а также не содержит запрета на включение в перечень задач государственного природного заказника такой задачи, как создание условий для развития туризма и отдыха. Как обоснованно отмечено в обжалуемом решении, в качестве одной из задач особо охраняемых природных территорий названный выше закон определяет развитие туризма. В частности, согласно пункту "г" статьи 13 Федерального закона N 33-ФЗ одной из задач национального парка является создание условий для регулируемого туризма и отдыха. При этом следует учитывать, что земли национальных парков имеют более высокий уровень охраны, чем земли государственных природных заказников, на что указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. по делу N ГКПИ03-1225. Земли государственных природных заповедников имеют максимально высокий уровень охраны. Между тем на государственные природные заповедники также возлагается такая задача, как экологическое просвещение и развитие познавательного туризма (пункт "г" статьи 7 Федерального закона N 33-ФЗ). Кроме того, организация познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях допускается
пункте 6 статьи 95 предусматривает, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Особенности организации, охраны и использования национальных парков установлены разделом III Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", который определяет национальные парки как особо охраняемые природные территории федерального значения, в границах которых выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях
приложении 1 к Положению координатам поворотных точек границ национального парка "Югыд ва" и карте-схеме функционального зонирования территории парка (приложение 3 к Положению) месторождение "Чудное" обозначено Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации как не входящее в территорию национального парка "Югыд ва". Таким образом, имеет место исключение земельного участка, занятого данным месторождением, из национального парка "Югыд ва". Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает запрет на изъятие земель национальных парков , за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункты 3, 4 статьи 58). Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в пункте 3 статьи 12 запрещает также изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Суд правомерно не согласился с доводами заинтересованного лица о том, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 377 границы национального парка "Югыд
акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. В суде представитель Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" К.М.Л. поддержал заявленные требования. Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации И. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты в пределах полномочий Минприроды России, исключение земельного участка, занятого месторождением "Чудное", из состава земельнациональногопарка "Югыд ва" осуществлено с учетом социально-экономического развития региона, в соответствии с законодательством и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации в сфере охраны объекта природного наследия. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.М.В. пояснила в суде, что оспариваемые положения подпункта 24 пункта 9 нормативного правового акта противоречат подпункту "ж" пункта 2 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Выслушав объяснения представителей ОМННО "Совет Гринпис" К.М.Л., Минприроды России И., Минюста России К.М.В., исследовав материалы
следует из его содержания, устанавливает, что земли национальных природных парков являются исключительно федеральной собственностью, и запрещает их изъятие. Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует земельному законодательству и законодательству об особо охраняемых природных территориях. Земельный кодекс Российской Федерации, регулируя отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, в пункте 1 статьи 95 относит к землям особо охраняемых природных территорий в том числе земли национальных парков . Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не
природные территории. Полагает, что территория национального парка как природоохранного объекта может включать в себя помимо земельных участков федеральной собственности, предоставленных национальном парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников. Кадастровая палата в своей кассационной жалобе также утверждает, что процедура кадастрового учета границы территориальной зоны национального парка «Лосиный острову» соблюдена и соответствует положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом приведенное описание границ земель национального парка закреплено вступившим в законную силу судебным актом – постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 09 марта 2010 г. по делу № А41-15150/2009. Поскольку доводы кассационных жалоб заслуживают внимания и вызывают сомнение в законности и обоснованности принятых судебных актов, кассационные жалобы с делом подлежат передаче для рассмотрения по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
принятием в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации отношения по распоряжению землями национальных парков, переданными на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждениям, подлежали регулированию данным Кодексом, в соответствии с которым национальные парки утратили право на предоставление в аренду принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков. Положения Постановления Правительства РФ № 926, на которые сослались суды, как и положения статьи 17 Закона № 33-ФЗ (в редакции, действовавшей до 2006 года), предусматривавшие возможность передачи земель национальных парков в аренду их дирекциями, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку прямо противоречат императивному запрету на распоряжение земельными участками субъектами права постоянного (бессрочного) пользования, содержащемуся в статье 20 ЗК РФ, имеющему большую юридическую силу, и действовавшему на момент заключения 05.07.2005 спорного договора аренды. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 № 437/10 и от 18.05.2010 № 448/10. Частью 2 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный
принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе проект освоения лесов, расположенных на землях "Национальный парк "Припышминские боры", утвержденный Минприроды РФ 26.08.2016, лесную декларацию на 2019 год от 28.12.2018 № 00199/ЛД-2018, государственное задание № 051-00099-19-00, суд, руководствуясь статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 166, пунктом 1 статьи 167, пунктами 1, 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 16, частями 1, 2, 3 статьи 19, частью 1 статьи 29, частью 2 статьи 51, статьями 54, 55,
