ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Юридические лица - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А41-92972/18 от 26.09.2022 Верховного Суда РФ
участниками строительства – физическими лицами, требования которых по предоставлению жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений включены в реестр требований участников строительства. Определением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2021 заявление удовлетворено. Суд обязал конкурсного управляющего передать Фонду Московской области права на земельные участки, где велась застройка, со всеми неотделимыми улучшениями на них, а также обязательства застройщика перед участниками строительства (физическими и юридическими лицами) в отношении передаваемого объекта незавершенного строительства. Суд полагал, что и физические, и юридические лица , претендующие на получение жилых помещений, являются участниками строительства в силу пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 151-ФЗ).
Апелляционное определение № АЛЛ19-309 от 05.09.2019 Верховного Суда РФ
установила: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) приказом от 29 июня 2010 г. № 228 (далее - Приказ) утвердило Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 августа 2010 г., регистрационный номер 18158, официально опубликован в «Российской газете» 23 августа 2010 г. № 187. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. В заявке для каждого вида охотничьих ресурсов необходимо указать: свойственную для вида охотничьего ресурса площадь обитания (если охотустройство не производилось, указывается общая площадь охотничьего угодья); численность и показатель численности на 1000 га в текущем году и за два
Определение № А41-92972/18 от 24.01.2022 Верховного Суда РФ
обратилась с заявлением о замещении должника в обязательствах с участниками строительства – физическими лицами, имеющими требования по предоставлению жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений. Определением суда от 28.05.2021 заявление фонда удовлетворено. Суд обязал конкурсного управляющего передать фонду права на земельные участки, где велась застройка, со всеми неотделимыми улучшениями на них, а также обязательства застройщика перед участниками строительства (физическими и юридическими лицами) в отношении передаваемого объекта незавершенного строительства. Суд полагал, что как физические, так и юридические лица , претендующие на получение жилых помещений, являются участниками строительства в силу пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 151-ФЗ. Постановлением апелляционного суда от 09.08.2021 определение отменено, заявление фонда удовлетворено в отношении только физических лиц. Апелляционный суд исходил из того, что, передав фонду обязательства застройщика перед юридическими лицами, суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы требований заявителя, наложив на него дополнительные обязательства, что не допустимо, а
Определение № А32-5748/20 от 08.08.2022 Верховного Суда РФ
23:40:000000006878. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:00000006877, 23:40:000000006878 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:40:00000005928. Право собственности ответчика на земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:00000005927, 23:40:00000005928 зарегистрировано 14 декабря 2018 года. Таким образом, на момент предъявления иска указанные выше земельные участки, расположенные на территории города Геленджик, находились в собственности иностранного юридического лица. Между тем, согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) иностранные граждане, лиц без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо охраняемых территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий , на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»
Определение № 10АП-12437/20 от 24.03.2022 Верховного Суда РФ
строительства – физическими лицами, требования которых по предоставлению жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений включены в реестр требований участников строительства. Определением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2021 заявление удовлетворено. Суд обязал конкурсного управляющего передать Фонду Московской области права на земельные участки, где велась застройка, со всеми неотделимыми улучшениями на них, а также обязательства застройщика перед участниками строительства (физическими и юридическими лицами) в отношении передаваемого объекта незавершенного строительства. Суд полагал, что как физические, так и юридические лица , претендующие на получение жилых помещений, являются участниками строительства. Постановлением апелляционного суда от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением окружного суда от 11.11.2021, определение отменено, заявление удовлетворено в отношении только физических лиц. Апелляционный суд исходил из того, что, передав фонду обязательства застройщика перед юридическими лицами, суд первой инстанции неправильно применил нормы права, а также неправомерно вышел за пределы требований заявителя, наложив на него дополнительные обязательства. По мнению апелляционного суда, фонду могут быть переданы обязательства только
Постановление № А50-25415/2021 от 07.07.2022 АС Уральского округа
государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами). Статьей 10 Федерального закона № 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся в том числе: - государственные военизированные организации; - юридические лица с особыми уставными задачами; - юридические лица - поставщики; - физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации), и организации, ведущие охотничье хозяйство; - образовательные организации; - граждане Российской Федерации.
Постановление № 17АП-7643/2022-АК от 03.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Каких-либо исключений в отношении необходимости согласования указанных мероприятий в зависимости от степени опасности НМУ, категории предприятия не предусмотрено. Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ должны разрабатывать в соответствии с РД 52.04.52 – 85 Методические указания по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица , индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Как следует из материалов дела, ПАО «ММК» получено заключение на план мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, выданное Министерством экологии по Челябинской области от 1508.2019 №01/9406 для производственной площадки
Постановление № Ф03-3630/2023 от 04.10.2023 АС Дальневосточного округа
16 статьи 241 БК РФ установлено, что предоставление в соответствии с БК РФ государственных (муниципальных) гарантий, за исключением государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для оказания поддержки экспорта продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям (за исключением государственных (муниципальных) гарантий, предусмотренных статьей 115.1 БК РФ, государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных статьей 115.1-1 БК РФ) являются указанные юридические лица . Указанные иностранные юридические лица, в том числе офшорные компании, и российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным (муниципальным) гарантиям. Государственная (муниципальная) гарантия, предоставленная с нарушением требований настоящего пункта, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. Исполнение обязательств по такой государственной
Постановление № А65-4722/16 от 01.02.2017 Суда по интеллектуальным правам
лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Общественные отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели регулируются нормами Закона о защите конкуренции. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия
Постановление № 17АП-1659/2022-АК от 29.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами). Статьей 10 Закона № 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся в том числе: - государственные военизированные организации; - юридические лица с особыми уставными задачами; - юридические лица - поставщики; - физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации), и организации, ведущие охотничье хозяйство; - образовательные организации; - граждане Российской Федерации. В
Решение № 77-1/2024 от 16.01.2024 Кировского областного суда (Кировская область)
из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. В соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, а также осуществлять разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021
Решение № 2-77213 от 30.12.2013 Мазановского районного суда (Амурская область)
условия, предусматривающие оказание дополнительных услуг клиентам Банка и их оплату клиентами, при условии, что это предусмотрено договором.Исходя из вышеизложенного комиссия за обслуживание кредитной карты, за участие в Программе страховой защиты, за предоставление услуги CMC-Банк, за снятие наличных денежных средств и иные комиссии Банка, согласованные сторонами в Договоре, не противоречат нормам действующего законодательства, положений ст. 1 68, 81 9 ГК РФ, ст. 1 6 Федерального закона «О защите прав потребителей» не нарушают.Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ).Договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей (пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ).Статья 421 ГК РФ регламентирует принцип свободы договора, в частности свободы определения сторонами условий, подлежащихвключению в договор, который может быть ограничен
Решение № УИД от 08.06.2022 Бейского районного суда (Республика Хакасия)
компания «Астро-Волга». Согласно акта о страховом случае, истцу в порядке прямого возмещения ущерба ООО Страховая компания «Гелиос» выплатило страховое возмещение в сумме 112280 руб.Таким образом, в ходе судебного разбирательства по делу достоверно установлено, что в результате ДТП Ооржак О.И. причинен материальный ущерб, выразившийся в повреждении автомобиля Scania G 400 государственный регистрационный знак Т440АМ 17. Разрешая вопрос о лице, обязанном возместить причиненный истцу ущерб, суд исходит из следующего. Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в т.ч. с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством,