ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Изменение категории земель генеральным планом - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 14. Целевое назначение, в том числе разрешенное использование искусственного земельного участка
частью 4 настоящей статьи, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части; 2) установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории искусственного земельного участка вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка. 2. Принятие решений о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка не требуется. 3. В случае, если в соответствии с разрешением на создание искусственного земельного участка предусмотрено его отнесение к землям населенных пунктов, разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, генеральные планы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов. При этом проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам,
Определение № 306-КГ18-1878 от 22.02.2019 Верховного Суда РФ
оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017, главе КФХ отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решений кадастровой палаты от 08.12.2016 № 1600/501/16-125071 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3552, № 1600/501/16-125315 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3572, № 1600/501/16-125312 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3592, № 1600/501/16-125329 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3598, об отказе в учете изменений объектов недвижимости: внесения изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельных участков, согласно утвержденного Генерального плана территории Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района и обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в категорию земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и разрешенный вид использования: «основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство» «зоны Ж1 - зона жилой застройки», вышеобозначенных земельных участков, расположенных по адресу: Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от
Апелляционное определение № 33-АПА19-7 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ
сводное заключение о публичных слушаниях подписано главой муниципального образования и опубликовано, суд пришел к выводу о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний по обсуждению вопроса о внесении изменений в генеральный план муниципального образования. В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Содержание генерального плана поселения установлено статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -
Апелляционное определение № 24-АПА19-8 от 06.02.2020 Верховного Суда РФ
земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ). Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта. Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке,
Постановление № А74-12320/16 от 07.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
и не давать им соответствующую оценку, - поскольку категория земельного участка с кадастровым номером 19:10:050306:64 фактически была изменена, основания, указанные в оспариваемом решении (при подготовке межевого плана не использована документация по планировке территории), являются законными и обоснованными, - заявитель в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете, в связи с изменением категории земельного участка, не обращался, тем самым не реализовал свое законное право, которое никто не ограничивал, - внесение в реестр изменений о переводе земель из одной категории в другую является процедурным моментом и не влияет на действие решений уполномоченных органов об утверждении Генеральных планов соответствующих муниципальных образований. Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Ответчики, третьи лица (Администрация Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного
Постановление № А65-449/17 от 28.11.2017 АС Поволжского округа
государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по РТ) о признании недействительными решений от 08.12.2016: за № 1600/501/16-125071 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3552, за № 1600/501/16-125315 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3572, за № 1600/501/16-125312 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3592, за № 1600/501/16-125329 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3598, об отказе в учете изменений объектов недвижимости: внесения изменений в категорию земли и разрешенного вила использования земельных участков, согласно утвержденного генерального плана территории Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района и об обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в категорию земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и разрешенный вид использования: «основной вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство» «зоны Ж1 - зона жилой застройки», выше обозначенных земельных участков, расположенных по адресу: Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Определением суда от 15.03.2017 произведена замена ненадлежащего
Постановление № А56-67976/16 от 29.01.2018 АС Северо-Западного округа
округов. В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы поселений и городских округов. Таким образом, судами правомерно указано, что перевод земель иных категорий, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, в земли населенных пунктов, осуществляется путем изменения границ населенных пунктов путем внесения изменений в генеральный план муниципального образования в части границ соответствующего населенного пункта, а последний из указанных этапов перевода земель иных категорий в земли населенных пунктов статьями 8, 18 Градостроительного кодекса отнесен к полномочиям органа местного самоуправления. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, генеральным планом муниципального образования Лаголовское сельское поселение муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район» Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов от 12.09.2014 № 31, которое было опубликовано в газете «Балтийский луч» № 38 от 19.09.2014, Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования Лаголовское сельское поселение муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район» Ленинградской области, утвержденными решением Совета
Постановление № А32-53512/20 от 12.01.2022 АС Северо-Кавказского округа
виде выплаты штрафов не относится к предмету настоящего спора и может быть заявлено в отдельном порядке. Ссылка общества на нарушение сроков рассмотрения вопроса о внесении изменений в Генеральный план также не принята судом, поскольку вина ответчиков заявителем не доказана. При этом отказ департамента имущественных отношений в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:39:0706001:538 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности заявителем в судебном порядке не оспорен. Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Бездействие ответчиков в части нарушения порядка перевода земель в иную категорию, утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки, не соответствует нормам действующего земельного и градостроительного законодательства. Выводы судов об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия администрации района и
Постановление № А32-50423/20 от 08.02.2022 АС Северо-Кавказского округа
личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» с сохранением категории – «земли сельскохозяйственного назначения» нарушает не только целевое назначение такого участка, но и действующее законодательство, регулирующее данные правоотношения. Жалоба администрации мотивирована следующим. Земельный участок предпринимателя относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого не могут изменяться. Кроме того, суд первой инстанции при разрешении спора не учел, что земельный участок согласно Генеральному плану муниципального образования город Краснодар расположен за границами населенных пунктов.
Решение № 3А-176/20 от 06.08.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)
пунктов, действующим законодательством не предусмотрено (т. 1 л.д. 60 – 61, т. 6 л.д. 311 - 312). Административный истец связывает нарушение своих прав с отказом в регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600011:1645, в связи с чем полагает, что решения Собрания депутатов поселения от 26 декабря 2013 года и от 13 ноября 2015 года о внесении изменений в генеральный план Мишкинского сельского поселения, касающихся перевода земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600011:355 в другую категорию земель, подлежат признанию недействующими с даты принятия. Несмотря на то, что в настоящее время генеральный план Мишкинского сельского поселения действует в редакции от 17 марта 2017 года (т. 6 л.д. 113, 208 - 214), предметом судебной проверки, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих
Решение № 3А-661/19 от 21.12.2020 Московского областного суда (Московская область)
В границы населенных пунктов включались земельные участки, с категорией отличной от категории земель лесного фонда, что подтверждается материалами Генерального плана – Приложение к материалам по обоснованию генерального плана сельского поселения Ершовское «Мероприятия по установлению границ населенных пунктов в соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранению противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (т. 5, л. д. 147-324). Данные обстоятельства подтверждаются заключением Рослесхоза от 11 декабря 2017 года № АВ-03-31/17980 «О рассмотрении проекта генерального плана с.п. Ершовское», согласно которому проектом генерального плана (согласно графической части) подлежат включению в границы населенных пунктов земельные участки, имеющие двойной учет в соответствии с данными ГЛР и ЕГРН. В заключении Рослесхозом даны рекомендации о необходимости устранения взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН (т., 19 л. д. 139 (оборот) -140). Согласно статье 4
Решение № А-8268/202115ОК от 15.10.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)
МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> с заявлением, входящий №.5-12, в котором просили включить земельный участок, расположенный адресу: <адрес>, уч. Аэродром, общей площадью 24402 +/-1367 кв.м. с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования в границы населенного пункта с изменением категории земли на «земли населенных пунктов» и отнесении земельного участка к функциональной зоне СЗ, с разрешенным видом использования «зона для ведения садоводства и дачного строительства». К заявлению административные истцы приложили копии документов, удостоверяющих личность заявителей, копии доверенностей, выписку из ЕГРН, договоры купли-продажи, копию отчета ООО «Севзапгипрозем», копию отчета об оценке ООО «Агентство Консалтинга и Оценки», выписку из Генерального плана , заключение, ситуационный план земельного участка. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.3-06 по результатам рассмотрения заявления ФИО2, входящий №.5-12 от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в генеральный план МО «Романовское