национальном парке «Лосиный остров», утвержденному приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82. Судом апелляционной инстанции также установлено, что сведения в ГКН о границах спорных участков были внесены после установления границ национального парка и спорные земельные участки были приобретены заявителем (и его правопредшественниками) с видом разрешенного использования для размещения и строительства объектов также после установления границ национального парка постановлением Главы администрации Балашихинского района от 16.02.1995 № 163 без указания на их отнесение как к землям национального парка , так и к землям особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, согласно пункту 4 Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», утвержденного решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10.10.1988 № 2130- 1344, земли других землепользователей, не подлежащих выводу, остаются в существующих границах и их расширение не допускается. На основании изложенного, руководствуясь статьей 90 Земельного кодекса РСФСР (1991 год), статьями 56, 94, 95 Земельного кодекса Российской
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 51 549 кв. м с кадастровым номером 38:13:000014:941, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Широкая Падь. Регистрирующий орган сообщением от 30.07.2014 № 01/101/2014-299 отказал в государственной регистрации права со ссылкой на то, что спорный земельный участок расположен в границах территории Прибайкальского национального парка, земли которого относятся к особо охраняемым природным территориям, изъяты из оборота и не могут предоставляться в частную собственность. Также указал, что земли национальных парков относятся к ведению федеральных органов государственной власти, в связи с чем администрация не вправе распоряжаться спорным земельным участком. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 с заявлением в суд. Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 тысяч гектаров в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тысяч гектаров земель государственного фонда,
(ст. 48). Регулируя отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ) к землям особо охраняемых природных территорий относит земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (п. 1 ст. 95). ЗК РФ допускает наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (пункт 6 статьи 95). Закон № 82-ФЗ предусматривает право малочисленных народов безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 8). В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 рассматриваемого Кодекса). Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Территория национального парка (как природоохранного объекта) в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки иных пользователей, а также собственников (статья 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; далее – Закон № 33-ФЗ). Пунктом 1 статьи 17 Закона № 33-ФЗ предусмотрено,
№ 01/274/2007-219. Основанием для отказа в государственной регистрации договора послужило то, что государственная регистрация договора аренды возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок. Удовлетворяя заявленные требования суды исходили из следующих обстоятельств. Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национальных парков находятся в федеральной собственности. Таким образом, требование регистрирующего органа о наличии обязательной регистрации права федеральной собственности на национальный парк при решении вопроса о государственной регистрации договора аренды обоснованно признано судебными инстанциями неправомерным, поскольку такое право закреплено за Российской Федерацией в силу закона. Также несостоятелен довод регистрирующего органа о том, что договор аренды не соответствует нормам действующего законодательства в части определения категории земельного участка, так как условие о предмете договора согласовано сторонами, в договоре
статьей 95 Кодекса). В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 той же статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 этой статьи. Исходя из статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях) к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли национальных парков , которые находятся в федеральной собственности и не подлежат приватизации. Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1217 утверждено Положение о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее – Положение о комплексе), согласно которому особо охраняемая природная территория, на которой находится комплекс, считается национальным парком. Этим же Указом утверждены границы территории Госкомплекса. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об особо охраняемых природных территориях (в редакции, действовавшей в
одной категории в другую», «Об охране озера Байкал». Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года №71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись. Территория национального парка включена в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р. Земли национальных парков согласно п.2 ст. 94 и п.1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно карте Байкальской природной территории (границы утверждены распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года №1641-р), письму ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 26 июня 2017 года №577 земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1906 расположен в границах зоны хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка (Положение о федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк» утверждено руководителем Федеральной службы
одной категории в другую», «Об охране озера Байкал». Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года №71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись. Территория национального парка включена в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р. Земли национальных парков согласно п.2 ст. 94 и п.1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно карте Байкальской природной территории (границы утверждены распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года №1641-р), письму ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 26 июня 2017 года №577 земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах зоны хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка (Положение о федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк» утверждено руководителем Федеральной службы
одной категории в другую», «Об охране озера Байкал». Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года №71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись. Территория национального парка включена в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р. Земли национальных парков согласно п.2 ст. 94 и п.1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно карте Байкальской природной территории (границы утверждены распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года №1641-р), письму ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 26 июня 2017 года №577 земельные участки с кадастровыми номерами 38:13:060703:438, 38:13:060703:518, 38:13:060703:361 расположены в границах зоны хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка (Положение о федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк» утверждено руководителем