ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Водоохранная зона гидротехнического сооружения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р (ред. от 17.04.2012) <Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года>
аппаратной базы и методического обеспечения должно сочетаться с развитием методов полевых исследований, основанных на применении физических, химических и биологических детекторов и индикаторов. Для развития современной системы государственного мониторинга водных объектов требуется решение большого числа прикладных и фундаментальных научных задач, создание новых и модификация существующих технологий, совершенствование методической базы и нормативного правового регулирования, построение эффективных систем осуществления мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон субъектами Российской Федерации и наблюдений эксплуатирующими организациями за водохозяйственными системами, в том числе гидротехническими сооружениями . В рамках совершенствования мониторинга подземных вод предусматриваются создание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимизация государственной опорной наблюдательной сети и актуализация нормативно-методической базы ведения государственного мониторинга состояния недр. В целях обеспечения информационной открытости мониторинговой информации при общей координации Федеральным агентством водных ресурсов предстоит завершить создание единой автоматизированной информационной системы государственного мониторинга водных объектов, формирование банка данных мониторинга по бассейновым округам,
Приказ Минприроды России от 08.10.2014 N 432 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2014 N 34630)
локальном уровне мониторинг водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами проводится собственниками водных объектов и водопользователями. 79. Программы мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами для гидротехнических сооружений или мероприятий, относящиеся к первой категории первого класса (активных) сооружений или мероприятий, разрабатываются на этапе разработки региональных программ ведения мониторинга органами власти субъектов Российской Федерации по согласованию с региональными бассейновыми водными управлениями индивидуально по специальному заданию. 80. Программы мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей для гидротехнических сооружений или мероприятий, относящиеся ко второй категории
Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 (ред. от 14.03.2024) "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов"
власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.10.2009 N 830, от 18.04.2014 N 360) (см. текст в предыдущей редакции) осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями , находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. (в
Определение № А32-20797/18 от 18.02.2021 Верховного Суда РФ
объекту общего пользования и его береговой полосе само по себе не является основанием для признания договора недействительным и не освобождает арендатора от необходимости соблюдения требований закона. Доказательства несоблюдения сторонами спорного договора аренды условия об обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту или его береговой полосе отсутствуют. Положениями статьи 65 ВК РФ допускается ведение в границах водоохранных зон, примыкающих к береговой линии (границам водного объекта) морей, хозяйственной деятельности с определенными в данной норме ограничениями. Спорный договор аренды заключен сторонами для размещения пляжа и с учетом того, что Общество, являясь собственником объекта недвижимости – гидротехнического сооружения , расположенного в береговой полосе моря и на части спорного участка, в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.9, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в аренду без проведения торгов. Поскольку вывод судов о недействительности договора аренды от 30.01.2012 является ошибочным, Общество
Постановление № 56-АД21-5 от 09.04.2021 Верховного Суда РФ
и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Пунктом 7 части 15 указанной статьи установлен запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон. Частью 1, пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Законом № 7-ФЗ, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из материалов дела следует, что на основании приказов руководителя Управления Росприродназора по Приморскому краю от 26 февраля 2019 г. № 54-КДН и № 130 в
Определение № 04АП-873/19 от 28.09.2020 Верховного Суда РФ
водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» (далее – Приказ № 485), разъяснениями, приведенными в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об обоснованности иска. Суды исходили из следующего: в силу части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями; согласно Приказу № 485 рубка лесных насаждений в защитных лесах может осуществляться в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических
Постановление № 17АП-10800/2021-ГК от 14.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
части прекращено. Решением Березниковского городского суда Пермского края от 14.12.2021 по делу 2-1706/2022 в остальной части исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора (с учетом их уточнения) удовлетворены. На Общество «БСЗ» возложена обязанность не позднее 7 лет с даты вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию шламонакопителя № 2, расположенного в водоохранных зонах реки Толыч (в 100 метрах от береговой линии реки) и реки Камы (в 200 метрах от береговой линии реки). Вступившим в законную силу судебными актами по указанному делу со ссылками на проведенную в рамках дела комплексную судебную экспертизу и иные исследования, установлено, что эксплуатация гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2 обществом «БСЗ» осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»; доказательства того, что источником загрязнения окружающей среды являются фильтрационные воды общества «БСЗ» не добыто. Источниками разгрузок могут быть как природные подземные, грунтовые воды, так и сточные воды шламонакопителя № 1, который расположен в
Постановление № А65-16396/2021 от 29.09.2022 АС Поволжского округа
для государственных или муниципальных нужд. Земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта - река Кама, в пределах прибрежной защитной полосы водоохранной зоны Куйбышевского водохранилища, реестровый номер 16:00-6.3014. Береговая полоса (полоса вдоль береговой линии, границы водного объекта), согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации устанавливается шириной 20 метров. Согласно информации из публичной кадастровой карты Росреестра расстояние от линии водного объекта до первоначальной точки «Причал нерудных материалов», расположенного на земельном участке 31, составляет 9 метров, до самой дальней точки 17 метров, таким образом объект «Причал нерудных материалов» расположен в пределах береговой полосы, которая граничит с земельным участком с кадастровым номером 16:52:010301:44 (далее - земельный участок 44), являющимся федеральной собственностью и переданным ФБУ «Администрация «Камводпуть» на праве постоянного (бессрочного) пользования для искусственных сооружений и акватории (Нижнекамский район гидротехнических сооружений и судоходства, судоходный шлюз). В целом береговая полоса, в том числе земельный участок 31, земельный участок 44 являются зоной охраны природных
Решение № 2-1324/18 от 25.07.2018 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)
научно-технической политике". Спорный земельный участок применительно к положениям указанных выше нормативно-правовых актов по своей категории «земли населенных пунктов» и виду разрешенному использования «для индивидуального жилищного строительства» к установленным случаям запрета его выкупа не относится. Более того, спор о формировании земельного участка, постановки его на кадастровый учет и предоставлении в аренду ФИО2 ранее разрешался судом по существу, в том числе по доводам о невозможности его первоначального формирования в силу принадлежности к береговой полосе, землям водоохранной зоны, гидротехническим сооружениям , а также его доступности для третьих лиц к берегу реки Кубань. ДД.ММ.ГГГГ Тахтамукайским районным судом Республики Адыгея рассмотрено гражданское дело № по иску ФИО6, ФИО7 и ФИО8 к администрации МО «<адрес>» и ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 о признании незаконными действий администрации МО « <адрес>» по предоставлению в аренду земельных участков, расположенных в <адрес>, в том числе земельного участка, являющегося предметом спора по настоящему делу, а также недействительными распоряжений администрации о
Решение № 2-336-2019 от 14.11.2019 Калининского районного суда (Краснодарский край)
Магистрального Понурского канала (дата не указана) установлено, что в непосредственной близости с каналом (примыкают и частично заходят на дамбу (вал) канала и границы его водной глади) находятся обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0701000:127 и 23:10:0701000:128. Так же Истец заявляет о ряде ограничений свидетельствующих по его мнению о невозможности предоставления земельных участков в частную собственность граждан. К таким ограничениям Истец относит: наличие береговой полосы, водоохранной зоны, полосы отвода, прибрежной защитной полосы (запрет на приватизацию участков, в обозначенных пределах); размещенные на участке государственные мелиоративные системы, гидротехнические сооружения , которые передаются организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и сооружений (запрет на приватизацию); Однако, перечислив указанные в Законе ограничения на передачу земельных участков в собственность граждан, Истец не приводит ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что участки с кадастровыми номерами 23:10:0701000:127 и 23:10:0701000:128 относятся к приведенным ограничениям. Используя вышеуказанные ограничения на передачу прав собственности подобных земельных участков гражданам, Истец полагает, что регистрация прав на
Апелляционное определение № 33А-3137/2017 от 24.01.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
двух и более субъектов Российской Федерации; осуществляет сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате наблюдений как Федеральным агентством водных ресурсов и организациями, находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а также сведений, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями; проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений ; формирует банк данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга: организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на