ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Физическое лицо не является налоговым агентом - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФНС РФ от 26.01.2012 N ЗН-4-1/1159@ "О порядке перекодирования КБК"
1 01 02030 01 0000 110 │ │ │ │с доходов, полученных│ │ │ │ │физическими лицами в│ │ │ │ │соответствии со статьей 228│ │ │ │ │Налогового кодекса Российской│ │ │ │ │Федерации │ │ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │Налог на доходы физических│ 182 1 01 02011 01 0000 110 │Налог на доходы физических лиц│ 182 1 01 02010 01 0000 110 │ │лиц с доходов, полученных│ │с доходов, источником которых│ │ │ физическими лицами, не│ │является налоговый агент , за│ │ │являющимися налоговыми│ │исключением доходов, в│ │ │резидентами Российской│ │отношении которых исчисление и│ │ │Федерации, в виде дивидендов│ │уплата налога осуществляются в│ │ │от долевого участия в│ │соответствии со статьями 227,│ │ │деятельности организаций │ │227.1 и 228 Налогового кодекса│ │ │ │ │Российской Федерации │ │ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │Налог на доходы физических│ 182 1 01 02021 01 0000 110 │Налог на доходы физических лиц│ 182 1 01 02010 01 0000
Решение № А26-2726/14 от 26.08.2014 АС Республики Карелия
продажи. В подтверждение своего довода заявитель представил заключение о проекте реконструкции здания под жилой дом от 29.07.2010, подготовленное ООО НТО «Крейт» по его запросу. При этом, как установлено судом, здание и земельный участок не использовалось им в предпринимательской деятельности и налоговый орган не доказал, что сделка по приобретению муниципального имущества заключена Красулиным В.В. в рамках предпринимательской деятельности, а не с целью удовлетворения личных нужд. При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае заявитель как физическое лицо не является налоговым агентом для целей исчислений и уплаты НДС по указанной сделке. Довод инспекции об обязанности заявителя перечислить НДС в сумме 961017 руб. исходя из его статуса, как индивидуального предпринимателя, судом отклоняется. С учетом изложенного заявленное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению. В пояснениях инспекция указывает, что суммы налогов, пней, штрафов в части оспариваемых эпизодов, указанные заявителем в уточненной редакции заявления, соответствуют доначислениям по проверке. В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате
Решение № А60-2100/2012 от 18.04.2012 АС Свердловской области
индивидуальным предпринимателем, действовала с целью использования имущества в предпринимательской деятельности, а не для использования в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Отсутствие в договоре купли-продажи ссылки на то, что Кириллова Н.И. является индивидуальным предпринимателем, не освобождает покупателя от обязанности исчислить, удержать из выплачиваемого дохода и уплатить в бюджет сумму налога. Ссылка заявителя на письмо Администрации Новоуральского городского округа №119/2 от 18.07.2011, согласно которому покупатель по договору купли-продажи Кириллова Нина Ивановна - физическое лицо не является налоговым агентом по уплате НДС, не может быть принята во внимание, поскольку покупатель на момент заключения сделки являлась индивидуальным предпринимателем и в силу положений ст. 24, 161 НК РФ приобретала обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет. Довод заявителя о том, что налоговым органом предъявлен к уплате Кирилловой Н.И. как физическому лицу налог на имущество, исчисленный в отношении данного объекта недвижимости, не принимается во внимание как не имеющий отношения к предмету настоящего спора.
Решение № А19-23423/19 от 19.11.2019 АС Иркутской области
Российской Федерации". В соответствии с последним абзацем п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории России муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Соответственно, физическое лицо не является налоговым агентом . Следовательно, возникает ситуация, когда операция является облагаемой НДС, муниципальное образование не является налогоплательщиком, а физическое лицо - налоговым агентом. В данном случае обязанность по перечислению суммы налога на добавленную стоимость в доход федерального бюджета возлагается на Департамент применительно к правилам пункта 5 статьи 173 НК РФ: сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы названного налога.
Постановление № А12-20671/18 от 15.01.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Соответственно, физическое лицо не является налоговым агентом . Системное толкование статей 143, 146, 161, 39 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что муниципальные образования не являются плательщиками НДС при реализации ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Следовательно, возникает ситуация, когда операция является облагаемой НДС, муниципальное образование не является налогоплательщиком, а физическое лицо - налоговым агентом. Вместе с тем, в силу подпункта 1 пункта 5
Решение № 2-1813/12 от 28.08.2012 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)
суд приходит к выводу о том, что истцу было известно, что при заключении договора купли-продажи цена приобретаемого имущества с учетом НДС будет составлять 6 319 207 рублей 98 копеек. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании п.п. № оспариваемого договора, о включении НДС в стоимость приобретаемого имущества, недействительными, как противоречащими действующему законодательству, не имеется. Доводы истца о том, что он приобретая имущество как физическое лицо, не является налоговым агентом по уплате НДС, следовательно не обязан его уплачивать судом отклоняются. Как установлено истец НДС не уплачивал. Сумма НДС в размере 963 946 рублей 98 копеек перечислена в федеральный бюджет МУ «Фонд имущественных отношений г. Ростова-на-Дону. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом пп. 3
Апелляционное определение № 33-2568 от 26.07.2016 Пензенского областного суда (Пензенская область)
о признании указанных договоров в части установления продажной цены товара недействительными Шабакаевой И.Г. не заявлялись, оснований, при которых договоры либо их отдельные условия могли бы считаться ничтожными, не имеется. Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с указанными выводами. На момент заключения договоров купли-продажи истец возражений по цене имущества не имела, договор подписан сторонами без разногласий, таким образом, цена договора была сторонами согласована. Доводы истца о том, что она приобретая имущество как физическое лицо, не является налоговым агентом по уплате НДС, следовательно не обязана его уплачивать, обоснованно отклонены судом. Как установлено судом, истец НДС не уплачивала. Суммы НДС в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. перечислены в федеральный бюджет комитетом по управлению имуществом г. Кузнецка, что подтверждено представленными в материалы дела налоговыми декларациями. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на
Апелляционное определение № 33-8409/2017 от 11.05.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
адрес (л.д.17-20, копия). Согласно пункту 3.1.1 договора стоимость комбайнового цеха составила 1900160 рублей, включая НДС, земельного участка 4840 рублей. Истец просит признать данный пункт договора недействительным ввиду ничтожности, как противоречащий статье 168 ГК РФ, статьям 143,161 Налогового законодательства. Заявляя требования о взыскании неосновательного обогащения в сумме уплаченного им налога, истец фактически оспаривает цену договора, полагая, что уплаченная им цена нежилого помещения включала в себя сумму налога на добавленную стоимость, а он, как физическое лицо, не является налоговым агентом по уплате НДС, следовательно, не обязан его уплачивать. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из заключения договора купли-продажи нежилого помещения, не закрепленного за муниципальными предприятиями либо учреждениями муниципального района, с истцом как физическим лицом. Действительно, согласно абзацу второму пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного