ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей жилье - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. Кроме того, нередки были случаи, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты. В случае установления данного факта суды также удовлетворяли требование указанных лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Следует также отметить, что суды правильно исходили из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья , которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет. Эта точка зрения согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре
Определение № 3-109/04 от 27.10.2004 Верховного Суда РФ
Поскольку дополнительные гарантии обеспечения органами исполнительной власти детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем в Республике Карелия обеспечиваются тем, что в Законе о бюджете, (в Бюджете Республики Карелия на 2004 год, в Приложении № 7) предусматриваются капитальные вложения, в частности на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве Республике Карелия существует комиссия по строительству и приобретению жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая принимает решения о выделении денежных средств, для приобретения жилья вышеуказанным категориям граждан, суд правильно указал в решении, что изданием Федерального закона «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодатель не освободил органы местного самоуправления от обязанности по предоставлению жилья указанной выше категории граждан, возложенных на них как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта РФ, а лишь предусмотрел дополнительное обеспечение со стороны органов исполнительной власти с целью решения вопросов по предоставлению жилья.
Постановление № А07-41193/19 от 19.04.2022 АС Уральского округа
осуществлением указанных полномочий органами местного самоуправления (пункт 2.2. части 1 статьи 10 Закона № 260-з в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления названных государственных полномочий передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций на основании соглашений, заключенных с Госстроем РБ. Кроме того, реализация полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в Республике Башкортостан на основании Государственной программы № 686. Паспортом подпрограммы «Государственная поддержка граждан Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» государственной программы (Раздел 6.3) определены целевые показатели и индикаторы подпрограммы, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот - «Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном
Постановление № А34-6655/11 от 03.07.2012 АС Уральского округа
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилым помещением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом согласно ст. 8 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6, предусмотренные данным Законом дополнительные виды социальной поддержки, проживающих на территории Курганской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Курганской области, которые предусматриваются законом Курганской области об областном бюджете. Таким образом, исходя из приведенных норм права, суды пришли к верному выводу о том, что обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации – Курганской области. Обязанность по финансирования предоставления жилья ФИО2 – казна Курганской области установлена вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 24.03.2005, являющегося обязательным (ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом этого суды пришли к верному выводу о том, что исполнение указанного
Постановление № А67-1106/2022 от 21.09.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда
приобретение за счет средств субвенций благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ. По мнению Контрольно-счетной палаты, при приобретении благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией не соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, установленный частью 2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ и пунктом 3.21 Методических рекомендаций № 567, а именно НМЦК определена исходя из количества закупаемых квартир, площади квартир (33 кв.м. и 25 кв.м.) и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья , утвержденного постановлениями Администрации Города Томска от 11.11.2019 № 1117, от 03.03.2020 № 195, от 21.04.2020 №305, от 04.08.2020 № 700 и от 05.11.2020 № 964 «Об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с целью приобретения жилых помещений
Решение № 2-989/18 от 11.12.2018 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. ФИО1 принята на учет и внесена в Список детей-сирот, в качестве нуждающегося в жилом помещении по дате постановки на учет, но в очереди есть дети сироты, которые не реализовали свое право на приобретение жилья и стоят в очереди. Формирование двух очередей (первая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, и вторая - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в Список по дате постановки на учет, не имеющие аналогичные решения суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за
Решение № ]-16/014 от 15.01.2014 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)
исковые требования удовлетворить. Представитель администрации МО Сакмарский район Сакмарского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в суд представил возражение, просил в исковых требования и.о. прокурора Сакмарского района в интересах Черной А.Г. отказать, поскольку формирование двух очередей (первая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, вторая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в Список по дате постановки на учет, не имеющие аналогичных решений суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за
Решение № 2-1082/18 от 25.01.2019 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. А.И. принята на учет и внесена в Список детей-сирот, в качестве нуждающейся в жилом помещении по дате постановки на учет, но в очереди есть дети сироты, которые не реализовали свое право на приобретение жилья и стоят в очереди. Формирование двух очередей (первая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, и вторая - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в Список по дате постановки на учет, не имеющие аналогичные решения суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за
Решение № 2-1290/19 от 26.06.2019 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)
сразу. Представитель третьего лица – правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленным возражениям, возражает против удовлетворения требований, поскольку при удовлетворении требований будут нарушены конституционные права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. Формирование двух очередей (первая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, и вторая – это дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в Список по дате постановке на учет, не имеющие аналогичные решения суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. В случае удовлетворения исковых требований просят указать в резолютивной части решения срок исполнения решения в течении двух лет. Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика,
Решение № 2-623/16 от 31.05.2016 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)
права на внеочередное предоставление жилья возможна только в порядке очередности. Считают, что в данном случае не нарушено право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. ФИО1 принят на учет и внесен в Список детей-сирот, в качестве нуждающегося в жилом помещении по дате постановки на учет, но в очереди есть дети-сироты, которые не реализовали свое право на приобретение жилья и стоят в очереди. Формирование двух очередей (первая – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, и вторая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в Список по дате постановки на учет, не имеющие решения суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. Просят в исковых требованиях отказать. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица Правительства Оренбургской области.