ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Юридическое лицо в лице юридического лица - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Рослесхоза от 07.05.2018 N 405 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и государственного контроля (надзора)"
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. 2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. 3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. 4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ. В случае признания обязательным участия лица при рассмотрении дела об административном правонарушении при отсутствии уважительных причин неявки, подтвержденных документально, лицо может быть подвергнуто приводу, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ. разъяснены и понятны, об ответственности предусмотренной ст.
Приказ Росстата от 22.07.2019 N 418 (ред. от 17.12.2021) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики"
тысячах рублей с одним десятичным знаком. В соответствии с частью 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Таким образом, к числу привлеченных к административной ответственности по графам 9, 10, 11, 12 относятся граждане, должностные и юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , которым в установленном законом порядке назначено административное наказание, вступившее в законную силу. В графу 9 включаются данные о числе граждан, привлеченных в отчетном периоде к административной ответственности в виде административного штрафа или предупреждения за правонарушения в сфере экономики, независимо от даты возбуждения дела об административном правонарушении и даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. В случае если гражданин в отчетном году привлекался к административной ответственности по
Приказ Росстата от 22.07.2019 N 419 (ред. от 29.04.2021) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021)
от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и являющихся индивидуальными предпринимателями с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. По строке 11 "крестьянские (фермерские) хозяйства" указывается число крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных до введения в действие I части Гражданского кодекса Российской Федерации (до 1 января 1995 г.) и зарегистрированных как юридические лица. По строке 12 "юридические лица" указывается число юридических лиц , кроме крестьянских (фермерских) хозяйств. По строкам 16 - 17 указывается численность принятых членов кооператива (единиц) за период с начала отчетного года из числа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. По строке 17 указывается число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, соответствующих условиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и
Письмо ФНС России от 28.12.2016 N ГД-4-14/25209@ <О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2016)">
решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица ) находится (находятся) в процессе реорганизации. Как следует из материалов дела и установили суды, в ООО "Г." имеется один участник - К.С.В. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к верному выводу, что требование регистрирующего органа о необходимости нотариального удостоверения решения единственного участника общества необоснованно. С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества. 1.4. Несоответствие представленного в регистрирующий орган решения об учреждении
"Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 04.12.2017, протокол N 138) (ред. от 04.03.2019)
заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций ДОГОВОР купли-продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "______________" г. ___________ "__" _______________ 20__ г. ________________________ (наименование финансовой организации) сокращенное наименование - _______________, юридическое лицо, созданное и зарегистрированное согласно законодательству Российской Федерации, место нахождения Российская Федерация, ________________________, зарегистрировано "__" __________ ____ года ___________________ (наименование регистрирующего органа) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) ______________, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица на бланке серии _________________ от "__" ___________ _____ года, ИНН __________, КПП ________ (далее - Финансовая организация), в лице представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) - юридического лица , созданного и зарегистрированного согласно законодательству Российской Федерации, место нахождения: Российская Федерация, 109240, город Москва, улица Высоцкого, дом 4, зарегистрировано 29 января 2004 года Межрайонной инспекцией МНС России N 46 по городу Москве за основным государственным регистрационным номером
Постановление № 19-АД2ЫЗ-К5 от 10.09.2021 Верховного Суда РФ
нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ. Пунктом 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью
Определение № 305-ЭС21-26568 от 05.04.2022 Верховного Суда РФ
принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. Предусмотренный статьей 21.1 Закона № 129?ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (подпункт «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129?ФЗ). Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица , об учредителях (участниках) юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11 Закона № 129?ФЗ). Таким образом, в силу
Определение № 305-ЭС21-7837 от 21.10.2021 Верховного Суда РФ
