ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инвентаризация сомнительной задолженности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598)
которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина России от 30.12.1999 N 107н) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание. Текст первого предложения пункта 77 приведен в варианте, опубликованном в "Российской газете" ("Ведомственное приложение"), N 208, 31.10.1998. В "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 14.09.1998, в данном предложении содержится ссылка на пункт 75 настоящего Положения. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности . Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за
Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. 4. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса. Резерв по сомнительным долгам может быть использован
Апелляционное определение № 22-АПА19-4 от 13.02.2020 Верховного Суда РФ
и для исключения повторного учета одного и того же долга при установлении тарифов, гарантируя соблюдение основных принципов государственного регулирования. В соответствии с пунктом 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству также на основании данных
Постановление № 20АП-3545/07 от 24.12.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
расходов. Судом установлено, что ОАО «Центргаз» воспользовался своим правом, предоставленным п.3 ст.266 НК РФ, 31 декабря 2004г. – в последний день IV отчетного и одновременно налогового периода. Максимальная сумма резерва, на которую налогоплательщик мог уменьшить налоговую базу на 30.09.2004г., - 130383000руб., но было принято решение резерв не создавать. Максимальная сумма резерва, на которую налогоплательщик мог уменьшить налоговую базу на 31.12.2004г., - 102967500руб. Резерв был создан в сумме 62488835,86руб., которая была определена по итогам инвентаризации сомнительной задолженности по состоянию на 31.12.2004г. Безнадежная задолженность фонда Академии налоговой полиции в размере 63646000 рублей в формировании этого резерва не участвовала (т.3 л.д. 66) и не могла быть включена в расчет суммы сомнительных долгов в соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона №110-ФЗ от 06.08.2001г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных
Постановление № 06АП-2190/08 от 26.08.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда
664 021 руб., при этом выручка за 2005 год составила 722 232 000 руб. (предельный размер резерва - 72 223 200 руб.). Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что у ОАО «Хабаровсккрайгаз» существовала указанная сомнительная задолженность, сложившаяся за 2004, 2005 годы, что подтверждается проведенной инвентаризацией задолженности, суммы созданного резерва по сомнительным долгам не превышают допустимые 10 процентов от суммы выручки. Судом обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что акты проведенных инвентаризаций сомнительной задолженности не были представлены в период проверки, поскольку в соответствии с названным выше пунктом 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской, а не сомнительной задолженности. Данная норма определяет порядок исчисления резерва по сомнительным долгам на основании актов инвентаризации дебиторской задолженности, а не порядок составления актов инвентаризации сомнительной задолженности. Кроме этого, налоговым органом не представлено доказательств тому, что у ОАО
Постановление № А12-37321/2017 от 05.06.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
руб. Налоговым органом при перерасчете обоснованно исключена дебиторская задолженность по ОАО «Волгоградская транспортная компания» в сумме 69 801 516 руб. (на даты с 31.01.2013 по 31.12.2013); по ОАО «Волгоградские коммунальные системы» в сумме 5 396 406 руб. (на даты с 31.01.2013 по 31.03.2013); по ООО «ЖилСоцГарантия» в сумме 6 936 709 руб. (на даты с 31.01.2013 по 31.12.2013). После исключения данных сумм из суммы сомнительной задолженности, рассчитанной налогоплательщиком на основании данных ежемесячных актов инвентаризации, сомнительная задолженность по состоянию на 31.01.2013 составила 230 458 835 руб. Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой по статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации (за январь 2013 года - 93 896 847 руб.), то состоянию на 31.01.2013 резерв не может превышать 93 896 847 руб. Поскольку на 01.01.2013 сумма перенесенного резерва составляла 286 530 362 руб., резерв
Постановление № 06АП-52/2010 от 24.02.2010 АС Хабаровского края
в 2006 учтена дебиторская задолженность ОАО «Хабаровскэнерго» - по состоянию на 31.12.2005 - 9 558742,81 руб., по состоянию на 31.12.2006 - 9 159 707,02 руб. Из указанных актов инвентаризации следует, что в структуру задолженности включена задолженность в сумме 6 141 078,10 руб., с периодами возникновения 1996-1998, во взыскании которой решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.09.2005 по делу № А73-6392/2004-30 было отказано за пропуском срока исковой давности (т. 4, л.д. 14-15). Согласно актам инвентаризации, сомнительная задолженность ОАО Э и Э «Хабаровскэнерго» перед МуП КЭС Комсомольского района (без учета задолженности с истекшим сроком исковой давности в сумме 6 141 078,10 руб.) в течение 2006 ежеквартально составляла 2 659 162 руб. (на 31.03.2006), 2 346,598 руб. (на 30.06.2006), 2 869.294 руб. (на 30.09.2006), 3 018 629 руб. (на 31.12.2006), отнесенных в 2006 на внереализационные расходы. Поквартальные расшифровки сомнительной задолженности, отчисленной в резерв по сомнительным долгам в течение 2006, представлены в материалах
Решение № А74-2397/07 от 21.12.2007 АС Республики Хакасия
счете-фактуре и накладной отсутствует. В соответствии с пунктом 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Возможность включения сомнительной задолженности в создаваемый резерв поставлена законодателем в подпунктах 1 – 3 пункта 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимость от срока возникновения. В силу перечисленных подпунктов в полной сумме в резерв включается выявленная на основании инвентаризации сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней, 50 процентов выявленной на основании инвентаризации сомнительной задолженности включается в сумму резерва при условии ее возникновения от 45 до 90 дней (включительно), а сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва. Согласно общему правилу сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации. На стадии
Решение № 2А-24/2016 от 24.06.2016 Костромского областного суда (Костромская область)
создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пункт 3). Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 4). Таким образом, возможность включения суммы сомнительной задолженности в
Решение № 3А-202/18 от 24.06.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)
так же ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации, акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений, акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, иных документов, из которых возможно было бы прийти к выводу об отсутствии в ООО «Иркутскэнергосбыт» двойного учета одной и той же задолженности административным истцом, ни ФАС России при проведении проверки, ни Службе по тарифам Иркутской области при исполнении Предписания ФАС России, ни суду не представлено, а материалы тарифного дела таких доказательств не содержат. Довод административного истца о том, что при принятии тарифных решений регулятором в расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» на формирование резерва по сомнительным долгам были включены такие расходы в размере 1,5 процента от валовой выручки от продажи электрической энергии потребителям, которые существенно ниже задолженности , числящейся по данным бухгалтерского учета в ООО «Иркутскэнергосбыт», юридического значения для дела не имеет,
Решение № 3А-313/2021 от 06.07.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)
и для исключения повторного учета одного и того же долга при установлении тарифов, гарантируя соблюдение основных принципов государственного регулирования. В соответствии с пунктом 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. Согласно пункту 77 Положения дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству также на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения)