программ высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ профессиональной переподготовки работников в области оценочной деятельности в Минимуществе России. 6. Повышение квалификации осуществляется по программам повышения квалификации специалистов в области оценочной деятельности, соответствующим настоящим Требованиям. Программу повышения квалификации образовательные учреждения формируют самостоятельно на основе примерного учебного плана программы повышения квалификации (приложение N 1 к настоящим Требованиям). 7. Программа повышения квалификации включает в себя: - обязательные дисциплины в объеме не менее 72 часов; - дисциплины по выбору в объеме не менее 32 часов. 8. Рекомендуемый перечень дисциплин по выбору содержится в приложении N 2 к настоящим Требованиям. Образовательные учреждения вправе самостоятельно определять дисциплины по выбору для включения их в программу повышения квалификации с целью последующей рекомендации слушателям с учетом их профессиональной специализации в области оценочной деятельности. Прохождение обучения в рамках одной дисциплины по выбору должно осуществляться в объеме не менее 8 часов. 9. Освоение разделов обязательных учебных дисциплин и дисциплин
В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2). 11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла? Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов. 12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студента включаться в каждый цикл основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов? Ответ: В соответствии с п. 7.5 ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле. 13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом) дисциплин? Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные
методы реализации процесса обучения в аспирантуре, и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В образовательных учреждениях и научных организациях должна быть обеспечена доступность всех документов образовательной программы послевузовского профессионального образования для аспирантов и преподавателей. При разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования необходимо решить следующие задачи: определить полный перечень обязательных дисциплин (история и философия науки, иностранный язык, специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта) и последовательность их изучения, обеспечивающую эффективную работу аспиранта. При этом основным требованием к их реализации является установленный в федеральных государственных требованиях минимальный объем теоретических занятий в зачетных единицах; определить наиболее эффективные с точки зрения подготовки специалиста высшей квалификации и рационального использования кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения или научной организации виды учебных занятий, образовательные технологии и др. При этом необходимо иметь в виду, что федеральные государственные требования не содержат требований к недельной
науки; математика и информатика; естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности. Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать не менее 10 учебных дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 учебных дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии или специальности СПО. Учебные планы должны содержать дополнительные общеобразовательные учебные дисциплины по выбору обучающихся, предлагаемые профессиональной образовательной организацией, в том числе из обязательных предметных областей, учитывающие специфику и возможности профессиональной образовательной организации. В учебных планах должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). При составлении учебных планов необходимо учитывать, что ФГОС среднего общего образования установлено: обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 1/3 от общего объема образовательной программы среднего общего образования; количество учебных занятий за 2 года на
и моделирования, студии – фото и светотехники, производственной мастерской – ткацкой. Об этом также свидетельствуют заключения экспертной комиссии от 19.05.2010 (председатель комиссии госинспектор управления лицензирования и аккредитации Рособрнадзора ФИО7) и от 14.03.2005 (председатель комиссии заместитель начальника Управления лицензировании, аттестации и аккредитации Рособрнадзора ФИО8). Согласно представленному в материалы дела рабочему учебному плану очной формы обучения по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (для бакалавров), утвержденному 19.08.2013, в учебный план включены в том числе, дисциплины по выбору "Национальная политика и межнациональные отношения", "Математическое моделирование технологических процессов". Заинтересованным лицом представлены копии рабочих программ для направления 230100 "Информатика и вычислительная техника" по дисциплинам "Геоинформационные системы"; "Эспертные системы"; "Программирование интегральных схем"; "Национальная политика и межнациональные отношения" и "Математическое моделирование технологических процессов". При этом таких дисциплин, как "Национальная политика и международные отношения" и "Материальное моделирование технологических процессов" в рабочем учебном плане института не имеется. В связи с этим суд отклоняет довод заявителя о том,
этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть образовательной программы направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы и включает в себя дисциплины по выбору обучающихся. Институт по направлению подготовки 030900 Юриспруденция реализует две образовательные программы со специальностями/профилями: «Гражданское право» и «Уголовное право»; по направлению подготовки 080100 Экономика реализует две образовательные программы со специальностями/профилями: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»; по направлению подготовки 080200 Менеджмент реализует образовательную программу со специальностью/профилем «Управление малым бизнесом». Отсутствуют документы, подтверждающие, что обучающиеся ознакомлены с их правами и обязанностями при формировании основных образовательных программ с учетом профилей подготовки. Представленные документы
высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации ФИО10 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (далее - ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации), установлено, что образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Вместе с тем, разделом 4 ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации установлены требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, в том числе перечень дисциплин федерального компонента, подлежащих изучению. Согласно представленным документам, институт внес изменения в учебные планы по специальности 080507 Менеджмент организации (дата утверждения учебных планов 03.12.2015). Вместе с тем, в учебном плане заочной формы обучения по специальности
РФ от 22.05.2003 N ЗР-4/10060 повышение квалификации специалистов проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года начиная с даты выдачи диплома, подтверждающего квалификацию в области оценочной деятельности. При этом повышение квалификации должно осуществляться по программе одного образовательного учреждения. Суммарный объем обучения должен составлять не менее 100 часов (в течение одного года с момента начала обучения). Программа повышения квалификации включает в себя: обязательные дисциплины в объеме не менее 72 часов; дисциплины по выбору в объеме не менее 32 часов. Таким образом, законодатель устанавливает определенный перечень требований к субъектам оценочной деятельности: наличие специального образования, подтвержденного дипломом о Высшем профессиональном образовании и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности (статья 21 Закона об оценочной деятельности). Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 N 517 «Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих» на изучение темы «Законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности» отведено 45 часов, что значительно меньше объема часов, отведенных
ФИО1 имеются академические задолженности. Докладные на имя ответчика от преподавателей ВУЗа содержат указания о том, что ФИО1 неудовлетворительно посещала аудиторные занятия. Из сопоставления карточек учета студента с учебным планом следует, что ФИО1 за все время обучения (первый и второй курс) были предоставлены образовательные услуги в общем количестве 148 зачетных единиц из необходимых за весь период обучения 240: гуманитарный, социальный и экономический цикл 29 (15 – базовая часть, 10 – вариативная часть, 4 - дисциплины по выбору ); общепрофессиональный цикл 54 (34 – базовая часть, 17 – вариативная часть, 6 - дисциплины по выбору); профессиональный цикл 52 (39 – базовая часть, 10 – вариативная часть, 3 - дисциплины по выбору); физическая культура 2; практика 11 зачетных единиц. Анализируя приведенные выше обстоятельства, суд приходит к убеждению, что не получение образовательной услуги в том объеме, о котором заявлено в иске, более связано с действиями самой ФИО1, не посещающей учебные занятия. Допустимых доказательств
технологий и интеллектуальной собственности», занятия по которым переносились. В соответствии с программой дисциплины и информацией, размещенной на сайте НИУ ВШЭ и доступной по ссылке https://www.hse.ru/ma/legalinfo/courses/404983387.html, дисциплина «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа платформ» изучается не в формате проведения аудиторных занятий, а в формате онлайн-курса. Согласно образовательному стандарту высшего образования ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» от 2019 года в цикл дисциплин программы структуры образовательной программы входит вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента. Дисциплина «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа-платформ» входила в вариативную часть учебного плана образовательной программы, но не являлась дисциплиной по выбору, а, следовательно, для ее включения в индивидуальный учебный план студента не требовалось подтверждения выбора студента. Как усматривается из программы дисциплины «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа платформ» итоговая оценка по дисциплины формируется следующим образом: 50% - результат прохождения онлайн-курса, 50 % - оценка за эссе. Обучение ФИО2 по данной дисциплине, и как следствие
изъяты>, суд не усмотрел в действиях ответчика нарушений установленных законодательством норм и обязательных требований к высшему образованию, ответчиком соблюден минимум содержания образовательных программ, количество часов соответствует образовательным дисциплинам. Судом установлено, что ФИО2 за все время обучения (первый и второй курс) были предоставлены образовательные услуги в общем количестве 148 зачетных единиц из необходимых за весь период обучения 240: гуманитарный, социальный и экономический цикл 29 (15 - базовая часть, 10 - вариативная часть, 4 - дисциплины по выбору ); общепрофессиональный цикл 54 (34 - базовая часть, 17 - вариативная часть, 6 - дисциплины по выбору); профессиональный цикл 52 (39 - базовая часть, 10 - вариативная часть, 3 - дисциплины по выбору); физическая культура – 2 зачетные единицы; практика - 11 зачетных единиц. Оснований сомневаться в правильности произведенной судом первой инстанции оценки представленных доказательств и его выводах судебная коллегия не усматривает. Ссылка в апелляционной жалобе на то, что количество учебных часов, указанных