подтверждения в материалах дела. Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления департамента в связи с отсутствием у общества государственной экспертизы запасов полезных ископаемых . Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что на дату выдачи обществу лицензии – 14.07.2003, порядок проведения государственной экспертизы отсутствовал, поскольку утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 69 11.02.2005, и учитывая правовую позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, разъяснениях Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 № С1-7/СМП-1341
для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При рассмотрении спора суд, установив факт добычи обществом в проверяемом периоде каменного угля марки КСН, руководствовался статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Классификацией углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 № 486 (далее – Классификация углей), с учетом Порядка проведения государственной экспертизызапасовполезныхископаемых , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической, и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение», Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 26, и пришел к выводу о правомерности доначисления налога на добычу полезных ископаемых исходя из ставки 57
заявлением от 12.03.2020 о предоставлении протокола. Протокол заседания Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр от 13.12.2019 № 618 был направлен обществу 15.04.2020. По результатам рассмотрения заявления общества от 24.04.2020 № 1 о признании факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на участке недр «Южно-Ямашский» министерство письмом от 20.05.2020 № 5118/11 отказало обществу в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку заявление общества подано более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизызапасовполезныхископаемых . Полагая, что отказ в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Разрешая спор, суды руководствовались статьей 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение,
экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» (далее – Приказ № 278), и, установив отсутствие доказательств предоставления обществом геологического отчета с подсчетом запасов золота на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленном порядке, пришли к выводу о наличии у управления законных оснований для выдачи оспариваемого предписания, указав при этом, что описание выявленного нарушения предполагает способ его устранения путем завершения разведки участка недр и представления геологического отчета с подсчетом запасов золота на государственную экспертизу. Отменяя принятые судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа, руководствуясь положениями статей 11, 22, 23, 29, 36.1 Закона № 2395-1, Положением № 83-р,
«Рассвет» (далее – общество) о признании недействительным приказа Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее – управление) от 19.06.2019 № 149-к «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии МАЙ 80213 ТЭ, предоставленного ООО «Рассвет» в целях разведки и добычи песчано-гравийной смеси»; о признании незаконным отказа управления в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на участке недр песчано-гравийной смеси «Лесной»; об обязании управления в установленном законом порядке провести государственную экспертизу запасов полезных ископаемых на участке недр песчано-гравийной смеси «Лесной» на основании представленных обществом документов; об обязании управления обеспечить проведение мероприятий по возобновлению действия лицензии на пользование недрами МАЙ 80213 ТЭ, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления лесами Республики Адыгея, установил: решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.07.2020, в удовлетворении заявленных требований
ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, - по категории С2, и имеющих, по заключению органов государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение. Таким образом, факт открытия месторождения полезных ископаемых определяется на основании заключения органов государственной экспертизы. Согласно статье 29 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 ФЗ «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых , геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. Проведение государственной экспертизы осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При указанных обстоятельствах заявитель, в нарушение статьи 29 Закона, а также пунктов 5, 9 Инструкции в органы государственной власти Республики Татарстан с заявлением о государственной экспертизе запасов
Закона о недрах. В частности, недропользователь обязан представлять геологическую информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. Довод заявителя о том, что никакими иными нормативными документами, кроме лицензионного соглашения, не предусмотрена обязанность недропользователя по предоставлению информационного отчета и сведений о результатах проводимого мониторинга в эксплуатируемой скважине, суд находит несостоятельным. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах). Утверждение заявителя о том, что государственная экспертиза запасов полезных ископаемых может осуществляться на любой стадии геологического изучения месторождения, не нашло подтверждение в материалах дела. В п.4.1.6 лицензионного соглашения установлено, что отчет с подсчетом запасов по результатам эксплуатации необходимо представить в срок до 01.01.2011. Судебными актами по настоящему делу (а также постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 № 302-АД15-376) также доказано нарушение обществом пункта 4.1.6 лицензионного соглашения. Оснований считать, что оспариваемое предписание № ЗВАТН-081/4 противоречит упомянутому приказу Минприроды, не имеется. Предписанием от 07.05.2014
от 05.10.2015 № 1580, 19.10.2015 в порядке переоформления Обществу предоставлена лицензия ПТЗ 80236 ТР на пользование недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке недр «Кутижменский» с целью производства щебня (далее – лицензия ПТЗ 80236 ТР). Приказом Министерства от 02.02.2016 № 126 внесены изменения в «Условия пользования недрами» лицензии ПТЗ 80236 ТР. Пунктом 6.1 Условий пользования недрами установлены основания уплаты разовых платежей, уплачиваемых при наступлении следующих событий: государственная регистрация лицензии; государственная экспертиза запасов полезных ископаемых ; согласование и утверждение технического проекта разработки месторождения; ввод объекта в эксплуатацию. Первый платеж вносится в течение 50 календарных дней со дня государственной регистрации лицензии в сумме 1 000 000 руб. Разовый платеж при наступлении второго определенного события вносится в течение 30 календарных дней со дня утверждения Министерством заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. В соответствии с Методикой определения размеров и порядка уплаты разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных
значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Суды, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, правомерно признали неверным утверждение Инспекции о незаконности деятельности Общества по разработке полезных ископаемых в связи с отсутствием государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и об отсутствии разрешительной документации. Так, ранее государственная экспертиза запасов полезных ископаемых для шахтного поля проводилась в 1981 году, что подтверждается протоколом от 10.07.1981 № 1590-к Государственной комиссии по запасам (ГКЗ), от 04.12.1981 № 8891. С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что разрешительная документация, на основании которой ООО «Шахта № 12» осуществляет деятельность по добыче полезного ископаемого, не содержит нарушений, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно заявило и применило в ноябре 2007 года нулевую ставку по НДПИ в
если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Как следует из материалов дела, условия лицензии серии ТЮМ номер 80306 ТЭ, выданной Предпринимателю на разведку и добычу песка на участке недр местного значения «Якушинский» в Тюменском районе Тюменской области 3,5 км южнее с. Якуши, в 7 квартале Тахталинского участкового лесничества предусматривают сроки и стадии проведения работ на участке недр, в том числе разведка недр, конечным результатом которой является утвержденные в установленном порядке государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и технический проект, и добыча недр. Так, в силу пункта 3.3. приложения №1 к лицензии владелец лицензии обязан завершить работы по разведке полезных ископаемых на участке недр и представить Департаменту материалы и документы на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых не позднее 8 месяцев со дня регистрации лицензии, то есть до 13.03.2015. Согласно пункту 3.5. приложения №1 к лицензии владелец лицензии должен обеспечить подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта разработки участка
целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов и хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов. Участки недр расположены в <адрес>. В ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки по выполнению ответчиком условий лицензионного соглашения к вышеуказанной лицензии, было установлено, что в нарушение ст. 29 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и п. 3.2 лицензионного соглашения к вышеуказанной лицензии ответчиком не проведена государственная экспертиза запасов полезных ископаемых – воды в установленном законом порядке, что нарушает права Российской Федерации как собственника недр в связи с несоблюдением ст. 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах». В связи с чем, просит признать незаконным пользование СЗАО «Ададымское» недрами согласно лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов
компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними замечающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых. В силу ст. 29 Закона «О недрах» государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых , геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69) государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых
водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с