ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инвестиционный договор в области освоения лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 307-ЭС18-25151 от 18.02.2019 Верховного Суда РФ
в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.07.2017 N 2369 инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.02.2018 года по делу N А05-12276/2017, вступившим в законную силу, заключенные между Министерством и Обществом договоры аренды лесных участков расторгнуты. Общество оспорило указанное распоряжение Министерства, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ). В силу части 3 статьи 22 Лесного кодекса подготовка перечня приоритетных инвестиционных
Определение № 03АП-6431/18 от 12.05.2020 Верховного Суда РФ
рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено. Как следует из обжалуемых актов, 07.04.2008 между АО "Краслесинвест" и Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края заключен договор аренды лесных участков N 1 в целях реализации на территории Красноярского края приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство" в рамках государственной программы "Комплексное развитие Нижнего Приангарья. Арендная плата на момент заключения настоящего договора составляет 192 051 870 (сто девяносто два миллиона пятьдесят одна тысяча восемьсот семьдесят) рублей в год в связи с включением инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5. С учетом данного коэффициента арендная плата по настоящему Договору составляет 96 025 940 (девяносто шесть миллионов
Определение № А40-82709/2021 от 25.07.2022 Верховного Суда РФ
он касается инвестиционных проектов, которые уже включены в перечень и не является основанием для отказа во включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов в соответствии с пунктом 22 названного Положения. График заключения договоров аренды лесных участков был скорректирован Министерством лесного комплекса Иркутской области по причине нарушения сроков рассмотрения заявки, а затем утвержден и направлен в Минпромторг. Суды не дали оценку справке, подтверждающей отсутствие у инвестора на 1-е число месяца, предшествующему месяцу подачи заявки на 30.08.2018,что подтверждается перечнем документов, приложенным к заявке от 30.08.2018. В материалы дела представлен поквартальный график реализации инвестиционного проекта, как непосредственно в самой Концепции, так и в отдельном документе (сопроводительное письмо №23/09/20-221 от 23.09.2020). В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 7 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в представленном поквартальном графике инвестиционного проекта отражены сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного
Определение № 302-ЭС21-18282 от 03.12.2021 Верховного Суда РФ
Минпромторга России от 15.05.2018 № 1870. Федеральное агентство лесного хозяйства согласовало заявку общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание в Красноярском крае производственного комплекса по переработке леса», включая перечень лесных участков (Байкитское, Манзенское лесничества), выделенных для реализации проекта, с допустимым ежегодным объемом заготовки древесины 1 221, 07 тыс. куб. м, поквартальный график реализации инвестиционного проекта со сроком заключения договоров аренды – 4 квартал 2020 года. Письмом от 06.08.2020 № 86-09516 Министерство сообщило обществу, что Федеральное агентство лесного хозяйства согласовало его заявку на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание в Красноярском крае производственного комплекса по переработке леса», и в настоящий момент заявка проходит дальнейшее согласование на различных уровнях. Между тем, Министерство после согласования заявки федеральным органом в письме от 06.08.2020 указало также о новых выявленных недостатках, ссылаясь на то, что обществу планируется предоставление лесных участков в том числе и в КГБУ «Байкитское лесничество», в границах
Постановление № А28-1012/18 от 17.09.2019 АС Волго-Вятского округа
площади лесного участка будет применяться коэффициент 0,5. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее также - Минпромторг) от 05.03.2010 № 173 инвестиционный проект Общества «Модернизация действующего производства» включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов. 29.03.2010 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.03.2010 № 173 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов », распоряжения Правительства Кировской области от 27.01.2010 № 12 «Об утверждении заявки ОАО «Нововятский лыжный комбинат» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация действующего производства» (далее - проект), распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 26.03.2010 № 476 «О предоставлении лесного участка в аренду для осуществления заготовки в целях реализации инвестиционного проекта»
Постановление № 17АП-15470/2021-ГКУ от 10.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
регулирующим органом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Согласно п. 1 (1) Постановления № 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к утвержденным настоящим постановлением ставкам применяется коэффициент 0,5, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта. Как ранее указывалось, при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор в силу прямого указания закона обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5 (п. 1(2) Постановления № 310). С учетом принципа регулируемости арендной платы за использование лесных ресурсов,
Постановление № 17АП-14846/2021-ГКУ от 17.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
№ 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.02.2021 № 422 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов » инвестиционный проект ООО «Тура-Лес» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Согласно пункта 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 установлено, что при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения
Постановление № А60-18453/2021 от 19.01.2022 АС Уральского округа
со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов. Суды, исследовав и оценив материалы дела, установив, что инвестиционный проект общества «Тура-Лес» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в связи с изданием приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.02.2021 № 422 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», что является основанием доначисления арендных платежей в силу пункта 1 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №
Постановление № А29-6977/16 от 23.06.2017 АС Волго-Вятского округа
настаивает на взыскании с ответчика неустойки за прострочку внесения платы за пользование лесным участком в сумме 18 857 рублей 40 копеек за период с 10.02.2016 по 24.04.2016 (6 803 рубля 57 копеек – в федеральный бюджет, 12 053 рубля 83 копейки – в бюджет Кировской области), начисление которой предусмотрено пунктом 14 Договора. Период начисления неустойки с 10.02.2016 по 24.04.2016 обусловлен исключением инвестиционного проекта, реализуемого в рамках заключенного договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 27.08.2010 № 23-6 из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.02.2016. Со следующего дня истец произвел начисление арендатору неустойки на увеличенный размер арендной платы. Согласно пункту 7 Договора (в редакции дополнительного соглашения № 1 к Договору) в случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование
Апелляционное определение № 33-12251 от 06.10.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
16, 17, 22-24, 26-29, 31-45, площадью 58930,00 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 16-2010-09/32:237:15:0016. Согласно условиям договора аренды ЗАО «АФК» лесной участок предоставлен для реализации вышеуказанного инвестиционного проекта посредством заготовки древесины. Арендная плата определена на период окупаемости проекта в виде 50-процентной ставки арендной платы за указанный лесной участок (п.п. 5, 5.1 договора).Заготовленная древесина с учетом Концепции должна быть использована для изготовления широкоформатной фанеры. Ссылаясь на ст. ст. 25, 29, ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса РФ, указывает, что переуступка права аренды лесного участка, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов , не предусмотрена. Установлено, что заявка ЗАО «АФК» в Департамент на согласование изменений в инвестиционный проект, в связи с отказом от лесных участков, части лесного участка или его (их)
Апелляционное определение № 33-13846 от 03.11.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
инвестиционного проекта «Строительство комбината по производству плит OSB/ЩЗИ и ДСП мощностью 120 000 м3 в год в г. Мариинске Кемеровской области» основная его цель - строительство комбината в г. Мариинске и организация комбинированного производства плит OSB/OPB, ДСП, мебельного щита, погонажных изделий, древесного угля. Заготовленная древесина необходима для производства и выпуска планируемой продукции. На основании приказа Департамента лесного комплекса Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАО «МПК» получило на без аукционной основе по договору аренды лесной участок государственного лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ЗАО «МПК» заключен договор аренды лестного участка № В соответствии с положениями п. 1, 2 договора Департамент обязуется предоставить, а ЗАО «МПК» принять во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, общей площадью <данные изъяты>, расположенный в Кемеровской области, Мариинском районе, <адрес>, с кадастровым номером № Согласно условиям договора, участок предоставлен ЗАО «МПК» для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов