.12.2015 Верховного Суда РФ
виде, а также уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, пришли к выводу о том, что поскольку в проверяемый период уникальных янтарных образований заявитель не добывал, то янтарь, не отнесенный в установленном порядке к уникальным янтарным образованиям, не может быть признан драгоценным камнем и в отношении его применяется ставка налога на добычу полезных ископаемых в размере 6,5 процентов. Согласно подпунктам 11 и 12 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации видами добытого полезного ископаемого являются, в частности, камнесамоцветное сырье (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие) и природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь). Налоговый кодекс Российской Федерации определяет только понятие и виды полезных ископаемых, а не относит те или иные виды добытого сырья к категории драгоценных, полудрагоценных или камнесамоцветных. Вопрос о применении налоговой ставки налога
Решение № АКПИ19-82 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ
о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 4 июля 2013 г. № 564 утвердило Правила. Нормативный правовой акт размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (пйр://\у\улу.ргауо.§оу.ги) 8 июля 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 15 июля 2013 г. № 28. Правила устанавливают порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Абзац третий пункта 7 Правил предусматривает определение вида добытого полезного ископаемого в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на возможность идентификации добытого полезного ископаемого в качестве отдельного вида полезного ископаемого, не могут нарушать права административного истца. Данное правовое регулирование соответствует законодательству Российской Федерации о недрах, которое предусматривает ответственность для лиц., причинивших вред недрам, делегируя установление порядка расчета размера вреда, причиненного недрам, Правительству Российской Федерации. В подпункте 10 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации содержится
Решение № А78-4659/11 от 08.09.2011 АС Забайкальского края
содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Пунктом 2 указанной статьи определены виды добытого полезного ископаемого , в том числе: в подпункте 4 указаны многокомпонентные комплексные руды; а в подпункте 5 - полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел). Статьей 338 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых
Постановление № 04АП-6190/20 от 28.01.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
Федерации. Пунктом 1 статьи 337 НК РФ определено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Виды добытого полезного ископаемого отражены в пункте 2 статьи 337 НК РФ. Проверкой установлено, а ООО «Байкалруд» не опровергалось, что добытым полезным ископаемым в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых у заявителя признается комплексная полиметаллическая руда. В соответствии с пунктом 1 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Согласно пункту 2 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется
Постановление № 20АП-267/07 от 23.04.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
21.07.2005г. незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Управление представило встречное заявление о взыскании с Общества 1 086 500руб. штрафа. Удовлетворяя требования Общества и, соответственно, отказывая налоговому органу, суд первой инстанции правомерно руководствовался п.1 ст.336 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Виды добытого полезного ископаемого перечислены в пункте 2 статьи 337 Кодекса, подпунктом 10 которого к ним отнесено неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии. В силу статьи 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Кодекса. Количество добытых полезных ископаемых определяется в порядке, предусмотренном в статье 339 НК РФ. Пунктом 7 этой статьи установлено, что
Постановление № 20АП-3302/08 от 09.10.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
доначисленного налога, в связи с чем налогоплательщик фактически лишен возможности предоставить контррасчет или проверить правильность произведенных доначислений. Удовлетворяя требования Общества в части доначисления НДПИ в сумме 4012297руб., соответствующих сумм пени и штрафа, суд пер­вой инстанции правомерно руководствовался п.1 ст.336 НК РФ, согласно которому объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, пре­доставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации. Виды добытого полезного ископаемого перечислены в п.2 ст.337 НК РФ, подпунктом 10 которого к ним отнесено неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной ин­дустрии. В силу ст.338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст.340 НК РФ. Количество добытых полезных ископаемых определяется в порядке, предусмотренном в ст.339 НК РФ. Пунктом 7 этой статьи установлено, что при определении количества
Постановление № 04АП-219/10 от 04.03.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
добыче золота на Дельмачикском месторождении определяется рабочим проектом разработки месторождения полезных ископаемых и включает в себя полный комплекс технологических операций по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества. Цель технологических операций – получение товарного продукта (золотосодержащих слитков), в связи с чем полезным ископаемым в целях налогообложения является сплав Доре, а не золотосодержащая руда. В обоснование данного вывода суд первой инстанции также сослался на пункт 13 статьи 337 Налогового кодекса РФ, определяющий виды добытого полезного ископаемого - концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений. Поскольку в рассматриваемом налоговом периоде сплав Доре заявителем получен не был по причине не завершения технологического процесса, добытое полезное ископаемое складировалось и ставилось на учет, его нельзя признать потерями. Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. С учетом уточнения предмета
Решение № 12-204/19 от 13.05.2019 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)
РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (п. 1 ст. 337 НК РФ). Видами добытого полезного ископаемого являются углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ) Согласно ст. 338 НК РФ налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче углеводородного сырья (пп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ (п. 3 ст. 338 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого