закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признает автономию образовательных учреждений в единстве с академической свободой в поиске истины со свободным ее изложением и распространением преподавателями под их профессиональную ответственность, а не по административной вертикали. Из того же исходит статья 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", причисляя к принципам государственной политики и правового регулирования свободу педагога в определении форм и методов обучения и воспитания, адаптивность к интересам человека, автономию образовательных организаций, академические права и свободы педагогов и обучающихся (пункты 7, 8, 9). Исполнение этих положений сомнительно, если система отвлекает участников образовательного дела на обслуживание своих стандартов и требует уважать свои интересы, а сама не уважает интересы и принципы, которым обязана служить. Иначе говоря, без автономии вузов бесперспективно и незачем тратить мощь закона на обязательность дипломов. Постановление и мнение по настоящему делу в итоговой части сходятся - дипломы, каковы они есть в существующем профессиональном образовании, не имеют бесспорного предпочтения
(Определение от 7 июня 2011 года N 767-О-О). Автономию образовательных учреждений - с академической свободой в поиске истины, со свободным ее изложением и распространением под профессиональную ответственность преподавателей без попечения начальств - признавала статья 3 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Из того же исходит статья 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", причисляя к принципам образования свободу педагога в определении форм и методов обучения и воспитания, автономию образовательных организаций, академические права и свободы педагогов и обучающихся (пункты 7, 8, 9). Исполнение этих положений сомнительно, если система ставит участников образовательного дела на службу своим интересам. Даже Петр I не сомневался в том, что "науки подчинения терпеть не могут", а Н.И. Пирогов и подавно настаивал на том, что административное единообразие несовместимо с "автономическим университетом", <1> что "автономия и чиновничество нейдут вместе" и что "в науке есть своя иерархия; сделавшись чиновною, она теряет свое значение" <2>. -------------------------------- <1> См.:
1 раза в 5 лет в организациях дополнительного профессионального образования, образовательных организациях высшего образования, ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем обучения и (или) прохождения стажировок. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.07.2015 N 687) (см. текст в предыдущей редакции) 170. Повышение квалификации научно-педагогических работников Академии может финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности Академии. 171. Педагогические работники Академии пользуются следующими академическими правами и свободами : а) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; б) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; в) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); г) право на участие в управлении Академией, в том числе в коллегиальных органах управления Академией, в порядке, установленном настоящим уставом;
обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания « Академическая» о взыскании долга за тепловую энергию (с учетом уточнения иска), установил: решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.05.2023, в удовлетворении иска отказано. Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, поскольку судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, взыскать с ответчика долг и расходы по государственной пошлине. В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод , законных интересов в сфере предпринимательской и
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Проверкой установлено, что в образовательной организации отсутствует программа развития образовательной организации. В соответствии с п. 4 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ академические права и свободы , указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность. Проверкой установлено, что у заявителя отсутствует локальный нормативный акт, регламентирующий нормы профессиональной этики педагогических работников. В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители)
из искового заявления и приложенных к нему документов исковые требования ООО «Молодежкрымстрой» обосновываются разработанной ФИО5 (как частным лицом) «программой Альфа» и ее последующим направлением в различные инстанции. Иных обоснований исковых требований, связанных с действиями и решениями органов системы образования, в исковом заявлении не приводится. Не приводится иных обоснований и в апелляционной жалобе Исковые требования обосновываются частью 3 статьи 47 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Указанная правовая норма определяет академические права и свободы педагогических работников. Педагогическим работником, согласно пункту 21 статьи 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. С учетом изложенного, коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что ООО «Молодежкрымстрой» являться педагогическим работником не может и, соответственно, часть 3 статьи 47 ФЗ № 273-Ф3 к спорным правоотношениям
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, в соответствии с которой педагогический работник - Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод ), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. То есть, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” исключает возможность признания лиц, фактически выполняющих обязанности по обучению обучающихся (взаимоотношения с которыми могут регулироваться, в том числе, и договорами гражданско-правового характера), но не состоящих в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими работниками. На основании вышеизложенного
сфере деятельности относятся (ч.3): - разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (п.6); - определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями (п.9). В соответствии с п.4 ч.3 ст.47 Закона об образовании педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами , в том числе, правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 утвержден Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Поименованные в указанном Перечне организации представляют собой издательства, выпускающие учебную литературу. К
условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Частью 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для
условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Общественные отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и
Российской Федерации каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Аналогичные нормы закреплены в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается в том числе на принципе автономии образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, являющихся одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Статьей 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Так, в силу ч.1 указанной статьи образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в
независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается в том числе на принципе автономии образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, являющихся одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Так, в силу пункта 1 указанной статьи образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической