ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дисциплины по выбору - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности" (утв. Минимуществом РФ от 22.05.2003 N ЗР-4/10060)
программ высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ профессиональной переподготовки работников в области оценочной деятельности в Минимуществе России. 6. Повышение квалификации осуществляется по программам повышения квалификации специалистов в области оценочной деятельности, соответствующим настоящим Требованиям. Программу повышения квалификации образовательные учреждения формируют самостоятельно на основе примерного учебного плана программы повышения квалификации (приложение N 1 к настоящим Требованиям). 7. Программа повышения квалификации включает в себя: - обязательные дисциплины в объеме не менее 72 часов; - дисциплины по выбору в объеме не менее 32 часов. 8. Рекомендуемый перечень дисциплин по выбору содержится в приложении N 2 к настоящим Требованиям. Образовательные учреждения вправе самостоятельно определять дисциплины по выбору для включения их в программу повышения квалификации с целью последующей рекомендации слушателям с учетом их профессиональной специализации в области оценочной деятельности. Прохождение обучения в рамках одной дисциплины по выбору должно осуществляться в объеме не менее 8 часов. 9. Освоение разделов обязательных учебных дисциплин и дисциплин
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.12.2011 N 1476н "Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.12.2011 N 22704)
послевузовского профессионального образования не может превышать один год. 5. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее разделам): ┌──────────┬───────────────────────────────────────────────┬──────────────┐ │ Индекс │ Наименование разделов и дисциплин (модулей) │ Трудоемкость │ │ │ │ (в зачетных │ │ │ │единицах) <1> │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОД.И.00 │Обязательные дисциплины │ 20 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОД.И.01 │Специальные дисциплины │ 12 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОД.И.02 │Смежные дисциплины │ 3 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОД.И.03 │Фундаментальные дисциплины │ 3 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОД.И.04 │ Дисциплины по выбору интерна <2> │ 2 │ │ОД.И.05 │ │ │ │и т.д. │ │ │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ФД.И.00 │Факультативные дисциплины <3> │ 4 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ОСК.И.00 │Обучающий симуляционный курс │ 2 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │П.И.00 │Практика <4> │ 45 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ИГА.И.00 │Итоговая государственная аттестация │ 1 │ ├──────────┼───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │ИГА.И.01 │Выпускной экзамен по специальности │ 1 │ ├──────────┴───────────────────────────────────────────────┼──────────────┤ │Общий объем подготовки <5> │ 72 │ └──────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────┘ -------------------------------- <1> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью
Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03-956 "О разработке вузами основных образовательных программ" (вместе с "Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования")
В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2). 11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла? Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов. 12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студента включаться в каждый цикл основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов? Ответ: В соответствии с п. 7.5 ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле. 13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом) дисциплин? Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные
Письмо Минобрнауки РФ от 22.06.2011 N ИБ-733/12 "О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования"
методы реализации процесса обучения в аспирантуре, и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В образовательных учреждениях и научных организациях должна быть обеспечена доступность всех документов образовательной программы послевузовского профессионального образования для аспирантов и преподавателей. При разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования необходимо решить следующие задачи: определить полный перечень обязательных дисциплин (история и философия науки, иностранный язык, специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта) и последовательность их изучения, обеспечивающую эффективную работу аспиранта. При этом основным требованием к их реализации является установленный в федеральных государственных требованиях минимальный объем теоретических занятий в зачетных единицах; определить наиболее эффективные с точки зрения подготовки специалиста высшей квалификации и рационального использования кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения или научной организации виды учебных занятий, образовательные технологии и др. При этом необходимо иметь в виду, что федеральные государственные требования не содержат требований к недельной
Письмо Минобрнауки России от 19.12.2014 N 06-1225 <О направлении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования>
науки; математика и информатика; естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности. Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать не менее 10 учебных дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 учебных дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии или специальности СПО. Учебные планы должны содержать дополнительные общеобразовательные учебные дисциплины по выбору обучающихся, предлагаемые профессиональной образовательной организацией, в том числе из обязательных предметных областей, учитывающие специфику и возможности профессиональной образовательной организации. В учебных планах должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). При составлении учебных планов необходимо учитывать, что ФГОС среднего общего образования установлено: обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 1/3 от общего объема образовательной программы среднего общего образования; количество учебных занятий за 2 года на
Решение № А15-1063/14 от 13.05.2014 АС Республики Дагестан
и моделирования, студии – фото и светотехники, производственной мастерской – ткацкой. Об этом также свидетельствуют заключения экспертной комиссии от 19.05.2010 (председатель комиссии госинспектор управления лицензирования и аккредитации Рособрнадзора ФИО7) и от 14.03.2005 (председатель комиссии заместитель начальника Управления лицензировании, аттестации и аккредитации Рособрнадзора ФИО8). Согласно представленному в материалы дела рабочему учебному плану очной формы обучения по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (для бакалавров), утвержденному 19.08.2013, в учебный план включены в том числе, дисциплины по выбору "Национальная политика и межнациональные отношения", "Математическое моделирование технологических процессов". Заинтересованным лицом представлены копии рабочих программ для направления 230100 "Информатика и вычислительная техника" по дисциплинам "Геоинформационные системы"; "Эспертные системы"; "Программирование интегральных схем"; "Национальная политика и межнациональные отношения" и "Математическое моделирование технологических процессов". При этом таких дисциплин, как "Национальная политика и международные отношения" и "Материальное моделирование технологических процессов" в рабочем учебном плане института не имеется. В связи с этим суд отклоняет довод заявителя о том,
Решение № А40-237665/15 от 12.02.2016 АС города Москвы
этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть образовательной программы направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы и включает в себя дисциплины по выбору обучающихся. Институт по направлению подготовки 030900 Юриспруденция реализует две образовательные программы со специальностями/профилями: «Гражданское право» и «Уголовное право»; по направлению подготовки 080100 Экономика реализует две образовательные программы со специальностями/профилями: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»; по направлению подготовки 080200 Менеджмент реализует образовательную программу со специальностью/профилем «Управление малым бизнесом». Отсутствуют документы, подтверждающие, что обучающиеся ознакомлены с их правами и обязанностями при формировании основных образовательных программ с учетом профилей подготовки. Представленные документы
Решение № А40-222254/16 от 02.03.2017 АС города Москвы
высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации ФИО10 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (далее - ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации), установлено, что образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Вместе с тем, разделом 4 ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации установлены требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, в том числе перечень дисциплин федерального компонента, подлежащих изучению. Согласно представленным документам, институт внес изменения в учебные планы по специальности 080507 Менеджмент организации (дата утверждения учебных планов 03.12.2015). Вместе с тем, в учебном плане заочной формы обучения по специальности
Определение № А40-37591/17-44-55Б от 20.03.2018 АС города Москвы
РФ от 22.05.2003 N ЗР-4/10060 повышение квалификации специалистов проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года начиная с даты выдачи диплома, подтверждающего квалификацию в области оценочной деятельности. При этом повышение квалификации должно осуществляться по программе одного образовательного учреждения. Суммарный объем обучения должен составлять не менее 100 часов (в течение одного года с момента начала обучения). Программа повышения квалификации включает в себя: обязательные дисциплины в объеме не менее 72 часов; дисциплины по выбору в объеме не менее 32 часов. Таким образом, законодатель устанавливает определенный перечень требований к субъектам оценочной деятельности: наличие специального образования, подтвержденного дипломом о Высшем профессиональном образовании и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности (статья 21 Закона об оценочной деятельности). Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 N 517 «Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих» на изучение темы «Законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности» отведено 45 часов, что значительно меньше объема часов, отведенных
Решение № 1014/2016 от 17.06.2016 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)
ФИО1 имеются академические задолженности. Докладные на имя ответчика от преподавателей ВУЗа содержат указания о том, что ФИО1 неудовлетворительно посещала аудиторные занятия. Из сопоставления карточек учета студента с учебным планом следует, что ФИО1 за все время обучения (первый и второй курс) были предоставлены образовательные услуги в общем количестве 148 зачетных единиц из необходимых за весь период обучения 240: гуманитарный, социальный и экономический цикл 29 (15 – базовая часть, 10 – вариативная часть, 4 - дисциплины по выбору ); общепрофессиональный цикл 54 (34 – базовая часть, 17 – вариативная часть, 6 - дисциплины по выбору); профессиональный цикл 52 (39 – базовая часть, 10 – вариативная часть, 3 - дисциплины по выбору); физическая культура 2; практика 11 зачетных единиц. Анализируя приведенные выше обстоятельства, суд приходит к убеждению, что не получение образовательной услуги в том объеме, о котором заявлено в иске, более связано с действиями самой ФИО1, не посещающей учебные занятия. Допустимых доказательств
Решение № 2-7339/2023 от 24.05.2023 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
технологий и интеллектуальной собственности», занятия по которым переносились. В соответствии с программой дисциплины и информацией, размещенной на сайте НИУ ВШЭ и доступной по ссылке https://www.hse.ru/ma/legalinfo/courses/404983387.html, дисциплина «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа платформ» изучается не в формате проведения аудиторных занятий, а в формате онлайн-курса. Согласно образовательному стандарту высшего образования ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» от 2019 года в цикл дисциплин программы структуры образовательной программы входит вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента. Дисциплина «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа-платформ» входила в вариативную часть учебного плана образовательной программы, но не являлась дисциплиной по выбору, а, следовательно, для ее включения в индивидуальный учебный план студента не требовалось подтверждения выбора студента. Как усматривается из программы дисциплины «Интернет-гиганты: законодательство и экономика Медиа платформ» итоговая оценка по дисциплины формируется следующим образом: 50% - результат прохождения онлайн-курса, 50 % - оценка за эссе. Обучение ФИО2 по данной дисциплине, и как следствие
Апелляционное определение № 33-3850 от 13.09.2016 Тверского областного суда (Тверская область)
изъяты>, суд не усмотрел в действиях ответчика нарушений установленных законодательством норм и обязательных требований к высшему образованию, ответчиком соблюден минимум содержания образовательных программ, количество часов соответствует образовательным дисциплинам. Судом установлено, что ФИО2 за все время обучения (первый и второй курс) были предоставлены образовательные услуги в общем количестве 148 зачетных единиц из необходимых за весь период обучения 240: гуманитарный, социальный и экономический цикл 29 (15 - базовая часть, 10 - вариативная часть, 4 - дисциплины по выбору ); общепрофессиональный цикл 54 (34 - базовая часть, 17 - вариативная часть, 6 - дисциплины по выбору); профессиональный цикл 52 (39 - базовая часть, 10 - вариативная часть, 3 - дисциплины по выбору); физическая культура – 2 зачетные единицы; практика - 11 зачетных единиц. Оснований сомневаться в правильности произведенной судом первой инстанции оценки представленных доказательств и его выводах судебная коллегия не усматривает. Ссылка в апелляционной жалобе на то, что количество учебных часов, указанных