ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дети сироты и дети оставшиеся - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма
Определение № 304-ЭС21-24321 от 13.12.2021 Верховного Суда РФ
обществу об обязании устранить недостатки работ, установил: суд первой инстанции решением от 16.02.2021 (с учетом дополнительного решения от 04.03.2021), оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 01.06.2021 и суда округа от 10.09.2021, обязал общество в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу исполнить гарантийные обязательства по муниципальному контракту от 27.03.2019 № 01873000012190000300001 на выполнение работ по ремонту жилых помещений, единственными собственниками которых либо собственниками долей в которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно выполнить работы: - по объекту расположенному по адресу, <...>, г. Нижневартовск: переклеить обои в местах расхождения стыков на стенах спальни, кухни и коридора, в случае невозможности переклейки осуществить их замену; удалить и приклеить заново отслоившуюся керамическую плитку в туалете и ванной комнате; заменить лопнувшую керамическую плитку в туалете на новую; выполнить работы по очистить затирки, увлажнить и
Определение № 74-КГ19-8 от 10.09.2019 Верховного Суда РФ
декабря 1996 г. № 159-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Из статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Из вышеуказанных норм следует, что целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законом осуществляется только в случае их нарушения.
Определение № 3-109/04 от 27.10.2004 Верховного Суда РФ
указанной категории граждан органами местного самоуправления противоречат федеральному законодательству, в частности положениям ч. 1 п. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии по обеспечению указанной категории граждан жилой площадью органами исполнительной власти. Законодатель в п. 2 ч. 1 ст. 8 указал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм, а в статье 4 указанного Закона предусмотрено, что «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Суд также исходил из того, что
Постановление № А34-6655/11 от 03.07.2012 АС Уральского округа
относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу
Постановление № Ф03-4140/17 от 18.10.2017 АС Дальневосточного округа
договорам найма специализированных жилых помещений. В силу статьи 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статьями 4 и 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 472-ОЗ) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
Постановление № А44-10211/17 от 05.10.2018 АС Северо-Западного округа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ). В силу статьи 4 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В статье 8 Закона № 159-ФЗ определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для указанной категории граждан. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье
Постановление № А44-10211/17 от 05.10.2018 АС Северо-Западного округа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ). В силу статьи 4 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В статье 8 Закона № 159-ФЗ определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для указанной категории граждан. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье
Постановление № А58-9136/20 от 27.01.2022 АС Восточно-Сибирского округа
имеет юридической силы, кроме того, названный Приказ утвержден только для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; среднее значение площади предоставляемых жилых помещений составляет 31 кв. м; Администрация приобрела жилые помещения (квартиры) с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м, следовательно, при осуществлении закупок создала такие условия, в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечены квартирами с меньшими площадями при таких же затратах; в нарушение Приказа № 854/пр при определении общей площади приобретаемых жилых помещений в муниципальных контрактах площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо установленных 0,3; Администрацией не предприняты меры по эффективности закупок за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета. В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает ее доводы несостоятельными, судебный акт
Решение № 2-6607 от 12.12.2011 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
жилых помещениях. Установлено, что ФИО1, относящийся к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющий право на внеочередное обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе г.Сочи с заявлением о принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории « Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Постановлением Главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» на основании пункта 2 части 1 ст. 54 ЖК РФ. О принятом решении ФИО1 уведомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на уведомлении о результатах рассмотрения жилищного вопроса ФИО1 Считает, что Постановление Главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об
Решение № 2-135/13 от 31.07.2013 Мазановского районного суда (Амурская область)
Законом РФ от -- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ) имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством.Так, ст. 57 ч. 2, п. 2 ЖК РФ предусмотрено, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляется жилое помещение по договору социального найма.В силу ч. 1 ст. 8 Закона РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди благоустроенной жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 4 закона -- от -- --