ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Генеральный план застройки нельзя менять - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС19-7351 от 07.06.2019 Верховного Суда РФ
установив, что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки городского округа Химки, принятым по результатам публичных слушаний, спорный участок относится к зоне Ж-2, для которой предусмотрен один из видов разрешенного использования «обслуживание автотранспорта», пришли к выводу о том, что Администрация незаконно отказала предпринимателю в принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования спорного земельного участка виду разрешенного использования, указанному в Классификаторе «обслуживание автотранспорта», и в целях устранения нарушенных прав заявителя обязали Администрацию издать постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования данного участка виду, указанному в Классификаторе «обслуживание автотранспорта» (4.9). Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Довод Администрации о том, что приведение вида разрешенного использования публичного земельного участка «обслуживание автотранспорта», предусматривающего помимо размещения стоянок (парковок) также размещение гаражей, что повлечет возможность осуществления предпринимателем строительства объекта недвижимости, несостоятелен, поскольку привидение вида разрешенного использования публичного земельного участка в соответствие с Классификатором не меняет правовой режим участка
Решение № А49-7640/10 от 11.05.2011 АС Пензенской области
регламент – ограничения использования соответствующих земельных участков. Отсутствие в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки соответствующей зоны (запретного района) противоречит положениям статьям 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 1, 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации. Ответчик и третьи лица (Администрация города Пенза, ОАО «Акционерная компания «Домостроитель») ссылаются на то, что Правила землепользования и застройки, как производные от Генерального плана, не могут быть признаны не соответствующими закону ранее, чем таковыми будут признаны соответствующие положения Генерального плана. Суд не принимает данный довод, поскольку любой нормативный правовой акт, в том числе издаваемый на основании ранее изданного нормативного акта, должен соответствовать законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Суд также не признает состоятельной ссылку указанных лиц на то, что характеристики, которые влияют на возможные размеры запретного района, не являются постоянными, в силу чего органы местного самоуправления не могут постоянно менять границы соответствующей зоны с внесением изменений в Генеральный план,
Решение № А56-61084/16 от 14.12.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 №18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах. Красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и земельных участков линейных объектов. Это значит, что посредством проектов планировки можно как фиксировать сложившиеся границы «публичных» и «частных» земель, так и менять соотношение между ними путем утверждения, например, предложений по расширению улиц, проездов, прокладке новых автомобильных дорог, в том числе проходящих по земельным участкам, находящимся в собственности физических и юридических лиц. В последнем случае утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления
Решение № А03-14222/2011 от 20.12.2011 АС Алтайского края
территорий. В результате территориального планирования устанавливаются функциональные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зоны с особыми условиями использования территорий. При этом нахождение земельного участка в границах функциональной зоны не определяет его правовой режим. Территориальные зоны устанавливаются в процессе градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, путем утверждения правил землепользования и застройки. Данные правила включают в себя градостроительные регламенты, которые определяют правой режим земельных участков, находящихся в границах соответствующих территориальных зон. Таким образом, правила землепользования и застройки не меняют по сути территориального планирования, но влияют на правовой режим земельных участков, находящихся в границах территориальных зон, в том числе определяя ограничения их использования. Из положений статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), которые не содержат сведений о территориальных зонах. В силу положений части 4
Решение № А51-1773/11 от 29.03.2011 АС Приморского края
права. В результате территориального планирования устанавливаются функциональные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зоны с особыми условиями использования территорий. При этом нахождение земельного участка в границах функциональной зоны не определяет его правовой режим. Территориальные зоны устанавливаются в процессе градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования путем утверждения Правил землепользования и застройки. Данные Правила включают в себя градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков, находящихся в границах соответствующих территориальных зон. Таким образом, Правила землепользования и застройки не меняют сути территориального планирования, но влияют на правовой режим земельных участков, находящихся в границах территориальных зон, в том числе определяя ограничения в их использовании. Таким образом, у Департамента отсутствовали законные основания для принятия решение от 02.02.2010, оспариваемое решение является незаконным, как не соответствующее статье 31 Земельного кодекса РФ и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создающее
Постановление № А28-10678/2008 от 23.04.2009 АС Кировской области
территорий. В результате территориального планирования устанавливаются функциональные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зоны с особыми условиями использования территорий. При этом нахождение земельного участка в границах функциональной зоны не определяет его правовой режим. Территориальные зоны устанавливаются в процессе градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, путем утверждения правил землепользования и застройки. Данные правила включают в себя градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков, находящихся в границах соответствующих территориальных зон. Таким образом, правила землепользования и застройки не меняют сути территориального планирования, но влияют на правовой режим земельных участков, находящихся в границах территориальных зон, в том числе определяя ограничения их использования. Следовательно, при отсутствии правил землепользования и застройки органы местного самоуправления не имеют правовых оснований для ограничений в использовании земельных участков. Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении проекта территориального землеустройства земельного участка, расположенного
Апелляционное определение № 33-11659/2016 от 07.09.2016 Самарского областного суда (Самарская область)
принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности. Спорный земельный участок сформирован в существующих границах задолго до утверждения Генерального плана развития г.о. Самара и Правил застройки и землепользования в городе Самаре 2001 года и используется под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, что соответствовало Правилам, действующим на момент строительства. Границы испрашиваемого земельного участка установлены, не менялись и не изменялись, земельный участок полностью соответствует местоположению на карте. Доказательств, что использование истцом земельного участка опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, заявителем жалобы не представлено. Заявителем жалобы не учтено, что нормы п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного