ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Выдача градостроительного - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
согласен с содержанием градостроительного плана 1. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. 1.1. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ) 2. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной
Статья 7.2. Особенности регулирования отдельных градостроительных и земельных отношений в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, строительства, реконструкции объектов регионального значения в городе Москве
или государственная собственность на которые не разграничена, и (или) из земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в решения о реновации, и его границы не пересекаются с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и находящихся в федеральной либо частной собственности, до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории допускаются выдача градостроительного плана земельного участка, подлежащего образованию в целях реализации проекта планировки территории, выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкция объекта капитального строительства. В данном случае предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прикладывается утвержденная схема
Статья 7.7. Московский фонд реновации жилой застройки, цели его деятельности, задачи и функции
многоквартирного дома на земельном участке, находящемся в собственности фонда, а также на земельном участке, переданном фонду по договору аренды земельного участка или по договору безвозмездного пользования земельным участком. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения фондом своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домов город Москва несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда. В целях выполнения фондом функций, предусмотренных настоящей статьей, в случае, указанном в части шестой статьи 7.2 настоящего Закона, подготовка, регистрация и выдача градостроительного плана земельного участка до его образования, выдача разрешения на строительство без правоустанавливающих документов на земельный участок осуществляются по заявлению фонда, направляемому в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
Статьей 573 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1). В градостроительном плане земельного участка в том числе содержится информация и о красных линиях (пункт 17 части 3). В случае, если в соответствии с ГрК РФ, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории (часть 4). Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ поименованные в данной норме органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи
Определение № 309-ЭС21-19682 от 27.10.2021 Верховного Суда РФ
выдавалось. По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание от 06.09.2019 № 1-19/79, которым на комитет возложена обязанность устранить указанные нарушения. Считая предписание счетной палаты незаконным, комитет обратился в арбитражный суд. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что указанные в пунктах 2, 3, 4 нарушения устранены комитетом до даты выдачи оспоренного предписания, ввиду чего требование об их устранении не могло быть включено в предписание. Принимая во внимание, что муниципальная услуга «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка» на территории Златоустовского городского округа предоставляется администрацией, ее структурным подразделением - управлением архитектуры и градостроительства администрации в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением администрации от 07.07.2016 № 301-П «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка», комитетом не предоставляется, суды признали, что содержащееся в пунктах 5, 6 предписания требование об устранении нарушений, касающихся предоставления спорной услуги, адресовано комитету ошибочно. Довод счетной палаты о том, что требования
Определение № 305-КГ15-16643 от 28.12.2015 Верховного Суда РФ
№ А41-73226/2014, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Скопа плюс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Железнодорожный Московской области (далее – Администрация), Правительству Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области (далее – Министерство) со следующими требованиями, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ): - признать незаконным бездействие Администрация, выразившееся в непринятии решения о выдаче градостроительного плана земельного участка общей площадью 5726 кв.м с кадастровым номером 50:50:000000:32780, расположенного по адресу: <...>; - обязать Министерство, к которому перешли полномочия по выдаче градостроительных планов в Московской области, утвердить и выдать в течение десяти дней со дня принятия судебного решения по заявлению Общества от 24.04.2014 градостроительный план указанного земельного участка. Арбитражный суд Московской области решением от 12.03.2015, оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 и Арбитражного суда Московского округа от
Определение № 305-КГ15-16785 от 28.12.2015 Верховного Суда РФ
№ А41-73064/2014, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Скопа плюс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Железнодорожный Московской области (далее – Администрация), Правительству Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области (далее – Министерство) со следующими требованиями, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ): - признать незаконным бездействие Администрация, выразившееся в непринятии решения о выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 12814 с кадастровым номером 50:50:000000:32266, расположенного по адресу: <...>; - обязать Министерство, к которому перешли полномочия по выдаче градостроительных планов в Московской области, утвердить и выдать в течение десяти дней со дня принятия судебного решения по заявлению Общества от 27.09.2013 градостроительный план указанного земельного участка. Арбитражный суд Московской области решением от 18.03.2015, оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2015, удовлетворил
Постановление № 13АП-20328/2015 от 13.10.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
2 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем необоснованного препятствования экономической деятельности неограниченного круга лиц при предоставлении такой муниципальной услуги как выдача градостроительных планов земельных участков, выразившемся в установлении требований о предоставлении заявителем документов, не предусмотренных действующим законодательством. 26.03.2015 антимонопольный орган выдал Администрации предписание №4 (исх.№П/04/68) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия нормативного правового акта об исключении из пункта 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги « Выдача градостроительного плана земельного участка» (утвержденного постановлением Администрации от 05.02.2015 №209) подпунктов 4),5),6)7). Администрацией, названные решение и предписание антимонопольного органа, обжалованы в арбитражном суде. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права. В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Формы обращения в арбитражный суд предусмотрены в статье 4 АПК
Постановление № Ф09-7907/21 от 24.08.2022 АС Уральского округа
планируемых для размещения объектов капитального строительства. Также в соответствии с пунктом 3 части 3 стати 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания; в соответствии с частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ размещение объектов капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. Кроме того, сообщено, что большинство указанных земельных участков относятся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, фактически земли находятся на землях населенного пункта, в связи с чем необходимо перевести в земли населенных пунктов.
Постановление № А56-39573/2021 от 28.07.2022 АС Северо-Западного округа
планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Как указано в части 4 статьи 57.3 ГрК РФ, если в соответствии с ГрК РФ, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации
Постановление № А50-12781/15 от 10.03.2016 АС Уральского округа
кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что указанной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена безусловная обязанность органа местного самоуправления выдать градостроительный план земельного участка на основании обращения гражданина или юридического лица; оснований для отказа в выдаче испрашиваемого документа не установлено. В связи с чем, общество «АИН» считает, что п. 2.9 Административного регламента Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми по предоставлению муниципальной услуги « Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации города Перми от 22.06.2012 № 50-П (далее – Административный регламент), которым предусмотрены основания для отказа в выдаче градостроительного плана, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на то, что градостроительный план земельного участка в силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к документам, необходимым для получения разрешения на реконструкцию, общество «АИН» считает, что отказ в его выдаче нарушает права общества в сфере предпринимательской и
Постановление № А57-18310/14 от 04.08.2015 АС Поволжского округа
кв.м., кадастровый номер 64:40:01 01 03:14, расположенного по адресу: <...> район дома № 2, для размещения пункта приема здания химчистки и прачечной. Письмом администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 06.08.2014 исх. № 4580/01.1-18 предпринимателю отказано в выдаче градостроительного плана данного земельного участка в связи с тем, что у администрации отсутствует намерение предоставлять указанный земельный участок в аренду после истечения срока аренды земельного участка, то есть после 05.12.2014, в связи с чем утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка для размещения здания пункта приема прачечной по адресу: <...> район дома № 2, не представляется возможным. Полагая решение администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, выраженное в форме письма от 06.08.2014 № 4580/01.1-18, незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с приведенными требованиями. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Саратовской области исходил из того, что на момент принятия судебного акта у заявителя отсутствуют оформленные права на спорный земельный участок в
Решение № 2А-2-88/2020ВОКО от 16.06.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)
незаконным бездействием администрации Селижаровского района Тверской области ФИО1 направила в адрес административного ответчика претензию от 01.12.2019 с требованием выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность». В ответ на претензию Администрация Селижаровского района Тверской области указала, что Администрацией принято решение о начале процедуры изъятия данного земельного участка для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, в связи с чем выдача градостроительного плана земельного участка нецелесообразна. Административный истец указывает, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа. Земельный участок был арендован ФИО1 с целью расположения на его территории объекта капитального строительства, что допускается Правилами землепользования и застройки городского поселения - поселок Селижарово, утвержденного Решением Совета депутатов от 16.12.2013 № 13, а также заключенным Договором аренды №2. Своим бездействием Администрация Селижаровского района Тверской области нарушает законные
Постановление № 44-Г-29/14Г от 17.12.2014 Кировского областного суда (Кировская область)
Ембасинова И.В., Кочкиной Е.А., Лукьянова Э.В., ФИО1 С участием прокурора Гливинского Г.И. при секретаре: Пужицкер А.Д. рассмотрев кассационное представление прокурора Кировской области С.П.Берижицкого на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 15.05.2014г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24.07.2014г. по делу по заявлению прокурора города Кирова о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления администрации города Кирова от 11.03.2012г. № 851-П "Об утверждении административного регламента муниципальной услуги " Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории муниципального образования "Город Киров". В судебное заседание явилась представитель Администрации города Кирова по доверенности ФИО2 Заслушав доклад судьи Кочкиной Е.А., президиум, У С Т А Н О В И Л : Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 15.05.2014г. отказано в удовлетворении требований прокурора города Кирова о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления администрации города Кирова от 11.03.2012 № 851-П "Об утверждении административного регламента муниципальной
Решение № 2А-2970/2016 от 13.09.2016 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)
Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Гладских Е.В., при секретаре Пульвердиевой М.А., с участием: представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка» незаконным и обязании выдать градостроительный план земельного участка, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным решения органа государственной власти о признании уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка» незаконным и обязании выдать градостроительный план земельного участка. В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что на
Решение № 2А-766/18 от 25.10.2018 Рыбинского районного суда (Красноярский край)
судебном заседании административное исковое заявление Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Рыбинского района о признании нормативно-правового акта противоречащим закону и возложении обязанности, суд У С Т А Н О В И Л: Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Рыбинского района по тем основаниям, что по результатам проведенной проверки оспорен Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги " Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением Администрацией Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее - Административный регламент) по следующим основаниям: пунктом 2.8. Административного регламента предусмотрено завышенное требование к документам, представляемым заявителями для получения услуги (в части истребования копий документов), когда как, это требование противоречит ч. 6 ст. 7 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", кроме того, является коррупциогенным фактором в связи с наличием обременительных требований к гражданам и организациям