ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Градостроительное зонирование - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 4-АПА19-17 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ
107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», статьи 6, 24 Устава городского округа Подольск Московской области суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме. Также судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям решение суда не обжалуется. В соответствии с пунктом 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Процедура подготовки и принятия
Апелляционное определение № 53-АПА19-31 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное
Апелляционное определение № 46-АПА19-18 от 28.08.2019 Верховного Суда РФ
нарушением градостроительного законодательства, поскольку нахождение земельного участка в двух территориальных зонах не соответствует части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ). Отнесение указанных выше земельных участков к территории общего пользования, обозначенной красными линиями, противоречит пунктам 11, 12 статьи 1, статье 23 ГрК РФ и пункту 8 статьи 27, пункту 12 статьи 85 ЗК РФ. Оспариваемое градостроительное зонирование препятствует объединению земельных участков и использованию их по целевому назначению. Решением Самарского областного суда от 18 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: со дня вступления в законную силу судебного акта признаны не действующими Генеральный план - в части установления красных линий и территории общего пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...>, Правила застройки и землепользования - в части отнесения этих же земельных участков к двум территориальным зонам. В удовлетворении остальной
Апелляционное определение № 53-АПА19-27 от 01.07.2019 Верховного Суда РФ
которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ). В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Градостроительное зонирование согласно пункту 6 статьи 1 Кодекса - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок
Постановление № А70-7886/13 от 20.10.2015 АС Западно-Сибирского округа
для подбора объектов-аналогов, и воздержался от анализа градостроительного зонирования (не учел градостроительную зону, применив градостроительную зону П-1, а не ИТ-1), отклонен судами по тому мотиву, что эксперт правильно при определении выкупной цены исходил из вида разрешенного использования, который был установлен в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд, то есть «для сельскохозяйственного производства», когда вид разрешенного использования не был связан со строительством дороги, а поскольку до начала строительства градостроительное зонирование не осуществлялось, земельный участок не относился к градостроительной зоне, ее учет при определении выкупной цены не ведется. Аргумент ответчика о том, что экспертом не учтены реальные сделки купли-продажи с земельными участками, расположенными вблизи изымаемого земельного участка (согласно данным таких сделок средняя цена составляет 3 500 руб./м²), суды тоже посчитали необоснованным, поскольку указанные им сделки совершались в основном между одними и теми же лицами, в том числе ФИО4, который участвовал в судебных заседаниях в качестве
Постановление № А32-5146/2021 от 28.04.2022 АС Северо-Кавказского округа
особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4). Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для
Постановление № А76-25330/16 от 18.09.2017 АС Уральского округа
в сведения ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в части указания разрешенного использования. Полагая, что изменения в сведения ГКН и ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в части указания разрешенного использования внесены в нарушение требований действующего законодательства о целевом использовании сельскохозяйственных земель, прокурор обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, руководствуясь положениями земельного и градостроительного законодательства, в силу которых для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены, а изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, удовлетворил заявленное требование. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал. Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя
Решение № 3А-578/2021 от 25.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)
Проект детальной планировки жилого района «Красный бор» 1972 года, в котором была спроектирована улица «Яковлевская» в том размере и протяженности, как это имеет место в оспариваемых актах, не является достаточным обоснованием сохранения ее в Генеральном плане и Правилах, поскольку указанный проект не актуализирован применительно к современным условиям, а кроме того также не содержит в себе обоснования для размещения данной автодороги и ее параметров. Административным истцом приведены доводы о том, что оспариваемое территориальное планирование и градостроительное зонирование в отношении принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, препятствует ей в реализации права на реконструкцию размещенного на данном земельном участке жилого дома. В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО5 административный иск поддержала. Представитель административного ответчика Муниципалитета города Ярославля на основании доверенности ФИО6, представитель административного ответчика Департамента градостроительства мэрии города Ярославля на основании доверенности ФИО7 административный иск не признали, привели доводы о том, что нормативные акты в
Решение № 3А-11/2022 от 14.03.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)
областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области, в котором с учетом уточнений административных исковых требований (том 3 л.д. 36-40) просит: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу номер по порядку 40 в таблице 10.2.2. пункта 5.10.12 «Пояснительной записки», являющейся приложением к решению Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 года № 10-ЗГО «Об утверждении проекта «Генеральный план г. Златоуста. Корректировка» и « Градостроительное зонирование территории города» в части отнесения ул. Лермонтова города Златоуста Челябинской области к зоне К 7; признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1 Карты градостроительного зонирования территории г. Златоуста, М1:10 000 (графический материал (на планшетах), пункта 2 Проект «Градостроительное зонирование территории г. Златоуста» (шифр 0390017766-2)», являющиеся приложением к решению Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 года № 10-ЗГО в части отнесения ул. Лермонтова г. Златоуста Челябинской области
Решение № 2-2996/2012 от 06.03.2013 Златоустовского городского суда (Челябинская область)
ЗГО в части утверждения проекта планировки и межевания территории и установлении видов разрешенного использования земельных участков микрорайона «Сосновый бор», приняты с нарушением действующего градостроительного законодательства, поскольку земельный участок на территории микрорайона с разрешенным видом использования - под строительство торгово-досугового комплекса располагался в нескольких градостроительных зонах, тогда как согласно ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, а соответствующие изменения в градостроительное зонирование до утверждения вышеуказанного проекта внесены не были. При этом указывает, что ответчику ОАО «Златмаш» на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером № площадью 350000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования - под жилую многоэтажную застройку. На основании задания УАиГ администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Златмаш» ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен проект планировки с межеванием территории микрорайона «Сосновый бор». Он был утвержден пунктом 7 распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, изданного с