ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Воинские захоронения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 33-АПА19-3 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», приказами Министра обороны Российской Федерации от 10 апреля 1993 года № 185 «О мерах по исполнению Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в армии и на флоте» и от 19 ноября 2014 года № 845 «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти». Законом Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» установлены формы увековечения памяти погибших при защите Отечества, одной из которых является проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие
Кассационное определение № 9-КА19-6 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ
площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. К шестой группе отнесены участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища, склады и другие); земли иного специального назначения Решением государственного регистратора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области от 7 мая 2018 г. была исправлена техническая ошибка, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 168 766 716,51 руб., с учетом категории земель, к
Определение № А40-202681/16 от 09.10.2017 Верховного Суда РФ
занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Пунктом 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва. Исследовав представленные в материалы дела доказательства, на которые ссылалось учреждение в обоснование
Постановление № 20АП-7151/20 от 02.03.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
установлено, что в случае признания обнаруженных непогребенных останков останками людей, погибших в период проведения военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, а также в случае признания обнаруженных неизвестных захоронений воинскими захоронениями органы местного самоуправления принимают меры по обеспечению сохранности обнаруженных останков или неизвестных воинских захоронений. Согласно абз. 2 ст. 9 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления. После проведения работ по обследованию и установлению местоположения воинских захоронений и захоронений жертв массовых репрессий захоронений, земельные участки, согласно п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, подлежат изъятию и передаче в федеральную собственность. Конкурсный управляющий в письменном отзыве от 06.11.2020 указывает, что 05.11.2020 между Брянской городской администрацией, БРОД ВППО «Отечество» и АО «85 ремонтный завод» заключено соглашение о сотрудничестве о проведении
Постановление № А09-8003/18 от 17.03.2022 АС Центрального округа
8, абз. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. Обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.11.2014 № 845 утвержден Порядок организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 3 Закона Брянской области от 08.11.2005
Решение № А10-5660/2021 от 02.06.2022 АС Республики Бурятия
отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. К ним также относятся в соответствии с Законом РФ от 14.01.1993 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения (военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами). Статья 3 Закона о погребении определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным
Решение № 2А-2166/19 от 01.11.2019 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)
Козыревой Ю.Э., с участием представителя административного истца- старшего помощника прокурора г.Евпатории - Глухих В.М. представителя административного ответчика- ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному иску прокурора <адрес> Сыдорук В.И. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, о признании бездействия в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения , отнесенные к объектам культурного наследия, и обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> Сыдорук В.И. в порядке ч.1 ст. 39 КАС РФ обратился в Евпаторийский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия в части непринятия мер к установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, и обязании совершить определенные действия.
Решение № 2-262/2013 от 10.06.2013 Олонецкого районного суда (Республика Карелия)
определенных действий, у с т а н о в и л: Прокурор Олонецкого района Республики Карелия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Олонецкое городское поселение» по тем основаниям, что ответчиком в нарушение требований Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» не ведется надлежащий государственный учет воинских захоронений, находящихся на территории данного муниципального образования. На имеющиеся воинские захоронения не составлены (отсутствуют) паспорта. Кроме того, не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта для мест, где расположены воинские захоронения. Не осуществляется ревизия (мониторинг) имеющихся на территории поселения воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших в целях выявления из их числа объектов, пришедших в негодность и последующего принятия решения о проведении восстановительных работ. Не создан резерв площадей для новых воинских захоронений. Прокурор просит суд возложить на ответчика обязанности в срок до
Решение № 2А-619/2023КОПИ от 05.10.2023 Чернушинского районного суда (Пермский край)
д. Ракино, с. Тауш, с. Брод, п. Николаевский, д. Е-Павлово, с. Верх-Емаш, д. Казанцево. В нарушение требований земельного и гражданского законодательства администрацией округа, Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, являющегося уполномоченным органом, земельные участки в районе братских захоронений не сформированы, кадастровые работы не проведены, сведения о границах и размерах земельных участков в районе братских захоронений отсутствуют. Кроме того, в нарушение вышеуказанных требований администрацией, Управлением имущественных отношений возложенные законом обязанности, не исполнены, паспорта на воинские захоронения не составлены, мероприятия по их содержанию не проводятся. Неисполнение администрацией Чернушинского городского округа вышеуказанных требований действующего законодательства создает угрозу нецелевого расходования бюджетных средств на содержание кладбищ. По результатам проведенной проверки в адрес главы городского округа - главы администрации Чернушинского городского округа 28.06.2022 внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным. До настоящего времени действенных мер по устранению выявленных нарушений указанного законодательства администрацией Чернушинского городского округа не принято. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Чернушинского городского округа,