ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Федеральная собственность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС20-8931 от 26.06.2020 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленума № 10/22), пунктов 5, 6 Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения, утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 126, пришел к выводу, что поскольку федеральная собственность на земельный участок с кадастровым номером 16:50:080201:1 не была прекращена, у общества и впоследствии у предпринимателя не могло возникнуть каких-либо вещных прав на земельный участок с кадастровым номером 16:50:080201:74, на основании чего удовлетворил требование об истребовании земельного участка. Кроме того, суд указал, что при рассмотрении дела № А65-9088/2015 судами было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:080201:1 отнесен к землям, изъятым из оборота, которые в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской
Определение № 3-223/3-2009 от 30.09.2009 Верховного Суда РФ
по кассационной жалобе представитель Московской городской Думы не явился, о месте времени заседания он извещен надлежащим образом, его неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в кассационном порядке. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации ( федеральная собственность ), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Согласно подпункту 16 п.1 ст. 4 Закона г. Москвы № 64 от 5.11.2003 г. «О налоге на имущество организаций» освобождаются от уплаты налога организации в отношении убежищ и противорадиационных укрытий, являющихся объектами гражданской обороны и находящихся в собственности города Москвы. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской
Определение № А05-3535/202 от 02.12.2021 Верховного Суда РФ
никогда не являлось имуществом Российской Федерации; на момент законодательного разграничения государственной собственности здание, в котором расположено указанное помещение, организацией почтовой связи для оказания услуг почтовой связи также не использовалось, в нем располагалась начальная школа. Суд округа согласился с выводами суда первой инстанции. Между тем, суд первой инстанции и суд округа не учли следующее. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации ( федеральная собственность ), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (статья 215 Гражданского кодекса). Для возникновения права собственности необходимо наличие основания приобретения права собственности. Если имущество уже имеет собственника, то необходимо также наличие основания прекращения у
Определение № А56-14076/20 от 01.02.2022 Верховного Суда РФ
Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации ( федеральная собственность ), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Согласно статье 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Исковые требования основаны на нормах Закона № 171-ФЗ и Закона № 122-ФЗ, в силу которых, по мнению управления, у муниципального образования
Определение № 305-ЭС23-10257 от 05.10.2023 Верховного Суда РФ
структурной перестройке отрасли «Связь» Российской Федерации» (далее – Приказ № 433), предприятие электрической связи не имело оснований регистрировать за собой право собственности на помещения, занимаемые предприятием почтовой связи. Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Между тем суды не учли следующее. В соответствии с действовавшей до 01.01.1995 статьей 94 Гражданского кодекса РСФСР и статьей 214 Гражданского кодекса в государственной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности государству, в настоящее время - Российской Федерации ( федеральная собственность ) и субъектам Российской Федерации. После образования Российской Федерации порядок разграничения государственного имущества был установлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1), а основы передачи государственного и муниципального при преобразовании государственных и муниципальных предприятий регулировались Законом Российской
Постановление № 16АП-3890/2016 от 19.10.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Республики Дагестан, уполномоченный орган - Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (запись регистрации права в ЕГРП от 16.04.2010 за № 05-05-01/016/2010-670) на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 10862881 кв.м., с местоположением: Республика Дагестан, Каякентский район, в части наложения (пересечения) площадью 20968 кв.м (2,09 га) на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, а именно: - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:27 рекреационного назначения ( федеральная собственность , уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 41572 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования «Левашинский район», площадь наложения составляет 5715 кв.м; - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:71 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган -ТУ Росимущества в РД), площадью 22400 кв.м., расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования
Постановление № Ф03-6203/2021 от 16.11.2021 АС Приморского края
деревьев и кустарников в городском округе Большой Камень»; постановления главы администрации ГО Большой Камень от 04.06.2007 №558 (в редакции от 26.09.2017) «Об утверждении тарифов на восстановительную стоимость деревьев и кустарников». Прокурором, в частности, указано, что, возлагая на всех физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязанность по выплате восстановительной (компенсационной) стоимости снесенных зеленых насаждений, Администрации возлагает указанные обязанности одновременно на собственников находящихся в границах муниципального образования земельных участков, которые не находятся в муниципальной собственности ( федеральная собственность , собственность субъекта Российской Федерации, индивидуальная собственность). Во исполнение требований, изложенных в протестах прокурора, в соответствии с решением Думы городского округа от 28.01.2020 №263 признано утратившим силу решение Думы от 06.10.2005 №362-р и утверждено новое Положение «Об организации использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа Большой Камень». Кроме того, 31.01.2020 ответчиком вынесено постановление №142, в соответствии с которым внесены изменения в постановление администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от
Постановление № А05-2947/2017 от 01.02.2018 АС Архангельской области
исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую. Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли. Согласно абзацу второму статьи 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель, в силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999
Решение № 2-564/2021 от 14.07.2021 Енисейского районного суда (Красноярский край)
дом государственного общественного жилищного фонда, составленному Енисейским БТИ по состоянию на апрель 1988 года, собственником (фондодержателем) домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, 1951 года постройки, является Енисейский лесхоз, категория фонда - государственный. Енисейский лесхоз на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 869 был переименован в федеральное государственное учреждение «Енисейский лесхоз» (далее - ФГУ «Енисейский лесхоз», федеральное учреждение). При этом следует отметить, что собственником имущества ФГУ «Енисейский лесхоз» являлась Российская Федерация ( федеральная собственность ). В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В 2006 году уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), являлось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (в настоящее время - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике
Решение № 2-191/2013 от 27.12.2013 Большесельского районного суда (Ярославская область)
из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации договора купли-продажи и сделки по передаче права собственности на земельный участок Романову А.И., возложении на Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 11360000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, установив категорию земель: земли лесного фонда, вид права: федеральная собственность , правообладатель: Российская Федерация. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в соответствии с Постановлением Главы Администрации Большесельского района Ярославской области № 136 от 22.06.1992г. были утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель), в том числе колхоза «Лесные Поляны», реорганизованного впоследствии в СПК «Лесные Поляны», колхозу «Лесные Поляны» были переданы прочие угодья, общей площадью 1136 га, кроме сельскохозяйственных угодий, СПК «Лесные Поляны» было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования несельскохозяйственными угодьями, площадью 1136 га, 28.12.2005г.
Решение № 2-782/2018 от 15.06.2018 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)
соответствии с положениями абзаца 2 ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия отнесены к объектам культурного наследия федерального значения. Согласно положениям ч. 3 ст. 49 Федерального закона № 73-ФЗ объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. Частью 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации ( федеральная собственность ), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Тем не менее, согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на
Решение № 2-350/2022 от 26.05.2022 Любинского районного суда (Омская область)
исключении сведений об объекте недвижимости, признании права собственности на земельный участок. В обоснование указал, что ему выделен земельный участок в размере 0,05 га под строительство нового жилого дома по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по указанному адресу введен в эксплуатацию. Администрацией Любинского муниципального района Омской области ему предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> в бессрочное пользование. При оформлении земельного участка в собственность, выяснилось, что в выписке из ЕГРН в графе «Особые отметки» указано вид права: федеральная собственность , полное хозяйственное ведение, правообладатель: Штель А.А.. Просил исключить из ЕГРН сведения в графе «Особые отметки» о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № «Штель А.А.», признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В ходе судебного разбирательства Штель А.А. исковые требования уточнил, просил исключить из ЕГРН сведения в графе «Особые отметки»: вид права: федеральная собственность, полное хозяйственное ведение, правообладатель: Штель А.А.; реквизиты документа - основания: перечень