ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инвентаризация комиссионно - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минфина России от 09.06.2014 N 46н (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении Правил осуществления работ по приемке, хранению и ведению учета ценностей Госфонда России на специальных счетах" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2014 N 33303)
ценностей (при обнаружении их) и составляют по ним соответствующее заключение, проверяют порядок ведения учета движения ценностей и порядок их хранения, а также наличие соответствующих документов к ним. 41. В случае, если инвентаризация ценностей в хранилище не может быть закончена в один день, она может продолжаться и заканчиваться в последующие дни. Результаты в этих случаях подлежат корректировке по состоянию на первое число. Если инвентаризация не закончена в тот же день, помещения при уходе рабочей инвентаризационной комиссии опечатываются печатями материально ответственного лица и председателя комиссии. 42. Вскрытие хранилища производится комиссионно с участием члена рабочей инвентаризационной комиссии. Перед началом инвентаризации и до ее окончания рабочая инвентаризационная комиссия должна пломбировать места хранения ценностей (сейфы). 43. Возникающие в процессе проведения инвентаризации спорные вопросы разрешаются Центральной инвентаризационной комиссией. 44. Результаты инвентаризации ценностей в хранилище оформляются соответствующим актом. Акт составляется в одном экземпляре и заполняется чернилами или шариковой ручкой. К акту инвентаризации прилагаются ведомости взвешивания ценностей. Наименование
Приказ Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации"
(актах) указываются наименование организации, материальных ценностей, их количество, масса, дата их передачи, номера и даты документов. 48. Фактическое наличие драгоценных металлов в изделиях и материалах при инвентаризации определяется путем обязательной проверки наличия этих изделий и материалов, их состояния и сличения данных бюджетного учета и учета материально ответственного лица, а имеющийся лом и растворы драгоценных металлов подвергаются обязательному взвешиванию. 49. Наличие драгоценных металлов в составе оборудования при невозможности в момент инвентаризации проверить их в натуре устанавливается по учетным, техническим документам либо комиссионно . 50. Наличие драгоценных металлов в сплавах, химических соединениях, находящихся во время инвентаризации в специальной опломбированной таре, также устанавливается и вносится в опись на основании учетной и технической документации, документов поставщика или данных входного контроля. Сведения о драгоценных металлах и изделиях, их содержащих, а также находящихся в ломе и отходах, переданных в другие организации в переработку или находящихся в пути, но числящихся на бюджетном учете воинской части, заносятся в
Приказ Мининформсвязи России от 11.08.2005 N 99 "Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, учета, передачи, хранения, выдачи, транспортирования и использования организациями федеральной почтовой связи служебного и гражданского оружия, патронов к нему и специальных средств"
патронов с составлением акта их списания. 5.13. При выявлении излишков или недостачи оружия и патронов информируются органы внутренних дел и назначается инвентаризация, в ходе которой устанавливаются обстоятельства несоответствия его наличия учетным данным и лица, виновные в нарушении порядка их учета. Неучтенные оружие и патроны в течение суток подлежат передаче в орган внутренних дел. 5.14. Оружие и патроны, не пригодные по заключениям технических комиссий органов внутренних дел к дальнейшему использованию, за исключением оружия, являющегося вещественным доказательством по уголовным делам, после составления актов их списания подлежат передаче в органы внутренних дел для уничтожения. 5.15. В организациях федеральной почтовой связи проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия и патронов проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия и патронов. Перед
"Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации" (утв. Минздравсоцразвития РФ)
производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). Фактическое наличие драгоценных металлов, драгоценных камней при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб. При проведении инвентаризации незавершенного производства масса драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в деталях и изделиях и не поддающихся взвешиванию, устанавливается по учетным данным или по нормам расхода на детали (изделия) с учетом процента их готовности. Наличие драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в составе оборудования, при невозможности в момент инвентаризации проверки в натуре устанавливается по учетным, техническим документам или комиссионно . Наличие драгоценных металлов в сплавах, химических соединениях, находящихся во время инвентаризации в опломбированной специальной таре,
Приказ МВД России от 20.08.1998 N 504 (ред. от 06.06.2016) "О порядке организации работы в подразделениях МВД России по учету, хранению изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов, сбору, учету, хранению и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации этих металлов в виде лома и отходов" (вместе с "Инструкцией о порядке учета, хранения изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов, по сбору, учету, хранению и сдаче в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации этих металлов в виде лома и отходов", "Нормами возврата в государственный фонд серебра из отходов, образующихся при использовании кинофоторентгеноматериалов" (Извлечение), утв. Совмином СССР 10.06.1991)
административной или дисциплинарной ответственности, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (абзац введен Приказом МВД России от 03.07.2003 N 513) 33. По выявленным при инвентаризации неиспользуемым изделиям, оборудованию, приборам и аппаратуре, содержащим драгоценные металлы, подразделения вносят предложения в вышестоящую организацию о реализации этих изделий в установленном порядке. IV. ХРАНЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ И МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, А ТАКЖЕ ЛОМА И ОТХОДОВ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ <...> 36. Хранение осуществляется в специально оборудованных пожарно-охранной сигнализацией кладовых или в специально отведенных местах на складе у материально ответственных лиц, с которыми заключаются договоры о материальной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кладовые по окончании рабочего дня закрываются на замок и опечатываются, а ключи сдаются сотрудникам охраны под расписку. В отсутствие материально ответственного лица вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя подразделения и с составлением акта. (абзац введен Приказом МВД России от 03.07.2003 N 513) V. ПОРЯДОК СБОРА И СДАЧИ ЛОМА И ОТХОДОВ ДРАГОЦЕННЫХ
Решение № А74-265/11 от 12.05.2011 АС Республики Хакасия
исправном состоянии, печать не нарушена. Комиссия произвела снятие печати с дверей помещения № 109, о чем составила акт о снятии печати помещения № 109, находящегося на первом этаже здания администрации МО Таштыпский сельсовет от 29.12.2010. Распоряжением Главы МО Таштыпский сельсовет ФИО6 № 81Р от 29.12.2010 индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешено продлить срок пребывания в ранее арендованном помещении для проведения инвентаризации остатков товара, вывоза товара и оборудования до 13 час. 00 мин. 31.12.2010. В результате проведенной инвентаризации комиссионно был составлен акт о списании товарно-материальных ценностей в буфете, расположенном по адресу: <...>, кабинет № 109, пришедших в негодность за период с 06.12.2010 по 29.12.2010. Согласно указанному акту инвентаризационная комиссия списала товар на общую сумму 32148 руб. 17 коп., пришедший в негодность в результате его порчи, окончания срока реализации и поеденные грызунами. Полагая, что порча товара в ранее арендованном под буфет помещении произошла в результате виновных действий Администрации МО Таштыпский сельсовет, индивидуальный предприниматель ФИО1
Постановление № 02АП-5162/2021 от 13.09.2021 Второго арбитражного апелляционного суда
и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. На основании изложенного судом первой инстанции сделан вывод о том, что инвентаризация имущества должника обязательно должна быть проведена комиссионно . Как следует из материалов дела, при изучении сайта ЕФРСБ установлено, что конкурсным управляющим ФИО1 проведена инвентаризация имущества должника, результаты которой включены в ЕФРСБ (сообщение от 08.10.2018 № 3100664). При рассмотрении данного сообщения установлено, что в файлах к сообщению о результатах инвентаризации имущества должника ФИО1 размещены: инвентаризационная опись основных средств от 05.10.2018 № 1; акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами кредиторами от 05.10.2018 № 2. Во исполнение пунктов
Постановление № А31-3290/2021 от 02.02.2022 АС Волго-Вятского округа
возможность самостоятельно определить дату закрытия реестра требований кредиторов. Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2015 № 304-АД15-2193. При этом в нарушение пункта 2 статьи 128 Закона № 127-ФЗ арбитражный управляющий не указал в заявке, что реестр подлежит закрытию. Управление вменило арбитражному управляющему в вину нарушения пункта 2 статьи 129, пункта 4 статьи 20.3 Закона № 127-ФЗ. Суд первой инстанции сделал вывод о том, что инвентаризация имущества должника должна быть проведена комиссионно , при этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона № 127-ФЗ и Методическими указаниями, правомерно исключил данный эпизод из объективной стороны вменяемого правонарушения, поскольку несоблюдение требований Методических указаний не может быть отнесено непосредственно к нарушению требований Закона № 127-ФЗ. Кроме того, суд округа соглашается с выводом апелляционного суда о проведении инвентаризации не надлежащим образом. Действительно суд первой инстанции не учел, что инвентаризация денежных средств должника, кредитов банков, займов и резервов возможна
Постановление № 06АП-6031/16 от 02.11.2016 АС Хабаровского края
и своевременность оформления материалов инвентаризации. Согласно пунктам 6.3, 6.7, 6.21 Инструкции № 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая используемые в научной, производственной и других видах деятельности, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней; данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов;
Постановление № 07АП-10392/2011 от 29.07.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда
оборудования на складе (оптического кабеля, доли в уставном капитале ООО «Бийск ТВ») и бездействие по своевременному утверждению Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника (имущественного комплекса). Устранение допущенных ФИО2 нарушений было осуществлено частично. Определением суда от 25.07.2013 года было принято к рассмотрению суда повторное заявление конкурсного управляющего ФИО2 от 22.07.2013 года. Определением суда от 08.11.2013 года в связи с наличием неустраненных дефектов инвентаризации должника суд обязал конкурсного управляющего ФИО2 провести полную инвентаризацию имущества должника комиссионно с участием представителей конкурсных кредиторов ФИО3 и ООО «ПО «Железобетон», а также остальных кредиторов должника и уполномоченного органа при наличии их согласия, представить в суд до 29.11.2013 года результат инвентаризации с последующим отражением соответствующих изменений в отчете конкурсного управляющего при выявлении расхождений. Определением от 16.12.2013 года суд повторно обязал конкурсного управляющего представить результаты повторной инвентаризации имущества должника и внести соответствующие исправления в состав имущества должника, подлежащий реализации. В процессе рассмотрения заявления конкурсного управляющего
Решение № 2-687/2015 от 28.12.2015 Красногорского районного суда (Алтайский край)
пошлины. В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, на удовлетворении иска настаивала по указанным в нем основаниям. Исковые требования представитель истца обосновала тем, что ответчики, работая в должности продавцов и будучи материально ответственными лицами за вверенный товар и иные ценности, допустили недостачу, которая была обнаружена в ходе проведения плановой инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ. Коллектив магазина в составе ФИО1, ФИО2, ФИО3 работал с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Инвентаризация была проведена за период с ДД.ММ.ГГГГ. Проводилась инвентаризация комиссионно , при непосредственном участии ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3 Также пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ года была проведена инвентаризация товарно- материальных ценностей ( далее ТМЦ) в магазине «Уют-Центр», в результате которой была выявлена недостача на указанную в иске сумму. Но поскольку инвентаризация была проведена в отсутствие ответчика ФИО1, ее результаты документально не оформлялись, о наличии данной недостачи ответчикам было известно, каких- либо возражений по размеру причиненного ущерба они не заявляли. Движение остатков ТМЦ в магазине «Уют-
Решение № 2-02/2016 от 13.04.2016 Красногорского районного суда (Алтайский край)
судебное заседание истец ИП ФИО1 не явился, согласно представленного в материалы дела заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, на удовлетворении иска настаивала по указанным в нем основаниям. Исковые требования представитель истца обосновала тем, что ответчик, работая в должности продавца и будучи материально ответственным лицом за вверенный товар и иные ценности, допустила недостачу, которая была обнаружена в ходе проведения инвентаризации, начатой 26.06.2015 года и оконченной 27.06.2015г. Проводилась инвентаризация комиссионно , при непосредственном участии ответчика ФИО4 Также пояснила, что перед трудоустройством ФИО4 на работу в павильон «Автозапчасти» ИП ФИО1, магазин не работал длительное время, 17.07.2013г. была проведена инвентаризация товарно- материальных ценностей, в соответствии с которой материально- ответственное лицо ФИО1 передал ФИО4 имевшиеся ценности в магазине на момент приема на работу ответчика на сумму 116394 руб.50 коп. Ответчик ценности на указанную сумму приняла, в подтверждение чего в инвентаризационной описи от 17.07.2013г. поставила свою подпись. Движение
Решение № 2-514/14 от 27.10.2014 Красногорского районного суда (Алтайский край)
указанном размере уплачена, просила взыскать с ФИО1 <данные изъяты> руб. Исковые требования представитель истца обосновала тем, что ответчики, работая в должности продавцов и будучи материально ответственными лицами за вверенный товар и иные ценности, допустили недостачу, которая была обнаружена в ходе проведения ревизии ДД.ММ.ГГГГ, основанием которой послужило трудоустройство нового сотрудника в магазин. Коллектив магазина в составе ФИО1, ФИО3 и ФИО2 работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Инвентаризация была проведена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Проводилась инвентаризация комиссионно , при непосредственном участии всех ответчиков, которые объяснить причину недостачи не смогли. В целях проверки верности результатов инвентаризации, инвентаризационная комиссия еще раз пересчитывала весь остаток товара и сверяла его с данными бухгалтерского учета, однако, размер недостачи был подтвержден. Общая сумма недостачи составила <данные изъяты>. Полагает, что причиной недостачи товарно-материальных ценностей может являться то обстоятельство, что ответчики, несмотря на запрет директора ООО « Торговый дом Ритм», отпускали товар из магазина в долг, а также брали