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, в определениях от 17.01.2012 № 143-О-О и от 17.06.2013 № 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота. В соответствии с выводами, изложенными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис», решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных
Определение № 301-ЭС20-5843 от 09.06.2021 Верховного Суда РФ
получении имущества ликвидированного юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами, что по своей сути является правопреемством в силу закона. В соответствии с пунктом 6.28 Устава ООО «Арго», на который ссылаются суды, доля или часть доли уставного капитала переходит к обществу с даты получения от любого его участника отказа в даче согласия на переход доли или части доли в уставном капитале к наследникам граждан или правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками юридического лица, или на передачу таких доли или части доли учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица – участника общества, собственнику имущества ликвидированного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия – участника общества либо лицу, которое приобрело долю или часть доли в уставном капитале общества на публичных торгах. Вместе с тем данное положение определяет момент перехода доли или части доли к обществу при условии наличия таких оснований, установленных уставом юридического лица, которое может подменять специально существующие ограничения или их отсутствие на переход доли
Определение № 308-ЭС14-1400 от 01.06.2016 Верховного Суда РФ
и при толковании нормы статьи 254 Кодекса, аналогичной соответствующим нормам международных договоров. Важность установления юридического статуса участника процесса и полномочий его представителя обусловлена не формальными требованиями, а необходимостью установления правоспособности и дееспособности (определенных ее элементов) соответствующего субъекта. Согласно пункту 2 статьи 1202 «Личный закон юридического лица» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) на основе личного закона юридического лица определяются, в частности: 1) статус организации в качестве юридического лица; 2) организационно-правовая форма юридического лица; 3) требования к наименованию юридического лица ; 4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства; 5) содержание правоспособности юридического лица; 6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; 7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; 8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам; 9) вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам. Следовательно, на основании личного закона суд
Постановление № А65-7734/17 от 20.11.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
не имеет структурных (обособленных) подразделений, филиалов, представительств. В собственности ООО «ГЕРМИКА-Н» объектов недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков не имеется.Сведения о среднесписочной численности по состоянию: на 01.01.2013 - 6 чел.; на 01.01.2014 - 4 чел.; на 01.01.2015 - 4 чел., справки по форме 2-НДФЛ налогоплательщиком не представлены. Регистрирующим органом 28.02.2017 за ГРН: 2171690334770 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице). Юридическое лицо , прекращающее деятельность в результате реорганизации ООО «ДИЛАЙН+», состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан, дата постановки 13.04.2015, запись о начале процедуры реорганизации ООО «ДИЛАЙН+» путем присоединения к ООО «БАЛАФОН» внесена в ЕГРЮЛ 30.06.2016. Управляющей организацией и единственным участником ООО «ДИЛАИН+» является ООО «ДЕЛЬФИН» (ОГРН: 1151690036849), которая осуществляет функции исполнительного органа в 185 юридических лицах, является участником 163 юридических лиц (часть которых прекратило деятельность в
Постановление № А41-31179/20 от 17.03.2022 Суда по интеллектуальным правам
ответчиком является иностранное лицо, к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий нахождение лица под юрисдикцией иностранного государства, его организационно-правовую форму, правоспособность и содержащий сведения о том, кто от имени юридического лица обладает правомочиями на приобретение гражданских прав и принятие гражданских обязанностей. Такой документ определяется на основании личного закона иностранного лица. Согласно пункту 2 статьи 1202 ГК РФ на основе личного закона юридического лица определяются, в частности: статус организации в качестве юридического лица; организационно-правовая форма юридического лица; требования к наименованию юридического лица ; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства; содержание правоспособности юридического лица; порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; способность юридического лица отвечать по своим обязательствам; вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам. На основании положений статьи 255 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, выданные, составленные
Постановление № А41-63598/16 от 23.11.2017 Суда по интеллектуальным правам
страны учреждения, регистрации, основного места осуществления предпринимательской деятельности, гражданства или места жительства иностранного лица. При установлении юридического статуса иностранного лица суд может также принимать во внимание открытую информацию в сети «Интернет», размещенную на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую сведения о регистрации юридических лиц. Согласно пункту 2 статьи 1202 ГК РФ на основе личного закона юридического лица определяются, в частности: статус организации в качестве юридического лица; организационно-правовая форма юридического лица; требования к наименованию юридического лица ; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства; содержание правоспособности юридического лица; порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; способность юридического лица отвечать по своим обязательствам; вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам. Следовательно, на основании личного закона суд устанавливает информацию о существовании конкретного юридического лица
Постановление № 17АП-10027/2015 от 26.08.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия основного государственного регистрационного номера): регистрационный номер и дата регистрации; идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (при наличии); дата и номер решения о предстоящем исключении; сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Таким образом, юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица , может быть исключено из ЕГРЮЛ только в случае соблюдения определенной установленной процедуры, несоблюдение которой влечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц. При этом обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету. Иными словами, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность
Постановление № 17АП-15072/2021 от 05.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества. В пунктах 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ указаны следующие лица: лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени; члены коллегиальных органов юридического лица; лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица , в том числе возможность давать указания лицам, названным выше. Исходя из системного толкования указанной нормы возможность привлечения лиц, указанных в п. 1-3 ст. 53.1 названного Кодекса, к субсидиарной ответственности законодатель ставит в зависимость от наличия причинно-следственной связи между неисполнением обществом обязательств и недобросовестными или неразумными действиями данных лиц; бремя доказывания наличия признаков недобросовестности или неразумности в поведении указанных лиц возлагается законом на истца (п. 1, 2 ст. 53.1 ГК
Апелляционное определение № 33-10091/18 от 23.01.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с не соответствием исполнительного документа требованиям законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. При этом, возвращая исполнительные листы, Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю указало, что администрация города-курорта Кисловодска и Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска являются самостоятельными юридическими лицами (участниками бюджетного процесса), имеющими разные реквизиты и отдельные лицевые счета; ни гражданское, ни гражданское процессуальное законодательство не предусматривают такой конструкции, как взыскание с юридического лица в лице юридического лица . Таким образом, решение суда содержит неясности, препятствующие его исполнению. Разъясняя решение и указывая, что взыскание следует производить с администрации города-курорта Кисловодска, суд первой инстанции фактически полностью изменил существо вынесенного по делу решения, чем нарушил положения статьи 202 Гражданского процессуального кодекса РФ. Поскольку допущенное судом нарушение норм процессуального права является существенным, определение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ. Отменяя определение суда и разрешая
Постановление № 2-970/19 от 29.10.2019 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)
в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности за счет средств казны. Считает требования истца о взыскании денежных средств за счет управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю не основано на нормах права и не подлежит удовлетворению. Кроме того, указанные в резолютивной части искового заявления организации являются самостоятельными юридическими лицами (участниками бюджетного процесса), имеющими разные реквизиты и отдельные лицевые счета. При этом, ни гражданское, ни гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает такой конструкции, как "взыскать с юридического лица в лице юридического лица ". К имущественному вреду, подлежащему возмещению реабилитированному, закон в ст. 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации относит, суммы, выплаченные за оказание юридической помощи. При решении вопроса о возмещении материального ущерба и определении его размера оценке подлежит соглашения об оказании юридической помощи» так в соответствии с п. 6 статьи 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002г. №-Ф3 (Далее по тексту Закон №-Ф3) вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или)
Постановление № 1-1022/2021 от 09.09.2022 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
государственного налогового инспектора правового отдела № Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по . В ее обязанности входит: составлять протоколы об административных правонарушениях, проекты постановлений, представлять интересы налогового органа в суде и правоохранительных органах. Так, налоговым органом были проверены и выявлены создания и реорганизации юридических лиц с признаками через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, данных повлекшие внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах. Данные факты были выявлены по следующим юридическим лицам : , которые также имеют признаки создания и реорганизации юридических лиц через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, данных повлекшие внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах. В Межрайонную ИФНС России № по ДД.ММ.ГГГГ непосредственно от заявителя ООО «» ФИО 21, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на государственную регистрацию при создании поступили следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица при