ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 15АП-2804/19 от 28.11.2019 Верховного Суда РФ
части оплаты выполненных обществом (подрядчик) работ. Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исследовав фактические обстоятельства дела с учетом результатов повторной судебной экспертизы, суды установили факт выполнения обществом работ, принятие их заказчиком и введение объекта в эксплуатацию, частичную оплату работ. Руководствуясь статьями 307, 421, 424, 431, 702, 709, 711, 720, 743, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая пункты 14.9 и 16.1 контракта, не представление доказательств заключения сторонами дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта и наличия обстоятельств, влекущих уменьшение его твердой цены, суды пришли к выводу о наличии задолженности по оплате выполненных работ. Частично взыскивая неустойку, суды пришли к выводу о том, что примененная мера ответственности в виде неустойки соответствует пункту 15.17 контракта и фактическим обстоятельствам, принципам добросовестности и разумности. Ссылка заявителя на иные выводы судов по делу № А32-23234/2015 не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных
Определение № 01АП-9067/19 от 18.09.2020 Верховного Суда РФ
судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, на основании заключенного с учреждением (заказчиком) государственного контракта обществом (подрядчиком) выполнены работы по капитальному ремонту коридора и фойе второго этажа главного корпуса центра, а также по устранению недоделок и дефектов. Стоимость работ составляет 1 362 087 рублей 56 копеек и является твердой, изменению не подлежит, определяется на весь срок исполнения контракта. Дополнительным соглашением стороны изменили объем работ в сторону уменьшения определенных в соглашении видов работ, цена контракта составила 1 253 234 рубля 34 копейки. Работы приняты учреждением, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 29.04.2016 № 1 на сумму, соответствующую цене контракта. Выполненные обществом работы оплачены учреждением полностью. После исполнения контракта Контрольно-ревизионным управлением МВД России была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в ходе которой установлены факты завышение стоимости материалов и работ на сумму 115 100 рублей. Считая указанную сумму неосновательным обогащением общества, учреждение
Определение № 302-ЭС22-2564 от 01.04.2022 Верховного Суда РФ
следует из судебных актов, между комитетом и предприятием заключен муниципальный контракт от 18.04.2018 № 12-ЭА/2017 на выполнение работ по строительству развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ - Забайкальск и автодороги Чита - Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита - Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00-ПК 36+05 на сумму 221 607 330 руб. В рамках исполнения контракта сторонами были заключены дополнительные соглашения от 16.12.2019 об уменьшении объема выполненных работ по нему и уменьшении его цены на 7,212451406%; от 18.12.2019 об увеличении объема выполненных работ и цены контракта на 8,933723371%, в результате чего общая цена контракта определена в сумме 225 589 046 руб. 37 коп. Государственной инспекцией Забайкальского края выдано заключение от 21.09.2020 № 817 о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Администрацией городского округа «Город Чита» комитету выдано разрешение
Постановление № 13АП-6861/2015 от 18.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
расходов на оплату услуг представителя. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Ленсвет» (далее - СПб ГУП «Ленсвет»). До принятия решения по делу Комитет обратился со встречным иском к Обществу об обязании последнего исполнить обязательство, предусмотренное пунктом 3.4 государственного контракта от 10.09.2012 № 139/2012 - ОКС, а именно: оформить и направить в адрес технического заказчика подписанное со своей стороны дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта . Определением суда от 21.01.2015 встречное исковое заявление возвращено. Решением суда от 29.01.2015 исковые требования ООО «Герц Инжиниринг» удовлетворены. В апелляционных жалобах Комитет просит определение от 21.01.2015 и решение суда от 29.01.2015 по настоящему делу отменить. В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель СПб ГУП «Ленсвет» согласился с доводами апелляционных жалоб. Представитель ООО «Герц Инжиниринг» возразил против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзыве, просил оставить определение и
Постановление № А56-56228/14 от 23.09.2015 АС Северо-Западного округа
услуг представителя. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Ленсвет», место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 25, литера «А», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - СПб ГУП «Ленсвет», предприятие). Комитет обратился со встречным иском к обществу об обязании последнего исполнить обязательство, предусмотренное пунктом 3.4 контракта, а именно: оформить и направить в адрес технического заказчика подписанное со своей стороны дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта . Определением суда от 21.01.2015 встречное исковое заявление возвращено. Решением суда от 29.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2015, исковые требования ООО «Герц Инжиниринг» удовлетворены. В кассационной жалобе комитет, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование ими материалов дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы не согласен с выводами судов двух инстанций
Постановление № А56-124485/2022 от 24.01.2024 АС Северо-Западного округа
предусмотрены следующие условия: «3.11. Оплата за выполненные Подрядчиком работы, производится в пределах сметной стоимости, согласованной экспертной организацией, осуществляющей государственную экспертизу. При этом стоимость выполненных проектных работ не может превышать цену, указанную в пункте 3.1 контракта; 3.12. В случае, если после прохождения государственной экспертизы проектной, документации и результатов инженерных изысканий стоимость, указанная в заключении государственной экспертизы окажется меньше стоимости, указанной в Расчете начальной (максимальной) цены контракта (Приложение № 4 к контракту), Стороны оформляют дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта ». Следовательно, исходя из указанных условий проекта контракта потенциальный участник, выполнивший работы по разработке проектной документации, после получения положительного заключения государственной экспертизы с уменьшением цены работ по реконструкции общественного туалета, будет вынужден заключить с Заказчиком дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта за выполненные работы по разработке проектной документации. Предметом контрактов, которые заключаются по результатам конкурса по извещениям №№ 0572500000122000013, 0572500000122000012, 0572500000122000011, является проведение инженерных изысканий, подготовка проектной и рабочей документации в целях
Постановление № 13АП-44420/2023 от 22.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Согласно пункту 3.7 Контракта оплата производится в течение 30 (тридцати) дней после подписания заказчиком Акта сдачи-приемки проектной продукции. В соответствии с пунктом 3.14 Контракта в случае, если после прохождения государственной экспертизы проектной, документации стоимость сметных расчетов на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательский работы), указанная в заключении государственной экспертизы окажется меньше стоимости соответствующих расчетов, указанной в Расчете начальной (максимальной) цены контракта (Приложение № 4 к Контракту), стороны оформляют дополнительное соглашение об уменьшении цены Контракта . Стороны к Контракту подписали ДС № 4, в пункте 2 которого изложили пункт 3.1 Контракта в следующей редакции: «Цена настоящего контракта определяется по результатам открытого конкурса в электронной форме и согласно Расчету цены контракта (Приложение № 5а к настоящему контракту) составляет: 3 806 808,57 руб. …». В иске Общество утверждает, что 29.09.2022 Общество в порядке пункта 2 ст. 445 ГК РФ и в качестве возражений против предлагаемой редакции ДС № 4,
Постановление № А56-124485/2022 от 29.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
предусмотрены следующие условия: «3.11. Оплата за выполненные Подрядчиком работы, производится в пределах сметной стоимости, согласованной экспертной организацией, осуществляющей государственную экспертизу. При этом стоимость выполненных проектных работ не может превышать цену, указанную в пункте 3.1 контракта; 3.12. В случае, если после прохождения государственной экспертизы проектной, документации и результатов инженерных изысканий стоимость, указанная в заключении государственной экспертизы окажется меньше стоимости, указанной в Расчете начальной (максимальной) цены контракта (Приложение № 4 к контракту), Стороны оформляют дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта » Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из условий проекта контракта потенциальный участник, выполнивший работы по разработке проектной документации, после получения положительного заключения государственной экспертизы с уменьшением цены работ по реконструкции общественного туалета, будет вынужден заключить с Заказчиком дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта за выполненные работы по разработке проектной документации. Предметом контрактов, которые заключаются по результатам конкурса по извещениям №№ 0572500000122000013, 0572500000122000012, 0572500000122000011, является проведение инженерных изысканий, подготовка
Решение № 12-20/2021 от 01.02.2021 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)
стороны, далее именуемые «стороны», по итогам проведения электронного аукциона № - (протокол единой комиссии комитета Ставропольского края по государственным закупкам от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭА), идентификационный номер закупки: №, в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 г. №44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключили настоящий муниципальный контракт с Дополнительными соглашениями. Цена контракта составляла 135 255 484, 26 рубля (пункт 2.1 контракта). ДД.ММ.ГГГГ сторонами заключено дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта до 131 740 170, 18 руб. Согласно условиям контракта ООО «Технология» надлежало выполнить определенный объем работ своими силами без привлечения субподрядчиков (не менее 25% от цены контракта, пункта ДД.ММ.ГГГГ), т.е. на сумму не менее 32 935 050 рублей. В соответствии с пунктом 1.5 муниципального контракта № ООО «Технологния» надлежало предоставлять Комитету градостроительства информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или которых составляет более 10% цены контракта.
Решение № 12-227/20 от 01.03.2021 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)
по Контракту произведена 3 декабря 2019 года двумя частями, что подтверждается платежным поручением № 2004 от 3 декабря 2019 года на сумму 18077 рублей 12 копеек и платежным поручением № 2005 от 3 декабря 2019 года на сумму 149779 рублей 62 копейки. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте, 2 декабря 2019 года была опубликована информация об изменении контракта № 34720007705 19 000017, согласно которой 29 ноября 2019 года между сторонами было заключено Дополнительное соглашение об уменьшении цены Контракта . Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения от 29 ноября 2019 года к муниципальному контракту от 27 августа 2019 года № 01456000039190000140001 на оказание услуг по благоустройству территорий общего пользования населенных пунктов Лебяженского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, предусмотрено следующее: «Изложить пункт 2.1 контракта в следующей редакции: «2.1. Цена муниципального контракта составляет 167 857 (Сто шестьдесят семь тысяч пятьдесят семь) рублей 34 коп. НДС не облагается, в том числе за счет средств