ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Идентификация физического лица - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № АПЛ20-399 от 08.12.2020 Верховного Суда РФ
о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, пункта 1 Правил выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877, по апелляционной
Апелляционное определение № АПЛ20-146 от 02.07.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статье 3 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», полагая, что порядок зачисления денежных средств по номеру банковского счета получателя и иной информации о получателе средств не соответствует порядку идентификации юридических и физических лиц (получателей средств), предусмотренному законодательством Российской Федерации, и тем самым допускает ограничение банками права истца распоряжаться своим имуществом. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. Не согласившись с таким решением, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В жалобе указано, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, поскольку применение
Определение № А56-99889/19 от 04.02.2021 Верховного Суда РФ
заявления. Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам, связанным с совершением общества вмененного правонарушения. Как установлено судами, учитывая сумму наложенного платежа за почтовое отправление и отсутствие у сотрудника общества подозрений о том, что спорная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, у общества отсутствовали правовые основания для осуществления идентификации клиента – физического лица в истребуемом обществом объеме сведений. При этом суды руководствовались положениями Закона № 115-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период. Доказательств того, что у общества имелись основания для осуществления дополнительных мер идентификации клиента – физического лица в том объеме, в котором требовало общество в опросном листе, обществом не представлено. Доводы общества направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Приведенные
Решение № А78-5731/18 от 06.09.2018 АС Забайкальского края
предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля. Из оспариваемого постановления следует, что обществом при осуществлении своей деятельности по распространению лотерейных билетов не проводится идентификация клиентов. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, идентификация физического лица осуществляется до приема на обслуживание. Закон № 115-ФЗ предусматривает установления таких сведений как фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. В соответствии с п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1,1.2,1.4,1.4-1 и 1.4-2 указанной статьи. Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным
Решение № А78-3106/18 от 12.09.2018 АС Забайкальского края
пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля. Из оспариваемого постановления следует, что обществом при осуществлении своей деятельности по распространению лотерейных билетов, в том числе не проводится идентификация клиентов. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, идентификация физического лица осуществляется до приема на обслуживание. Закон № 115-ФЗ предусматривает установления таких сведений как фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания. В соответствии с п.1 ст. 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1,1.2,1.4,1.4-1 и 1.4-2 указанной статьи. Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом
Решение № А37-565/20 от 29.04.2020 АС Магаданской области
чем, по мнению заявителя, отсутствие информации о необходимости идентификации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Суд находит данный довод ошибочным в силу следующего. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Согласно пункту 4.1 Инструкции при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками идентификация физического лица проводится в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 настоящей
Определение № 33-4504/2013 от 21.05.2013 Самарского областного суда (Самарская область)
без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей установлен Положением Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Пунктом 3.1 главы 3 Положения Банка России от 19 августа 2004г. N 262-П установлено, что идентификация физического лица может проводиться на основании документа, удостоверяющего личность, который не содержит всех сведений, требуемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и настоящим Положением при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Упрощенная идентификация физического лица предполагает установление фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента. Упрощенная идентификация
Апелляционное определение № 33-3057 от 02.10.2013 Мурманского областного суда (Мурманская область)
кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение) кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (далее – клиент), при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Пункт 3.1 указанного Положения предусматривает, что идентификация физического лица может проводиться на основании документа, удостоверяющего личность, который не содержит всех сведений, требуемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и настоящим Положением (далее - упрощенная идентификация физического лица) при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Упрощенная идентификация физического лица предполагает установление фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества, реквизитов
Апелляционное определение № 33-6668 от 28.10.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)
терроризма» не может повлечь отмену правильно принятого по существу решения. Довод жалобы о том, что суд не учел возможность применения кредитной организацией упрощенной идентификации клиента, предусмотренной пунктом 3.1 Положения Центрального Банка России от 19.08.2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», не предусматривающей идентификацию по идентификационному номеру налогоплательщика и адресу регистрации, во внимание не принимаются. В соответствии с пунктом 3.1 указанного Положения идентификация физического лица может проводиться на основании документа, удостоверяющего личность, который не содержит всех сведений, требуемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и настоящим Положением (далее - упрощенная идентификация физического лица) при осуществлении: переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в
Апелляционное определение № 33-27586/2017 от 24.01.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
то, что при отказе истцу в выдаче вклада в установленный договором срок, банк руководствовался положениями Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». С указанными доводами жалобы судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего. В соответствии с пунктом 3.1 указанного Положения Центрального Банка России от <дата> №...-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», идентификация физического лица может проводиться на основании документа, удостоверяющего личность, который не содержит всех сведений, требуемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и настоящим Положением (далее - упрощенная идентификация физического лица) при осуществлении: переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в
Апелляционное определение № 33-155/20 от 05.02.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)
вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). В пункте 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» указано, что идентификация физического лица может проводиться на основании документа, удостоверяющего личность, упрощенная идентификация физического лица предполагает установление фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента. В целях соблюдения приведенных требований, Банк при вручении кредитной карты и ПИН-кода клиенту должен был идентифицировать его личность путем проверки соответствующего документа и по общему правилу передать карту и ПИН-код под роспись. Утверждая, что кредитная карта и ПИН-код были получены Хомутовой Н.Н.,