ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Внутренний финансовый контроль - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А60-566/20 от 04.05.2021 Верховного Суда РФ
МРУ ВФКиА Минобороны России по ЦФО, контрольный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2020 по делу № А60-566/2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2021 по тому же делу по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФГБУ СКК «Приволжский», учреждение) к контрольному органу о признании незаконным в части акта № 76дсп, составленного по результатам мероприятия внутреннего финансового контроля , обязании исключить из содержания акта выводы, признанные незаконными, установил: решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2021, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, МРУ ВФКиА Минобороны России по ЦФО просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Согласно пункту 1 части 7 статьи
Определение № А05-7165/20 от 13.09.2021 Верховного Суда РФ
в представлении не требуется, а требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения подлежит отражению в представлении только в случае невозможности его устранения. Отклоняя ссылки казначейства на письма Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2019 № 02-09-09/93169, от 03.12.2019 № 02-09-07/93933, суды исходили из того, что силу пункта 5 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения. Тогда как порядок проведения внутреннего финансового контроля законодательно не определен. Учреждение до составления акта проверки и выдачи оспариваемого представления данное нарушение устранило, представив казначейству справку о совместном проживании несовершеннолетних детей с работником, что впоследствии нашло отражение в акте проверки от 19.03.2020. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие спорного нарушения на момент выдачи оспариваемого представления, суды пришли к выводу о несоответствии пункта 2 данного представления действующему законодательству
Определение № 14АП-10311/19 от 05.08.2020 Верховного Суда РФ
суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 78, 265, 266.1, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 № 368. Суд исходил из того, что оспариваемое представление вынесено в пределах полномочий УФК по Новгородской области по результатам мероприятия внутреннего финансового контроля , проведенного с соблюдением требований действующего законодательства. Совершение нарушений, отмеченных в содержании представления, АО НПО «Квант» не отрицало. Проанализировав положения действующего законодательства, регулирующего предоставление субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, а также условия соглашения от 27.12.2017 № 172209.4410264220.11.01 о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключенного между АО НПО «Квант» и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, суд нашел, что условия выделения субсидии предусматривали не только соответствие общества определенным критериям и представление им необходимых документов,
Определение № 304-КГ17-1532 от 10.03.2017 Верховного Суда РФ
– Югры «Ханты- Мансийская государственная медицинская академия» на 2015 год и плановый период 2016, 2017 годов». Полагая, что указание не соответствует положениям действующего законодательства, академия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что оспариваемое указание соответствует по форме и содержанию требованиям приказа службы от 25.03.2014 № 9-нп «Об утверждении Порядка проведения проверок при осуществлении внутреннего финансового контроля , ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, контроля за деятельностью государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в форме последующего контроля, аудиторских проверок при осуществлении внутреннего финансового аудита» (далее – приказ № 9-нп); в ходе проверки выявлено, что стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы с 01.09.2104 не отменены; установлено непринятие мер академией по обеспечению возврата неправомерных выплат, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5, 11, 12 представления; академией не доказано
Постановление № А50-11469/2021 от 07.06.2022 АС Уральского округа
не является ненормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, носящим властно-распорядительный характер. Кроме того, в пункте 3.6.7. Положения № 1032 предусмотрено, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, в том числе в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета Пермского края в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период. Пунктом 3.6.7 (1) установлено, что Министерство осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в соответствии с бюджетным законодательством. В соответствии с подпунктами 10, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные указанным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными
Постановление № А73-17964/2021 от 20.07.2022 АС Дальневосточного округа
министерство в трехмесячный срок со дня его окончания обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств. Согласно пункту 22 Порядка № 480-пр министерство и органы государственного финансового контроля края осуществляют обязательную проверку соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края. В силу пункта 3.6.4 Положения о министерстве социальной защиты Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края 05.08.2016 № 259-пр, министерство осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством. Министерством реализуется внутренний финансовый контроль, в том числе в отношении внутренней бюджетной процедуры – осуществление предусмотренных правовыми актами правил предоставления субсидий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления (подпункт 2.6.2 Порядка осуществления министерством социальной защиты населения Хабаровского края внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом министерства от 16.02.2021 № 75-П). Суды пришли к обоснованному выводу, что проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии поставщику
Постановление № А05-10233/2021 от 15.06.2022 АС Северо-Западного округа
их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Инспекция не обладает полномочиями по проверке Учреждения, поскольку контроль за реализацией соглашения с точки зрения бюджетного законодательства осуществляет исключительно администрация муниципального образования "Город Архангельск", которая является получателем межбюджетного трансферта (субвенции). Кроме того, предмет проверки не совпадает с субъектом проверки, поскольку именно Администрация несет ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета; в отношении государственных (муниципальных) учреждений внутренний финансовый контроль осуществляется лишь в случае реализации ими муниципального задания в рамках заключаемого с учреждением соглашения о предоставлении субсидий на выполнение муниципального задания. Податель жалобы также указывает, что проведение медицинских осмотров работников детских учреждений является обязанностью работодателя, связанной с осуществлением непосредственной деятельности учреждения, и включается в расходы на реализацию муниципального задания. Кроме того, оснований для возврата субсидии в доход городского бюджета не имеется, поскольку муниципальное задание учреждением выполнено и установленные результата достигнуты. Стороны и третьи
Постановление № А10-7241/2022 от 04.12.2023 АС Восточно-Сибирского округа
2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности и обоснованности оспариваемых пунктов 2.2, 2.7, 2.9 представления № 46 от 15.08.2022, указывает на то, что в министерстве в установленном порядке проводятся внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, что подтверждается представленными в ходе рассмотрения дела документами (приказами, планами, отчетами, актами), а отчет счетной палаты и вынесенное представление не содержат сведений (замечаний) о нарушении министерством приказов Минфина России и постановлений Правительства РФ по причине проведения указанных процедур финансового контроля и аудита в соответствии с требованиями статей 160.2.-1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ); само по себе неосуществление своевременного расчета по установлению размера разницы между
Постановление № 06АП-1503/2022 от 12.05.2022 АС Хабаровского края
10 статьи 158 БК РФ министерство, как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Согласно пункту 22 Порядка №480-пр министерство, органы государственного финансового контроля края осуществляют обязательную проверку соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края. В силу пункта 3.6.4 Положения о министерстве, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края 05.08.2016 № 259-пр, министерство осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством. В рамках статьи 269.2 БК РФ, подпункта 2.6.2 Порядка осуществления министерством социальной защиты населения Хабаровского края внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом министерства от 16.02.2021 №75-П, последним реализуется внутренний финансовый контроль, в том числе в отношении внутренней бюджетной процедуры - осуществление предусмотренных правовыми актами правил предоставления субсидий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления. Таким образом, во исполнение вышепоименованных нормативных актов Министерством социальной защиты
Постановление № 5-65/2023 от 12.12.2023 Ильинского районного суда (Пермский край)
городского округа № 88-276-1.0-01-04 от 15.03.2023 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение безопасности населения Ильинского городского округа» (л.д. 58-68); - соглашением между учредителем и подведомственным муниципальным бюджетным учреждением о предоставлении субсидий на иные цели № 1 от 30.05.2023, заключенным между управлением образования администрации Ильинского городского округа в лице начальника Ворошкевич Н.А. и МБОУ «Ильинская СОШ № 1» в лице директора ФИО11., где в разделе IV Взаимодействие сторон п.п. 4.2.2 учредитель вправе осуществлять внутренний финансовый контроль в части соблюдения Учредителем Порядка предоставления субсидий на иные цели, целями и условиями, предусмотренными Соглашением, контроль за Учреждением: Мероприятие: 4.1 Организация и проведение профилактических мероприятий - вовлечение подростков в том числе категории «группы риска» и СОП, во внеурочную и летнюю занятость. Субсидия предоставлена на сумму 51 428 руб. 60 коп. (п. 2.2) (л.д. 69-72); - дополнительным соглашением № 1/2 от 27.07.2023 к Соглашению № 1 между учредителем и подведомственным муниципальным бюджетным учреждением о
Решение № 2-4023/17Г от 01.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)
ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, представил отзыв на иск, согласно которому в соответствии с пунктом 2.2. Постановления администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Владивостокского городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Владивостокского городского округа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», внутренний финансовый контроль осуществляется органами администрации города Владивостока (управлениями и отделами, предусмотренными структурой администрации города Владивостока), которые осуществляют внутренние бюджетные процедуры и составляющие их процессы. Органы администрации города Владивостока, осуществляющие внутренние бюджетные процедуры и составляющие их процессы, являются субъектами внутреннего финансового контроля. В соответствии со статьей 23 Порядка субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с полномочиями, определенными их должностными инструкциями, в отношении внутренних бюджетных процедур, установленных указанным пунктом Порядка. Структура администрации города