ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Закрытие кладбища - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 310-ЭС20-12051 от 21.09.2020 Верховного Суда РФ
охраны магистральных газопроводов, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 №341, затем Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», а ранее СНиП II-45-75 «Магистральные трубопроводы», утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров ССССР» по делам строительства от 29.08.1975 №142. Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о законном размещении захоронений в охранных зонах газопровода-отвода не соответствует материалам дела, так как разрешение захоронений как до закрытия кладбища , так и после его закрытия Администрация в районе прохождения газопровода не выдавала. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на
Постановление № А41-24868/2023 от 24.08.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда
природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Соответственно, использование спорного земельного участка в целях захоронений на постоянной основе противоречит режиму особой охраны территории заказника. Таким образом, оснований для выделения земельного участка и признания на него права собственности муниципального образования не имеется. Как отмечено ранее, постановлении Администрации Сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 01.06.2015 № 96/ОП «О закрытии муниципального общественного кладбища в деревне Максимовка» (л. д. 75) указано на закрытие кладбища для свободного захоронения ввиду расположения кладбища в особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник областного значения «Еловые и смешанные леса Полевшинского лесничества». При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в иске. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2023 по делу № А41-24868/2023
Постановление № А41-24868/2023 от 07.11.2023 АС Московского округа
кассационной инстанции не явились. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что в постановлении Администрации сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 01 июня 2015 г. № 96/ОП «О закрытии муниципального общественного кладбища в деревне Максимовка» указано на закрытие кладбища для свободного захоронения ввиду расположения кладбища в особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник областного значения «Еловые и смешанные леса Полевшинского лесничества»; использование спорного земельного участка в целях захоронений на постоянной основе противоречит режиму особой охраны территории заказника. Между тем судами не учтено следующее. В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве
Решение № А13-16623/20 от 22.04.2021 АС Вологодской области
для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. Исходя из изложенного закрытие кладбища для захоронения не означает его ликвидацию, поскольку места погребения являются также местом памяти умерших, а поэтому содержание кладбищ (мест погребения) после их закрытия для погребения должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 8-ФЗ. Таким образом, суд полагает, что бездействие Администрации по не осуществлению действий, необходимых для принятия в собственность поселения кладбища и земельного участка под ним, подлежит признанию незаконным как не соответствующее требованиям пункта 11(1) статьи 154 Закона № 122-ФЗ, Закону № 3474-ОЗ.
Постановление № 01АП-7761/20 от 11.12.2020 Первого арбитражного апелляционного суда
В связи с этим, Управлением оплачены исполнителю выполненные работы по вышеуказанному контракту в размере 947 526 руб. платежным поручением № 652499 от 04.07.2017, неустойка за ненадлежащее исполнение обязанностей по муниципальному контракту перечислена в бюджет города Чебоксары по платежному поручению № 652500 от 04.07.2017. Обратил внимание суда на ссылку истца на доработку проекта с учетом поступления от ответчика технического задания (градостроительный план, технические условия по газо- и водоснабжению, ордер на разрешение земляных работ, справка о закрытии кладбища , письмо по санитарно-защитной зоне, перечень мероприятий по охране окружающий среды) в период с 01.11.2016 по 13.02.2017. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, согласно статье 716 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4.3.8 контракта могли являться основанием для истца приостановить работы, что им сделано не было. Кроме того, отмечает, что в суд не были представлены доказательства, того, что после получения положительного заключения экспертизы 11.10.2016 данная проектная документация дорабатывалась истцом, повторная экспертиза документации не проводилась. В
Постановление № 5-174/20 от 19.05.2020 Талдомского районного суда (Московская область)
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как следует из обжалуемого постановления, в вину Администрации Талдомского городского округа вменяется то, что с ее стороны не были ограничены входы на кладбище в условиях чрезвычайной ситуации по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>. Однако не учтено, что временное приостановление посещение гражданами кладбища, не подразумевает за собой полное закрытие кладбища , а так же такие действия как установление на кладбище дополнительных ограждений, возведение дополнительных барьеров и препятствий для прохода на него, требующих значительное время и соответствующих материальных затрат. Кроме того, пп. 7 п. 32 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>» носит рекомендательный характер
Постановление № 5-172/20 от 05.06.2020 Талдомского районного суда (Московская область)
все зависящие от него меры по их соблюдению. Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в вину Администрации Талдомского городского округа Московской области вменяется то, что с ее стороны не был ограничен вход на муниципальное кладбище «<данные изъяты>» в условиях чрезвычайной ситуации по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области. Однако, должностным лицом не было учтено то, что временное приостановление посещение гражданами кладбища не подразумевает за собой полное закрытие кладбища . Кроме того, такие действия, как установление на кладбище дополнительных ограждений, возведение дополнительных барьеров и препятствий для прохода на него, требует значительного времени и соответствующих материальных затрат. П.п. 7 п. 32 Постановления Губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области» носит