ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Возврат межбюджетных трансфертов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 04АП-6838/18 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ
о наличии потребности в указанных средствах. Поскольку такого решения в отношении средств субсидии, предоставленной обществу из федерального бюджета в 2017 году, министерством не принималось, денежные средства в размере 3 258 547 рублей 69 копеек подлежали возврату в бюджет и не могли быть использованы в 2018 году. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о неправомерном применении статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку общество не является участником правоотношений, связанных с предоставлением и возвратом межбюджетных трансфертов , являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Приведенные доводы не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и норм процессуального права, которые повлияли на исход дела, и не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: отказать акционерному обществу «Корпорация развития Забайкальского края» в передаче кассационной жалобы
Апелляционное определение № 58-АПА19-3 от 27.03.2019 Верховного Суда РФ
субсидии, при этом механизм возврата субсидии, установленный абзацем первым пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанный довод основан на неверном истолковании положений бюджетного законодательства. Пунктом 6.1 Порядка-2 определен механизм возврата субсидии в случае, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуто установленное соглашением значение показателя результативности использования субсидии и данное недостижение не устранено в срок до 1 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии. В соответствии с порядком, предусмотренным абзацем первым пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты , полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в
Определение № 310-ЭС20-22077 от 22.12.2020 Верховного Суда РФ
законодательства и содержит требования, основанные на законе. Содержание судебных актов показывает, что судами полно и всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка. Согласно пункту 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в декабре 2013 г.) не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены; в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах , полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов. Как следует из обстоятельств, установленных судами и отраженных в судебных
Постановление № А74-6997/17 от 03.09.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
требований признаются апелляционным судом несостоятельными, направленны на переоценку выводов суда первой инстанции. Как указывалось ранее, субсидия носит целевой характер и при условии предоставления в рамках софинансирования каких-либо мероприятий увеличивает доходные источники соответствующего бюджета (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В случае нецелевого использования бюджетной субсидии предусмотрено изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по их назначению (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Положениями п. 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен возврат межбюджетных трансфертов , полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в случае их неиспользования по состоянию на 1 января текущего финансового года. Пункт 4.2 соглашения установлено, что получатель субсидии несет ответственность за целевое использование финансовых средств, полученных в рамках соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. Материалами дела подтверждается и установлено судом, что затраты по капитальному ремонту, отраженные в поданных администрацией заявках, подтверждены на сумму субсидии (17
Постановление № 17АП-16662/2021-АК от 08.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
по устранению выявленных нарушений, с установлением сроков, о возврате межбюджетных трансфертов (далее - заключение по акту проверки). В соответствии с пунктом 4.8 Регламента заключение по акту проверки оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр заключения приобщается к акту проверки и хранится в Министерстве, второй экземпляр в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его подписания направляется объекту контроля способом, обеспечивающим оперативность его получения посредством системы электронного документооборота. Согласно пункту 4.9. устранение выявленных нарушений и возврат межбюджетных трансфертов устраняются объектом контроля в течение времени, оговоренного в заключении по акту проверки, но не более 90 (девяносто) календарных дней со дня получения заключения по акту проверки. В силу пункта 4.10. Министерство осуществляет контроль за ходом реализации результатов проверки, своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений и возвратом межбюджетных трансфертов. Апелляционный суд полагает, что положения Регламента проведения проверок подтверждают, что заключение по акту проверки (результативное письмо), не относится к числу ненормативных правовых актов (представление, предписание),
Постановление № 03АП-5298/2023 от 24.10.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
не урегулированной Законом № 10-4429, в том числе порядок проведения конкурсного отбора, меры ответственности за нарушение условий соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, а также порядок возврата межбюджетных трансфертов в случае нарушения условий их предоставления. В силу пункта 22 Порядка № 261-п в случае невыполнения показателей по итогам реализации мероприятий программы, выявленных по результатам анализа отчетов муниципальных районов, муниципальных округов, представленных в Министерство органами местного самоуправления в соответствии с соглашением, органы местного самоуправления осуществляют возврат межбюджетных трансфертов по мероприятиям программы пропорционально невыполненным значениям плановых показателей, закрепленных в соглашении. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления межбюджетных трансфертов допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления межбюджетных трансфертов, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий размеру межбюджетных трансфертов, подлежит возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления межбюджетных
Постановление № 5-22/2015 от 10.07.2015 Юсьвинского районного суда (Пермский край)
до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <адрес> проведена внеплановая проверка использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию проекта «Спортивный клуб+Спортивный сертификат». В ходе проверки установлен факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов в сумме 635884 руб. Согласно предписания Министерства ФИО1 края об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> обязана была осуществить возврат межбюджетных трансфертов в сумме 635884 руб. на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств – Министерства физической культуры и спорта ФИО2 края до ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> предписание было рассмотрено, в сообщении Министерству ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ указывалось. Что осуществить возврат средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет ФИО2 края в установленные сроки не представляется возможным ввиду необходимости выполнения социально значимых мероприятий – завершение детского сада в <адрес>, приобретение здания для детского сада в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в
Решение № 2-5270/13 от 07.10.2013 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)
средства в размере 96 595 224 руб. В целях освоения указанных средств были приняты 68 постановлений Администрации городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья детям-сиротам. 11.01.2013 года указанные средства, а также ранее выделенные и неизрасходованные остатки средств, в общей сумме 101 529 764 руб. были возвращены в доход бюджета Самарской области. 22.01.2013 Департаментом семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара в адрес министерства экономического развития была направлена заявка на возврат межбюджетных трансфертов . В 2013 году главным распорядителем бюджетных средств по данному направлению определено министерство строительства Самарской области. 29.04.2013г. в Администрацию г.о. Самара поступил ответ из Министерства строительства Самарской области на обращение от 25.03.2013г. № 19-12-05/2613 о сроках поступления в бюджет г.о. Самара денежных средств на исполнение вынесенных в 2012 году решений судов в интересах лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым предоставление субвенций местным бюджетам производится в
Постановление № 5-20/2015 от 10.07.2015 Юсьвинского районного суда (Пермский край)
бюджета, выделенных в рамках краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ФИО2 крае на 2009-2012 годы» и долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ФИО2 крае на 2013-2020 годы»». В ходе проверки установлен факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов в сумме 43901,88 руб. Согласно предписания Министерства ФИО1 края об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> обязана была осуществить возврат межбюджетных трансфертов в сумме 43901,88 руб. на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств – Министерства сельского хозяйства и продовольствия ФИО2 края до ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> предписание было рассмотрено, в сообщении Министерству ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что осуществить возврат средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет ФИО2 края в установленные сроки не представляется возможным ввиду необходимости выполнения социально значимых мероприятий – завершение детского сада в <адрес>, приобретение здания для детского сада в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в
Решение № 12-76/19 от 29.05.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)
права указаны ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 22 Порядка предоставления, распределения и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Красноярского края, реализующих муниципальные программы (подпрограммы муниципальных программ), направленные на развитие сельских территорий, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.05.2016 № 261-п, пункта 2.3.6 соглашения от 04.078.2017 № 10/17 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (заключенного между министерством сельского хозяйства Красноярского края и администрацией Минусинского района) администрацией Минусинского района не осуществлен возврат межбюджетных трансфертов по мероприятию программы «Предоставление субсидией юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории района, на приобретение техники и оборудования для производства овсяных хлопьев пищевого растительного масла, экструдированных кормов, муки костяной и мясокостной кормовой» в связи с не достижением целевых индикаторов и показателей результативности использования предоставленной субсидии. В предписании указано, что ООО «Мельник», заключившее с администрацией Минусинского района соглашение № 01 от 28.11.2017 года о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования для