ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Этнологическая экспертиза - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А58-3186/2021 от 22.03.2022 АС Восточно-Сибирского округа
обращения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от 04.03.2021 об обустройстве автомобильной дороги на территории Тянского наслега Республики Саха (Якутия), являющегося территорией традиционного природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера-эвенков, границы территории которой отнесены к зонам с особыми условиями использования, Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Общество осуществляет деятельность в границах территории традиционного природопользования МО «Тянский национальный наслег» на основании предоставленных ему разрешений (лицензий) на пользование недрами. При этом этнологическая экспертиза , заказчиком по которой является ООО «Рудник Таборный», не проводилась. Вследствие непроведения Обществом оценки влияния его хозяйственной деятельности на традиционный образ жизни коренных малочисленных народов путем проведения обязательной этнологической экспертизы, нарушаются права неопределенного круга лиц – представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих и использующих территорию традиционного природопользования в МО «Тянский национальный наслег» для ведения хозяйства, гарантированные статьей 69 Конституции Российской Федерации. Согласно представлению от 26.03.2021 № 11-2021/Прдп129-21-20980024 Прокуратура потребовала от Общества в срок до
Решение № А58-5423/2022 от 20.11.2023 АС Республики Саха (Якутия)
экспертизе. Понятие этнологической экспертизы дано в пункте 6 статьи 1 Федерального закона N 82-ФЗ и определено как научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов урегулированы Законом 820-З N 537-IV. Этнологическая экспертиза основывается на следующих принципах: предотвращение потенциальной опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения этнологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов; комплексность оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов намечаемой хозяйственной и иной деятельности и его последствий; достоверность и полнота информации, представляемой на этнологическую экспертизу; независимость экспертов этнологической экспертизы
Постановление № А58-3186/2021 от 09.11.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2021 года по делу № А58-3186/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для проведения этнологической экспертизы. Кроме того, судом не дана оценка оспариваемым действиям прокурора при внесении обжалуемого представления. Судом также не учтено, что этнологическая экспертиза , при условии законности требования ее проведения, должна проводиться только в отношении технического проекта разработки месторождения, а не в отношении объектов деятельности заявителя. Также указывает на то, что общество не нарушало федеральное законодательство; в обжалуемом представлении нет ссылок на нормативные акты федерального уровня, нарушение которых вменяется заявителю. Прокуратура в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Определением суда от 28.09.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 30 минут 09 ноября 2021 года. Информация
Решение № А51-7636/18 от 27.08.2018 АС Приморского края
сбор лекарственных растений. Применительно к договору аренды № 3/34 от 03.06.2009 заготовка, переработка и реализация дикоросов составляет предмет традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов - нанайцев и удыгейцев, входящих в территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов «Тигр». Более того, для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации предусмотрены зоны традиционного экстенсивного природопользования национального парка, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности. Проведенная в 2010 году Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук, ООО «Этноконсалтинг» этнологическая экспертиза показала, что заключение договора аренды на данный участок леса общиной «Тигр» и осуществление планируемой деятельности по заготовке пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений не нанесет ущерба окружающей среде и будет способствовать сохранению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Приморского края и их устойчивому развитию» (страница 129 Заключения). Ведение традиционного образа жизни и хозяйствования коренными малочисленными народами не означает доскональное копирование образа жизни своих предков и не исключает внедрения новых технологий, облегчающих жизнь человека.
Решение № А58-4620/2022 от 17.08.2022 АС Республики Саха (Якутия)
«Себян», в части доводов о нарушении хозяйствующими субъектами правового режима территории традиционного природопользования малочисленных народов и проведении этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов. В ходе проведенной проверки, Административный орган установил, что Обществом, перед реализацией проекта «Строительство горноперерабатывающего комплекса на базе месторождения «Вертикальное», в пределах лицензионной площади ЯКУ 03626 БЭ на территории МО «Ламынхинский национальный наслег» MP «Кобяйский район» Республики Саха (Якутия)», была проведена этнологическая экспертиза данной проектной документации, в установленном частями 8, 9 статьи 5, части 3 статьи 8, статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» порядке. Положительное заключение данной этнологической экспертизы и срок его действия 3 года утверждены распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.12.2017 №1502-р, в порядке пункта 1 указанного выше Закона и пункта 22
Решение № 5/1-94/20 от 11.08.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). В соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее – Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 3). Этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке (часть 8). Этнологическая
Решение № 2-1957/18 от 26.12.2018 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
Иенгринского наслежного совета депутатов № 3-12 от 22 апреля 2014 года. В нарушение ст. 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2018 2043-З № 1645-V «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия), ст. 3, ч. 8 ст. 5 Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО «АСН» не произведена обязательная этнологическая экспертиза , в целях оценки влияния производимых на территории традиционного природопользования работ по добыче полезных ископаемых на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, что существенным образом затрагивает их права гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). ДД.ММ.ГГГГ Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес генерального директора ООО «АСН» АН вынесено представление об устранении нарушения законодательства, с предложением рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры и принять конкретные
Решение № 7/2-129/20 от 17.03.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
Саха (Якутия). Протоколы об административном правонарушении составлены надлежащим органом и соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Постановление административной комиссии учитывает положения ст. 29.10 КоАП РФ. Разрешая жалобу на вышеуказанное постановление суд обоснованно указал, что наличие договора подряда на выполнение научно-исследовательской работы для этнологической экспертизы, календарного плана, технического задания подтверждают лишь установленную законом обязанность последнего по проведению обязательной этнологической экспертизы и то, что к началу производственной деятельности на территории, занимаемой малочисленными народами Севера, указанная обязательная этнологическая экспертиза обществом получена не была. Суд первой инстанции, учитывая положения ч.1 ст. 4.1, ч.ч. 1, 2 ст.4.4 КоАП РФ, а также разъяснение содержащееся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», установив, что указанные административные правонарушения выявлены по результатам одной проверки, вытекают из одного бездействия юридического лица связанного нарушением нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок
Решение № 5/1-18/20 от 03.02.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), абз. 8 ст. 8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», выразившиеся в непредставлении заявления на проведение этнологической экспертизы намечаемой или иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы, не произведена обязательная этнологическая экспертиза , в целях оценки влияния производимых на территории традиционного природопользования работ по добыче полезных ископаемых на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, что существенным образом затрагивает их права гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). В соответствии со ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статья 42 Конституции РС(Я)
Решение № 5/1-106-2020 от 09.09.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))
малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия). В соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 820-З №-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее – Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 820-З №-IV) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 820-З №-IV заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 3). Этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке (часть 8). Этнологическая экспертиза