ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Двухкомпонентный тариф - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 14АП-6856/19 от 27.04.2020 Верховного Суда РФ
многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), суды удовлетворили иск в части. Отказывая во взыскании стоимости холодной воды в составе ГВС, суды исходили из того, что двухкомпонентный тариф на горячую воду предприятию не установлен, а применяемый истцом порядок определения стоимости холодного водоснабжения в составе горячего водоснабжения законом не предусмотрен. Суд округа, отменяя принятые судебные акты, исходил из того, что, отказывая во взыскании стоимости холодной воды в составе горячего водоснабжения, суды неправильно применили нормы материального права, поскольку принятый судами информационный расчет общества, в котором учтена только стоимость холодной воды, использованной на нужды холодного водоснабжения, и исключена стоимость холодной воды (теплоносителя) как компонента горячей
Определение № 307-ЭС21-13301 от 17.08.2021 Верховного Суда РФ
обязано, следуя положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить потребители по установленным для них правилам, то есть по средневзвешенному тарифу в рублях за кубический метр (руб./куб. м). По мнению предприятия, расчеты должны производиться по тарифу, установленному в рублях за гигакалорию (руб./Гкал). Двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение (далее – ГВС) в спорный период в городе Санкт-Петербурге не утвержден. Как установили суды, в многоквартирном доме (далее - МКД), находящемся в управлении общества, узлы учета фиксируют количество поставленной в МКД тепловой энергии на нужды ГВС в Гкал, а также объем ГВС в кубометрах. Объем ГВС в кубических метрах, поступивший в МКД в спорный период, сторонами при рассмотрении дела не оспаривался. Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации,
Определение № А56-80812/20 от 30.08.2021 Верховного Суда РФ
обязано, следуя положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить потребители по установленным для них правилам, то есть по средневзвешенному тарифу в рублях за кубический метр (руб./куб. м). По мнению предприятия, расчеты должны производиться по тарифу, установленному в рублях за гигакалорию (руб./Гкал). Двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение (далее – ГВС) в спорный период в Санкт-Петербурге не утвержден. Как установили суды, в многоквартирном доме (далее - МКД), находящемся в управлении товарищества, узлы учета фиксируют количество поставленной в МКД тепловой энергии на нужды ГВС в Гкал, а также объем ГВС в кубометрах. Объем ГВС в кубических метрах, поступивший в МКД в спорный период, сторонами при рассмотрении дела не оспаривался. Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным
Определение № А03-6488/20 от 08.11.2021 Верховного Суда РФ
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке утвержденных приказом Минстроя и ЖКХ от 17.10.2014 № 640/пр. Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, проанализировав условия заключенного сторонами договора от 01.01.2005 № 24/7-2, приняв во внимание, что истцу установлен двухкомпонентный тариф , в состав которого включены только нормируемые технологические потери, возникающие на сетях ресурсоснабжающей организации, в связи с чем потери теплоносителя в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя подлежат возмещению последним сверх объема фактического потребления ресурса, определенного приборами учета, поскольку не учитываются средствами измерений ввиду их установки не на границе раздела балансовой принадлежности, суды сочли требование о взыскании с общества, которому принадлежат объекты энергопотребления, стоимости потерь теплоносителя в горячей воде, объем которых определен расчетным
Постановление № А57-6253/2017 от 07.03.2018 АС Поволжского округа
гражданами ? пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов
Постановление № А72-8777/2017 от 06.03.2018 АС Поволжского округа
гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов
Постановление № А72-2217/2017 от 01.03.2018 АС Поволжского округа
получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. В силу части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в
Постановление № 17АП-8028/2023-ГК от 23.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
N 124 (далее - Правила № 124). Факт поставки истцом в сентябре 2022 г. в МКД, находящийся под управлением ответчика, тепловой энергии для нужд ГВС подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается. В данном случае истцом в отношении МКД поставляется тепловая энергия как на отопление, так и на нужды горячего водоснабжения (ГВС). При этом услуга ГВС оказывается путем поставки теплоносителя и тепловой энергии на приготовление горячей воды, истцом для расчета стоимости оказанных услуг используется двухкомпонентный тариф . Разногласия сторон возникли относительно объема подлежащей оплате ответчиком тепловой энергии. Как следует из материалов дела, пояснений истца, в том числе изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, на момент обращения в арбитражный суд с настоящим иском ПАО «Т Плюс» предъявляло ТСЖ «Кабалевского 26/1» требования об оплате задолженности по поставке тепловой энергии на отопление, а также на нужду ГВС за период с сентября 2022 г. по октябрь 2022 г., впоследствии истец учел произведенные ответчиком оплаты,
Постановление № Ф03-4777/20 от 09.02.2021 АС Приморского края
количества параллельно проложенных теплопроводов письмом от 08.06.2018 № 684/ДТВУ-З ОАО «РЖД» представило информацию о наличии отдельных сетей горячего водоснабжения на котельных ст. Гродеково, ст. Смоляниново, ст. Партизанск. По заявлению ОАО «РЖД» постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 19.09.2018 № 46/1 утверждены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей котельной ст. Смоляниново ОАО «РЖД». На этом основании, апелляционный суд констатировал, что в исковой период при расчетах между сторонами использовался действующий двухкомпонентный тариф на горячую воду для открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения утвержден за пределами искового периода. Исследуя вопрос относительно фактически существующей системы горячего водоснабжения на территории Смоляниновского городского поселения на основе имеющихся в деле доказательств, апелляционный суд верно установил, что теплоснабжение осуществляется с применением закрытой системы горячего водоснабжения. Данный вывод соответствует нормам Закона о теплоснабжении № 190-ФЗ, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Решение № 3А-28/2022 от 10.06.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
требований действующего законодательства в сфере регулирования тарифов горячего водоснабжения, а именно: Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406), Приказа ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее также – Методические указания). Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемых решениях указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что уже является прямым нарушением законодательства. Также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,0384 Гкал/м3, данная величина очень занижена. Потребители горячей воды, которым Общество поставляет горячую воду, в 98% оснащены приборами учета
Решение № 3А-12/2016 от 09.03.2016 Кировского областного суда (Кировская область)
и не действующим полностью со дня вступления решения в законную силу. В обоснование в заявлении и последующих дополнениях указало, что ООО «УК 25-Плюс» на основании договоров управления является управляющей компанией ряда многоквартирных домов. Поставщиком ресурса горячего водоснабжения (далее ГВС) является ООО «Лепсе-Сеть», которое направило в адрес истца оферту договора горячего водоснабжения от 01 мая 2015 года без проставления в тексте договора тарифа за ГВС, с указанием в пункте 8 договора формулировки следующего содержания: « Двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), установленный на момент заключения договора, составляет: компонент на холодную воду; компонент на тепловую энергию». Установленный оспариваемым решением тариф имеет иную конфигурацию и невозможен при определении платы по направленному в адрес истца договору. При применении данного тарифа управляющая компания вынуждена рассчитывать плату ГВС на основании положений постановления Правительства № 354 от 06 мая 2011 года (далее Правила), тогда как в Правилах прямо прописано, что применение данных формул невозможно при установлении
Решение № 3А-757/2023 от 07.12.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
регулирования тарифов горячего водоснабжения, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406), приказа ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также - Методические указания). Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемом решении указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что является прямым нарушением законодательства. Административный истец также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,0719 Гкал/м3, является неверным, поскольку расчет произведен по самостоятельной формуле в нарушении требований приказа Минстроя №162Э/пр. Региональная служба
Решение № 3А-758/2023 от 07.12.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
регулирования тарифов горячего водоснабжения, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406), приказа ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также - Методические указания). Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемом решении указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что является прямым нарушением законодательства. Административный истец также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,069 Гкал/м3, является неверным, поскольку расчет произведен по самостоятельной формуле в нарушении требований приказа Минстроя №162Э/пр. Региональная служба