ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Комплексное развитие территории - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А56-103770/2021 от 08.08.2023 Верховного Суда РФ
источником сведений об объектах недвижимости. Согласно Правилам испрашиваемый земельный участок размещен в территориальной зоне ТД1-1, предусматривающей в качестве основного вида использования «бытовое обслуживание». Между тем в обоснование невозможности предоставления земельного участка обществу для строительства капитального объекта Комитет и Правительство ссылались на то, что земельный участок находится в границах территории, в отношении которой Правилами предусмотрено осуществление ее комплексного развития. В соответствии с пунктом 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) комплексное развитие территории – это совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов. Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территории» (далее - Закон № 494-ФЗ) введена глава 10, положения которой определяют этапы реализации механизма комплексного развития территорий
Кассационное определение № 5-КАД22-34 от 20.07.2022 Верховного Суда РФ
национальными проектами, государственными программами (пункт 2); создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур (пункт 3); повышение эффективности использования территорий поселений, городских округов, в том числе формирование комфортной городской среды, создание мест обслуживания и мест приложения труда (пункт 4); создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий (пункт 5). Нормами статьи 65 ГрК РФ предусмотрено четыре вида комплексного развития территорий: комплексное развитие территории жилой застройки; комплексное развитие территории нежилой застройки; комплексное развитие незастроенной территории; комплексное развитие территории по инициативе правообладателей. По смыслу части 4 статьи 65 ГрК РФ комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не являющиеся многоквартирными домами и признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, либо снос или реконструкция которых планируются на основании
Определение № А56-74330/2022 от 27.10.2023 Верховного Суда РФ
Комитет и Правительство в оспариваемом решении ссылались на то, что земельный участок находится в границах территории, в отношении которой Правилами предусмотрено осуществление ее комплексного развития. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одним из основных принципов градостроительного законодательства является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Из пункта 34 статьи 1 ГрК РФ следует, что комплексное развитие территории – это совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов. Федеральным законом от 30.12.2020№ 494-ФЗ «О внесений изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территории» (далее - Закон № 494-ФЗ) введена глава 10, положения которой определяют этапы реализации механизма комплексного развития территорий с
Определение № А56-103770/2021 от 16.01.2024 Верховного Суда РФ
от 24.11.2009 № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» в редакции Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2021 № 383-95 (далее – Закон № 508-100) регламентируют именно вопросы комплексного развития территорий, то есть принятие решений о комплексном развитии территорий и заключение соответствующих договоров в целях реализации этих решений, при этом не предоставляют иным лицам каких-либо преференций в виде возможности получения в аренду земельного участка, представляющего собой часть определенной Правилами № 524 территории, в границах которой предусматривается комплексное развитие территории . Реализация комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге возможна исключительно в отношении территорий (части таких территорий), границы которых установлены в составе Правил, утверждаемых постановлением Правительства Санкт-Петербурга. Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в редакции Федерального закона № 494-ФЗ) определяют, что при планировании строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в границах территории, в отношении которой в соответствии с Правилами № 524 предусмотрено осуществление комплексного развития территорий, установление видов разрешенного использования земельных участков под
Постановление № А07-2540/2021 от 04.10.2022 АС Уральского округа
от 20.08.2021 № 1 о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 819-20, о возложении обязанности на общество «Кашкадан» возвратить Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:398. Удовлетворяя заявленные требования общества «Кашкадан» и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок предоставлен обществу для комплексного развития территории, обществом «ТелекомИнвест» совершены действия, направленные на максимальное вовлечение всех заинтересованных лиц в комплексное развитие территории . Суд с учетом положений пункта 10.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации указал, что утверждение документации по планировке территории при комплексном развитии территории является основанием для внесения соответствующих изменений в документы территориального планирования, в том числе и в Генеральный план. Судом установлено, что органом местного самоуправления в настоящее время осуществляются действия по приведению в соответствие Генерального плана городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ранее утвержденной документации по планировке территории, в том числе
Постановление № А56-62387/2021 от 16.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
является собственником земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 78:40:1911602:3175, 78:40:1911602:3174, 78:40:1911602:3189, 78:40:1911602:3181, 78:40:1911602:3182, 78:40:1911602:3179, 78:40:1911602:3149, 78:40:1911602:3146, 78:40:1911602:3145, 78:40:1911602:3178, 78:40:1911602:3140, 78:40:1911602:3151. Указанные участки имеют вид разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)». Письмо КГА от 28.05.2021 №01-21- 16424/21 в отказе Обществу в согласовании представленного им проекта планировки и межевания территории в границах территории, предусматривающей деятельность по Комплексному развитию территории (далее - КРТ), обосновано требованиями ч.3 ст.70 ГрК РФ, в соответствии с которым комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. Отказ КГА обусловлен тем, что установленной действующей на дату отказа редакцией Градостроительного кодекса РФ последовательностью действий предусмотрено, что заключение договора о КРТ (в порядке, определенном законом Санкт-Петербурга) должно предшествовать разработке и утверждению документации по планировке территории в границах территории, предусмотренной для КРТ. Не согласившись с основанием,
Постановление № Ф03-3861/2023 от 07.09.2023 АС Дальневосточного округа
признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Фанзавод, д. 57, аварийным и подлежащим сносу от 01.07.2013 № 53». Главой 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), действовавшей на момент принятия Распоряжения № 125-ра предусмотрены следующие виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории: 1. развитие застроенных территорий; 2. комплексное освоение территории; 3. освоение территории в целях строительства стандартного жилья; 4. комплексное освоение территории в целях строительства стандартного жилья; 5. комплексное развитие территории по инициативе правообладателе; 6. комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления. Согласно части 3 статьи 46.1 ГрК РФ (ред. до 30.12.2020) решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. Частью 6 указанной статьи установлено, что в решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих
Постановление № А28-2178/2023 от 19.10.2023 АС Кировской области
комплексное развитие, предполагает застройку с учетом специального правового режима территории. В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). В соответствии с частью 2 статьи 64 ГрК РФ комплексное развитие территории осуществляется в соответствии с положениями настоящего Кодекса, а также с гражданским законодательством, жилищным законодательством, земельным законодательством, законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, законодательством в области охраны окружающей среды. В частности, пункт 4 статьи 65 ГрК РФ устанавливает такой вид комплексного развития территории, как комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости. Общество как правообладатель земельного участка с кадастровым
Решение № 3А-502/2022 от 06.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)
правовыми актами. Указанное обстоятельство подтверждается сведениями МКУ стратегического развития Пермского муниципального района (л.д.69 том 2) и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Комплексное развитие территорий - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов (п.34 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Положениями ст.65 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие виды комплексного развития территории: 1) комплексное развитие территории , осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории жилой застройки); 2) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены объекты капитального строительства, указанные в части 4 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории нежилой застройки); 3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или
Решение № 3А-244/2022 от 14.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)
муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166), Генеральным планом комплексного развития территории «Двуреченского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329) в отношении земельных участков, расположенных в п. Горный, (Двуреченское с/п) Пермского муниципального района Пермского края, принадлежащих на праве собственности Григорчуку А.Р., установлено комплексное развитие территории , которое предполагает функционирование и жизнеобеспечение граждан объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также объектами по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции. Суд приходит к выводу, что отображение в Правилах землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения комплексного развития территории, установленной в пределах границ земельных участков, принадлежащих на праве собственности Григорчуку А.Р., нарушает его права и законные интересы, на основании следующего. В соответствии со статьей 65 Градостроительного кодекса РФ существуют следующие виды комплексного развития территории: 1)
Решение № 3А-207/2022 от 23.05.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)
числе, в близи с. Култаево Пермского муниципального района Пермского края оспариваемыми нормативными правовыми актами. Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Комплексное развитие территорий - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов (п.34 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Положениями ст.65 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие виды комплексного развития территории: 1) комплексное развитие территории , осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории жилой застройки); 2) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены объекты капитального строительства, указанные в части 4 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории нежилой застройки); 3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или
Решение № 3А-1334/2023 от 28.08.2023 Самарского областного суда (Самарская область)
а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ). Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки поселения, а также внесения в них изменений, определена статьями 31, 32, 33 ГрК РФ. В соответствии с Правилами землепользования и застройки с.п. Черновский м.р. Волжский Самарской области от 25.12.2013 № 107 в редакции Решения от 23 марта 2022 года № 103 установлено комплексное развитие территории , которое предполагает функционирование и жизнеобеспечение граждан объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также объектами по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции. Оспариваемый нормативный правовой акт Решение от 23 марта 2022 года № 103 принято компетентным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие и по этому основанию не оспаривается. Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами,