ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ24-87 от 08.02.2024 Верховного Суда РФ
выписки из протокола заседания ЦИК России от 6 декабря 2023 г. № 139-3-8 «О реализации проекта «ИнформУИК»), являющееся одним из направлений деятельности избирательной комиссии. Включение или невключение административного истца в число членов участковой избирательной комиссии № 106 города Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, непосредственно осуществляющих реализацию указанного проекта, правового значения при разрешении настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, не имеет. Федеральным законодателем определение размера компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии с правом решающего голоса отнесено к полномочиям ЦИК России. Правовых оснований для вывода о том, что с учетом приведенных выше законоположений размер рассматриваемых выплат установлен незаконно или необоснованно, не имеется. Из содержания оспариваемых постановлений ЦИК России следует, что размер компенсации за период, в течение которого член избирательной комиссии был освобожден от основной работы, и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) обоснованы соответственно: количеством отработанных дней; размером средней заработной платы члена избирательной комиссии, исчисленной за фактически отработанное время
Определение № 15АП-20598/19 от 12.10.2020 Верховного Суда РФ
на заявление административного органа, приложив копию соответствующего удостоверения. В соответствии с пунктом 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Однако суд рассмотрел дело и привлек арбитражного управляющего, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса , к административной ответственности без соблюдения требований пункта 18 статьи 29 Закона № 67-ФЗ. Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу арбитражного управляющего с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
Определение № 308-ЭС20-10652 от 18.11.2020 Верховного Суда РФ
предоставляемые членам избирательных комиссий, в области административной ответственности, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, так как призваны служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом таких лиц именно в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий, ограждая их в период исполнения указанных полномочий от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости. Такие гарантии полностью исключают возможность привлечения к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса , без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Вместе с тем суд первой инстанции рассмотрел дело и привлек арбитражного управляющего, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, к административной ответственности без соблюдения требований пункта 18 статьи 29 Закона № 67-ФЗ. Суды апелляционной и кассационной инстанций не устранили допущенное судом первой инстанции нарушение порядка привлечения к административной ответственности лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Учитывая, что арбитражный управляющий подлежит
Апелляционное определение № 5-АПА19-91 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ
участие в референдуме граждан Российской Федерации», требований части 2 статьи 23, части 7 статьи 35, частей 4 и 11 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, выразившихся в том, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата ФИО2, среди документов, представленных последним для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона, Избирательного кодекса <...> подписей избирателей собраны членами избирательных комиссий с правом решающего голоса , 35 подписей являются недействительными, как подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, 6 подписей являются недействительными, как подписи лиц, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, 1 подпись недействительна, как подпись лица, выполненная от имени одного лица другим лицом; оспариваемое решение о регистрации кандидата ФИО2 принято ОИК № 42 за пределами полномочий. Решением Московского городского суда от 26 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано. В апелляционной
Апелляционное определение № АПЛ24-72 от 16.02.2024 Верховного Суда РФ
качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. В обжалуемом судебном решении верно отражено, что гарантии размера и срока выплаты заработной платы, установленные в абзаце седьмом статьи 2 ТК РФ и части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, на рассматриваемые правоотношения не распространяются, поскольку отношения между участковой избирательной комиссией и ее членами с правом решающего голоса по своей природе трудовыми не являются. Учитывая, что вопросы определения размера компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии с правом решающего голоса отнесены федеральным законодателем к полномочиям ЦИК России, и отсутствуют какие-либо правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречили постановления № 12/94-8, 142/1087-8, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленного ФИО2 требования следует признать правомерным. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» признает коррупциогенными факторами положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного
Постановление № 18АП-16294/18 от 10.01.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
комиссии района Марьино города Москвы от 28.06.2018 №01-04-75, а также представлена копия письма указанной избирательной комиссии от 29.11.2018 №01-05/154. Согласно указанным письмам срок полномочий ФИО1, как члена участковойизбирательной комиссии №1515 с правом решающего голоса, был прекращен 27.11.2018. При этом в силу пункта 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении и принятия обжалуемого судебного решения ФИО1 обладал установленным пунктом 18 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ иммунитетом и мог быть привлечен к ответственности и подвергнут административному наказанию лишь с согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Между тем доказательства получения уполномоченным органом или судом первой инстанции соответствующего согласия
Постановление № 17АП-2017/2022-АКУ от 29.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
составления протокола об административном правонарушении, при этом его получение после составления протокола об административной правонарушении свидетельствует об ухудшении положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 30.17 КоАП РФ) апелляционным судом проверены и отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права. Согласно п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. При этом, ни положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо не запрещено получение такого согласия после составления протокола. В рассматриваемом случае, в соответствии с п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002
