ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Эксплуатация объекта концессионного соглашения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 47. Критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем
которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение); 2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта; 3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование ( эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) данного объекта; 4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 2 настоящей статьи; 5) плановые значения показателей деятельности концессионера; 6) плата концедента в случае, если в качестве критериев конкурса не установлены критерии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части, и если решением о заключении
Статья 49. Особенности представления, рассмотрения и оценки конкурсных предложений по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем
ее минимального значения, менее чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки или равное ему. 3. Дисконтированная выручка участника конкурса равна сумме следующих величин, рассчитанных в ценах первого года срока действия концессионного соглашения с применением коэффициента дисконтирования (далее - дисконтирование величин): 1) необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения; 2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента на использование ( эксплуатацию) объекта концессионного соглашения , на каждый год срока действия концессионного соглашения; 3) расходы концессионера, подлежащие возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенные ему на дату окончания срока действия концессионного соглашения; 4) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией
Статья 51. Особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, без проведения конкурса
Федерации, и при этом оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает десять процентов от определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату от даты заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения. В указанном случае не допускаются уменьшение размера расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, определенного на основании конкурсного предложения концессионера и установленного в концессионном соглашении, увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование ( эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения и (или) конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) этого объекта, ухудшение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановых значений иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов. При этом передача
Определение № 310-ЭС22-9190 от 22.06.2022 Верховного Суда РФ
на предложенных лицом условиях. 4. На основании пункта 10 части 4.6 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, так как объектами концессионного соглашения выступают централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты этих систем, не соответствующие утвержденной схеме водоснабжения и водоотведения. Судебные инстанции верно исходили из того, что в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона № 115-ФЗ концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование ( эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
Определение № 302-ЭС22-15369 от 12.09.2022 Верховного Суда РФ
а также пропустило установленный концессионным соглашением срок для предъявления претензий об устранении выявленных недостатков. Частью 1 статьи 10 Закона определены существенные условия концессионного соглашения, к которым в том числе отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; цели и срок использования ( эксплуатации) объекта концессионного соглашения . Частью 3.4 статьи 13 Закона предусмотрена обязанность концедента рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным
Определение № А41-36787/2021 от 20.07.2022 Верховного Суда РФ
суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, Администрацией (концедент) и Обществом (концессионарий) заключено концессионное соглашение, согласно условиям которого, концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать объект концессионного соглашения, описание которого приведено в разделе 2 концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать концеденту, и осуществлять использование ( эксплуатацию) объекта концессионного соглашения , а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный разделом 8 концессионного соглашения, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления деятельности в соответствии с целями, определенными в разделе 4 концессионного соглашения (пункт 1.1 концессионного соглашения). В обоснование требований Администрация указала, что концессионное соглашение реализуется в два этапа, срок реализации первого этапа – до 22.02.2019, при этом по состоянию на 23.04.2021 объект концессионного соглашения не создан и не реконструирован. Исследовав и оценив
Определение № А41-57350/19 от 31.05.2021 Верховного Суда РФ
АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», суды удовлетворили встречные требования, установив, что работы, предусмотренные концессионным соглашением были выполнены Обществом с нарушением достигнутых условий. Судебными инстанциями принято во внимание, что срок реализации этапа № 2 – не более 9 месяцев с даты окончания этапа № 1. Дата окончания (создания) этапа № 1 – подписание сторонами акта о начале эксплуатации объекта концессионного соглашения (25.07.2017). Таким образом, срок окончания этапа № 2 по концессионному соглашению – 25.04.2018. Однако итоговый акт приема-передачи этапа № 2 созданного объекта концессионного соглашения подписан сторонами только 06.09.2018. При этом просрочка подписания акта являлась следствием наличия существенных недостатков, выявленных Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области на созданных объектах, что подтверждается протоколами испытаний, содержащими замечания. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы
Постановление № 17АП-9355/2015 от 11.08.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
концессионным соглашением. В качестве оснований для расторжения концессионного соглашения Администрация с учетом уточнения исковых требований указало на систематическое невнесение ООО «РТГК» концессионной платы; неисполнение ответчиком обязательства по надлежащей эксплуатации объекта концессионного соглашения; нарушение концессионером порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (т.1, л.д.127-128). В части 2 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются: 1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) использование ( эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 3) неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента; 5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования. Концессионным соглашением
Постановление № Ф03-4878/17 от 17.01.2018 АС Дальневосточного округа
уведомления о принятом решении об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, и продлении срока подачи заявок на участие в конкурсе; привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о концессионных соглашениях; провести конкурс в соответствии с требованиями Закона о концессионных соглашениях. Несогласие с указанными решением и предписанием явилось основанием для обращения Агентства в суд с требованием о признании их недействительными. Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции посчитал, что создание и последующая длительная эксплуатация объекта концессионного соглашения является значимым для города и достаточно затратным для концессионера проектом, в связи с чем требование о подтверждении финансовой состоятельности претендента соответствует целям проводимого конкурса и не может ограничивать доступ к нему лиц. Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что возможность исполнения обязательств по концессионному соглашению, в силу закона, подтверждается на этапе заключения такого соглашения уже с победителем конкурса, в связи с чем условия конкурсной документации противоречат требованиям Закона
Постановление № А79-7493/16 от 04.10.2017 АС Волго-Вятского округа
случаев, указанных в разделе 2 приложения № 6 к концессионному соглашению (приложение № 3 к концессионному соглашению). В силу пункта 10.3.4 концессионного соглашения срок, в течение которого осуществляется создание объекта концессионного соглашения, 36 месяцев. Данный срок начинает течь с момента реализации всех условий, указанных в подпункте 10.3.1 концессионного соглашения. Срок действия концессионного соглашения – 25 лет. Реализация концессионного соглашения осуществляется в два этапа: первый этап – создание объекта концессионного соглашения, второй этап – эксплуатация объекта концессионного соглашения (пункт 10.2 концессионного соглашения). Из пункта 10.4.1 концессионного соглашения следует, что стороны приступают к эксплуатации объекта концессионного соглашения при соблюдении всех следующих условий: объект концессионного соглашения (единица имущества, входящие в состав объекта концессионного соглашения) передан концедентом концессионеру в порядке, предусмотренным концессионным соглашением; иное имущество и объект соответствуют требованиям, предъявляемым техническим регламентам, иным обязательным нормам и правилам, действующему законодательству Российской Федерации, а также положениям концессионного соглашения, и пригодны к использованию для осуществления деятельности; концедент
Постановление № А51-2068/17 от 05.06.2017 АС Приморского края
нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Пункт 2 статьи 15 Закона № 115-ФЗ относит к таким случаям в том числе нарушение концессионером сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по его вине; использование ( эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Также, по смыслу пункта 3 статьи 15 Закона № 115-ФЗ стороны вправе определять существенными нарушениями иные действия (бездействие) концедента или концессионера. В рассматриваемом случае перечень условий для досрочного расторжения Соглашения приведен в разделе 14, в частности, пунктом 14.3 предусмотрено, что к существенным нарушениям концессионером условий
Постановление № А13-8869/20 от 28.04.2022 АС Вологодской области
направляет ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной концессионного соглашения только в случае, если в указанный срок такое обязательство не было исполнено надлежащим образом. Часть 2 статьи 15 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются: нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; использование ( эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента; неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования. Согласно части 3 статьи 15
Апелляционное определение № 33-15941 от 19.12.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)
соглашениях" концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются: 1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) использование ( эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 3) неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента; 5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования. Статья 15
Решение № 2-4023/2021 от 01.10.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)
не явился, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по основаниям, указанным в возражении на иск. Выслушав истца, изучив материалы дела, прихожу к следующему. В силу п. 6.2 ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения являются существенным условием концессионного соглашения. На основании п. 1 ст. 7 указанного Закона концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования ( эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. В силу п. 2 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях концессионная плата может быть установлена в форме: 1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно