ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Административный регламент по проставлению апостиля - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-КГ17-1266 от 03.03.2017 Верховного Суда РФ
на межгосударственном уровне (заключения Соглашения о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции от 18.10.1996 путем обмена нотами, вступившего в силу с 29.11.2016), суды верно установили баланс интересов сторон в спорном правоотношении. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих выводу за границу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 № 130 (далее – Административный регламент), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее – Конвенция), суды, удовлетворяя требования предприятия, исходили из того, что перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 35 Административного регламента) является исчерпывающим, налоговые правоотношения в сферу правового регулирования Конвенции не
Определение № 305-КГ17-1662 от 03.03.2017 Верховного Суда РФ
на межгосударственном уровне (заключения Соглашения о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции от 18.10.1996 путем обмена нотами, вступившего в силу с 29.11.2016), суды верно установили баланс интересов сторон в спорном правоотношении. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих выводу за границу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 № 130 (далее – Административный регламент), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее – Конвенция), суды, удовлетворяя требования общества, исходили из того, что перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 35 Административного регламента) является исчерпывающим, налоговые правоотношения в сферу правового регулирования Конвенции не
Постановление № 17АП-3464/2015 от 30.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
следует, что в настоящее время Минюстом России и Министерством иностранных дел Российской Федерации ведется работа по заключению с компетентными органами Республики Казахстан соглашения по вопросу применимости Конвенции от 22.01.1993 к налоговым отношениям. На момент возникновения спорных правоотношений соответствующее соглашение отсутствовало. В этой связи, следует прийти к выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела договора (соглашения), отменяющего требование любого вида легализации документов, не имеется, что свидетельствует о неправомерности отказа по основаниям пункта 35 Административного регламента. Отказ в проставлении апостиля на справках налогового органа оказывает непосредственное влияние на реализацию правомочий общества как участника налоговых правоотношений и влечет за собой нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Как следует из материалов дела, имеются экономические (договорные) отношения заявителя с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан. Проставление апостиля на справках МИ НС по ЦОД необходимо обществу в целях применения положений налогового законодательства (освобождение или снижение ставок соответствующих налогов). Следовательно, отказ в проставлении апостиля влечет за
Постановление № 07АП-12271/15 от 18.01.2016 Седьмой арбитражного апелляционного суда
1313 Министерство проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу. В соответствии со статьей 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 № 130 (далее - Административный регламент). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Минюстом России государственной услуги по проставлению апостиля приведен в пункте 35 Административного регламента. В соответствии с пунктом 35 Административного регламента одним из правовых оснований для отказа в проставлении апостиля является случай, когда официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов. Принимая оспариваемый отказ в проставлении апостиля на справках МИФНС по ЦОД, Управление сослалось на пункт 35 Административного регламента и статью 13 Конвенции
Постановление № 07АП-4777/2016 от 21.06.2016 Седьмой арбитражного апелляционного суда
местопребывания общества в Российской Федерации в 2015 году. Справка выдана для предоставления в налоговые органы Республики Казахстан. 08.12.2015 общество обратилось в Главное управление с заявлением (запрос) о предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на нотариально удостоверенную копию справки от 19.09.2015 № 07-11/25283, для целей предоставления указанного документа в налоговые органы Республики Казахстан. Главное управление письмом от 09.12.2015 № 54/06-20004 отказало обществу в проставлении апостиля со ссылкой на пункт 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденного Приказом Минюста России от 03.07.2012 № 130, а также на статью 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993), указав, что проставление апостиля в данном случае не требуется. Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его незаконным. Удовлетворяя требования заявителя, суд первой
Постановление № 18АП-12345/2016 от 17.10.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
В соответствии со ст. 12 Федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Порядок предоставления Государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 № 130 (далее - Административный регламент). Управление реализует полномочия, предусмотренные Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, в том числе, по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подпункт 31 пункта 6 Положения). Пунктом 35 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Одним из таковых оснований является то, что официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов. В соответствии со статьями 212,
Решение № СИП-179/19 от 23.09.2019 Суда по интеллектуальным правам
постановления Пленума от 23.04.2019 № 10. Рассматривая довод заявителя о том, что принятые во внимание ФАС РФ при вынесении оспариваемого решения документы, подтверждающие права на товарные знаки «Twister», были представлены в дело без надлежащего перевода на русский язык в нарушение пункта 3.11 Административного регламента ФАС № 339, судебная коллегия отмечает следующее. В соответствии с пунктом 3.11 Административного регламента ФАС № 339 заявление, материалы, а также прилагаемые к нему документы представляются на русском языке. В случае, если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным переводом на русский язык с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации. Согласно пункту 3.102 Административного регламента ФАС № 339 документы и материалы, приобщаемые к делу, представляются лицами, участвующими в деле, в подлиннике или в виде копий, заверенных подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического
Решение № 3А-115/2016 от 20.01.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
записи актов гражданского состояния Оренбургской области о признании недействующим пункта 25 Административного регламента предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу, утвержденного приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д, установил: приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д утвержден Административный регламент предоставления комитетом по вопросам ЗАГС Оренбургской области государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу (далее по тексту – регламент). В разделе II регламента «Стандарт предоставления государственной услуги» содержится подраздел «Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги», в котором в пункте 25 указано, что за проставление апостиля взимается государственная пошлина. Размер и порядок взимания государственной пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение № 2А-1333/2016 от 05.03.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
государственных функций. Вместе с тем департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федерации было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до принятия Минюстом Российской Федерации административных регламентов по государственной регистрации актов гражданского состояния воздержаться от принятия новых административных регламентов в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (письмо от 28.01.2010 № 16-165). Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 года №130 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, и не является Административным регламентом предоставления субъектами Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах. До настоящего времени регламент по вопросу проставления апостиля субъектами Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации не принят. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 29.05.2009 № 229-ПП (в ред. от 23.11.2015 № 537-ПП) Министерство юстиции Мурманской области
Решение № 2А-1274/17 от 30.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
области — ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, так как в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 28 ноября 2015 года № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации» установлено, что порядок проставления апостиля компетентными органами устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг в сфере проставления апостиля , принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предоставление государственных услуг. Порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации регламентируются Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года № 611, и Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации,
Решение № 2А-3532/2023 от 24.05.2023 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)
от 5 сентября 2014 г. N 1205 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной" власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации" (далее Регламент): скан копии диплома и приложений, скан копия паспорта, копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за оказания услуги. В течение указанного срока услуга оказана не была, таким образом Ответчиком незаконно допущено нарушение прав и законных интересов Истца в части сроков оказания услуги. 20.10.2022г. истец был уведомлен о продлении срока оказания услуги сообщением от портала госуслуг. С учетом регистрации заявления 07.10.2022г и 5 дневного нормативного срока оказания услуги такое уведомление не могло быть направлено позднее 14.10.2022г., по истечении 12.12.2022г предельного 45 дневного срока услуга не была оказана истцу. 16.12.2022г Истец был уведомлен об окончании проверки и необходимости предоставления оригинала диплома Ответчику для проставления апостиля через уполномоченное лицо Экспертный совет при комитете по науке