Постановление № 18АП-8000/2016 от 20.07.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
у ФИО1 статуса члена участковой избирательной комиссии № 382 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с правом решающего голоса подтверждается сведениями, размещенными на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в сети интернет по электронному адресу «http://www.bashkortostan.vybory.izbirkom.ru/bashkortostan/ik/4024059170539». При этом в силу пункта 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ) член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении и принятия обжалуемого судебного решения ФИО1 обладал установленным пунктом 18 статьи 29 Закона № 67-ФЗ иммунитетом и мог быть привлечен к ответственности и подвергнут административному наказанию лишь с согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Между тем доказательства получения уполномоченным органом или судом первой инстанции соответствующего согласия прокурора
Постановление № 06АП-605/2017 от 29.03.2017 АС Хабаровского края
статуса члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка, участка референдума № 1779 Кировского района города Ростова-на-Дону подтверждается сведениями, размещенными на сайте Территориальной избирательной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону в сети интернет по электронному адресу «http://rostov-kirovsky.ikro.ru/documents/». При этом в силу пункта 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ) член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении и принятия обжалуемого судебного решения ФИО2 обладала установленным пунктом 18 статьи 29 Закона № 67-ФЗ иммунитетом и могла быть привлечена к ответственности и подвергнута административному наказанию лишь с согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Между тем доказательства получения уполномоченным органом или судом первой инстанции, соответствующего согласия прокурора
Постановление № А14-10682/18 от 13.11.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
протокола об административных правонарушениях не заявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости применения в отношении лица особого порядка привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, Управление отмечает, что арбитражный управляющий является членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, тогда как в соответствии с пунктом 19 статьи 8 закона Воронежской области «Об избирательной комиссии Воронежской области от 19.06.2003 №31-ОЗ не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора Воронежской области член избирательной комиссии с правом решающего голоса . Также Управление указывает, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях арбитражного управляющего установлен. В представленном суду апелляционной инстанции отзыве арбитражный управляющий возражает против доводов апелляционной жалобы административного органа, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве
Постановление № 16-1751/2021 от 04.03.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции
12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что 29 декабря 2019 года в 04 час. 57 мин. по <адрес> управлял транспортным средством «GEELY MK-CROSS», государственный регистрационный знак №, с признаками опьянения, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законного требования уполномоченного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся решения, указывая на нарушение порядка привлечения его к административной ответственности, поскольку как член избирательной комиссии с правом решающего голоса в силу п. 18. ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не мог быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, считаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется. В соответствии со ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение
Постановление № 16-5254/2021 от 05.08.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
апелляционной инстанции установлено, что ФИО2 является членом территориальной избирательной комиссии МО «Мелекесский район» с правом решающего голоса, о чем в материалах дела имеются сведения официального сайта избирательной комиссии Ульяновской области и копия удостоверения ФИО2 № от 17 декабря 2020 г. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что прокурор Ульяновской области дал согласие на привлечение ФИО2 к административной ответственности. Следовательно, по делу усматривается нарушение порядка привлечения ФИО2 к административной ответственности, поскольку как член избирательной комиссии с правом решающего голоса в силу пункта 18 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон N 67-ФЗ) он не мог быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации Вместе с тем решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии с частью 1 части 2 статьи
Решение № 5-1957/2021 от 25.08.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
как сотрудниками полиции и представителем Администрации г. Элисты до участников съезда не доведены сведения о его незаконности. При вынесении постановления судья не принял во внимание, что она является членом Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса, и в отношении нее не соблюдены требования п. 18 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, согласно которому член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ. ФИО1 не явилась в судебное заседание, будучи своевременно и надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем ее отсутствие в настоящем судебном заседании в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30. 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях признано судом не препятствующим проведению судебного разбирательства по жалобе. Должностное лицо, составившее протокол
Решение № 2А-3037/2020ГОДА от 28.08.2020 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)
N 252-О-О, является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур. Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 № 192/1337-5 (ред. от 23.03.2016) утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий. Согласно п. 13.2. Методических рекомендаций член избирательной комиссии с правом решающего голоса не участвует в работе комиссии с момента принятия решения о приостановлении его полномочий до прекращения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления его полномочий (в том числе до утраты кандидатом, в связи с которым возникли основания, предусмотренные подпунктами "ж", "к" и "л" пункта 1 статьи 29 Федерального закона, статуса кандидата в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Федерального закона). При этом член избирательной комиссии с правом решающего голоса, полномочия которого приостановлены, продолжает оставаться