ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Корректировка платы за отопление - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 17АП-880/20 от 24.08.2020 Верховного Суда РФ
Республики (далее – МКД). С целью контроля исполнения ранее выданного предписания на основании распоряжения главы администрации в отношении общества проведена выездная документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) при определении платы за услугу по теплоснабжению. В ходе проверки установлено, что корректировка платы за отопление за 2016 год в I квартале 2017 года не производилась; в июне 2017 года собственнику квартиры № 67 МКД доначислена и предъявлена к оплате сумма 8529 рублей 07 копеек за коммунальную услугу «теплоснабжение». Данная сумма доначислена в результате корректировки платы за отопительный период 2016 года. Составлен акт от 16.07.2019 , выдано оспариваемое предписание, согласно которому обществу в срок до 01.10.2019 необходимо произвести возврат излишне начисленной суммы за 2017 год в сумме 8590 рублей
Определение № 01АП-10123/19 от 09.09.2020 Верховного Суда РФ
срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении собственника (потребителя) жилого помещения многоквартирного дома № 21 по бульвару Южному города Нижнего Новгорода (далее – МКД) о неправомерном начислении обществом платы за коммунальную услугу по тепловой энергии. В ходе проверки инспекцией установлено, что корректировка платы за отопление за 2018 год собственнику жилого помещения № 382 в МКД в первом квартале 2019 года в полном объеме не произведена. Составлен акт, обществу выдано оспариваемое предписание о необходимости произвести возврат суммы корректировки размера платы за отопление по итогам 2018 года потребителям жилых помещений МКД в полном объеме, а при превышении ежемесячно сумму зачесть в счет будущих периодов, но не в рассрочку. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Определение № А17-7260/19 от 09.12.2020 Верховного Суда РФ
службой на основании приказа проведена внеплановая документарная проверка общества. В ходе проверки установлен факт нарушения обществом порядка расчетов платы за отопление в многоквартирном доме, а именно расчет платы за отопление (в том числе с учетом выполненного перерасчета в июле 2019 года) в отношении дома 5 по улице Школьной в селе Ново-Талица осуществлялся с января 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, не соответствующего объему, потребленному за 2018 год; корректировка платы за отопление за октябрь - декабрь 2018 года произведена путем нахождения разницы между внесенной жителями платой за отопление, исчисленной исходя из норматива потребления тепловой энергии равными долями в течение календарного года, и платой за отопление, исчисленной исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за октябрь - декабрь 2018 года. Составлен акт, выдано оспариваемое предписание об устранении нарушения путем проведения перерасчета корректировки взимаемой с жильцов дома платы за отопление и перерасчета платы за отопление исходя из
Определение № А17-1635/20 от 08.06.2021 Верховного Суда РФ
Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам внеплановой документарной проверки общества службой установлен факт нарушения порядка расчетов платы за отопление в многоквартирных домах (далее - МКД), а именно расчет платы за отопление (в том числе с учетом выполненного перерасчета в июле 2019 года) в отношении спорных МКД осуществлялся с января 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, не соответствующего объему, потребленному за 2018 год; корректировка платы за отопление за октябрь - декабрь 2018 года произведена путем нахождения разницы между внесенной жителями платой за отопление, исчисленной исходя из норматива потребления тепловой энергии равными долями в течение календарного года, и платой за отопление, исчисленной исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за октябрь – декабрь 2018 года. Предписанием службы на общество возложена обязанность по устранению выявленных нарушений путем проведения перерасчета корректировки взимаемой с жильцов дома платы за отопление и перерасчета платы за отопление
Определение № 307-КГ16-3951 от 12.05.2016 Верховного Суда РФ
Федерации, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 Правил № 307, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о законности оспариваемых пунктов предписания и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества. При этом суды исходили из того, что корректировка размера платы за коммунальную услугу – отопление производится один раз в год за прошедший период, равный одному году. Доказательств, свидетельствующих, что обществом произведена корректировка платы за отопление не за 37 месяцев, как указано в расчете по квитанции за апрель 2015 года, а за иной период, не превышающий одного года, в материалы дела не представлено. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила: отказать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Новгородская» в передаче кассационной
Постановление № А46-11251/14 от 18.03.2015 АС Западно-Сибирского округа
– предписание от 17.06.2014). Решением от 07.10.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено. В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Госжилинспекция, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 07.10.2014 и постановление от 25.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. По мнению подателя кассационной жалобы, корректировка платы за отопление может производиться один раз в год, как по окончанию отопительного периода, календарного года, финансового года, так и началу этих периодов, может совпадать с бюджетным или календарным годом, или не совпадать, поскольку законом не предусмотрен конкретный отрезок времени проведения корректировки. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе. В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству. Проверив в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального
Постановление № 17АП-3396/2015 от 13.05.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
в части проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2013 год собственникам жилых помещений в многоквартирном доме № 62 по ул. Свердлова г. Екатеринбурга. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что корректировка платы за отопление на основании подп. 3 п. 2 приложения № 2 (формула 8) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) в рассматриваемом случае не может быть применена, поскольку среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление в 2013 году отсутствует ввиду некорректной работы прибора учета. В связи с чем, заявитель полагает, что требование заинтересованного лица провести соответствующую корректировку размера платы за отопление является незаконным.
Постановление № 17АП-12457/17-АК от 28.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
отказе от исковых требований в части оспаривания акта проверки от 19.12.2016 № 1952/06-02. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2017 производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки от 19.12.2016 № 1952/06-02 прекращено, в удовлетворении остальной части требований отказано. Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО «Т Плюс» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в рассматриваемом случае корректировка платы за отопление не может быть проведена, так как отсутствуют показания прибора учета за весь календарный год с 01.01.2015 по 31.12.2015, поскольку в период с 01.01.2015 по 09.02.2015 прибор не допущен к эксплуатации; при этом заявитель полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, согласившись с доводами заинтересованного лица о том, что корректировку можно проводить по истечении периода, в течение которого общедомовой (коллективный) прибор учета проработал 12 месяцев подряд без привязки к календарному году. Присутствовавший в
Постановление № Ф09-3745/19 от 04.07.2019 АС Уральского округа
А71-11239/2018. Решением суда от 21.12.2018 (судья Калинин Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 (судьи Гладких Е.О., Васева Е.Е., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы считает, что корректировка платы за отопление в многоквартирном доме № 24 по ул. Сибирская г. Глазова проведена в соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) и не требует перерасчета. Общество указывает на то, что табличные сведения по объему тепловой энергии были предоставлены не заявителем, как указали суды в обжалуемых
Решение № 2-5602/2013 от 05.12.2013 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
января 2011 года по гражданскому делу N ГКПИ10-1499 подтверждена законность подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, предусматривающего корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению.Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.Поскольку дом № 24 по пр. 9-й Пятилетки г. Чебоксары оборудован прибором учета тепловой энергии, то корректировка платы за отопление ответчиком за период с октября по декабрь 2012 год произведена в соответствии с вышеприведенными положениями названных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Довод органа прокуратуры о том, что корректировка размера платы за отопление должна быть произведена не ранее года после установки прибора учета ОДПУ, основан на неправильном толковании действующего законодательства. Так, установленное вышеназванными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам положение о проведении корректировки платы за отопление один раз в год не содержит запрета на предъявление
Решение № 2-6529/19 от 10.10.2019 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
настоящего Кодекса.В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.С учетом положений подпункта «б» п. 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, подпункта 3 п. 2 Приложения № к Правилам, корректировка платы за отопление за расчетный период 2015 г., должна была быть произведена в течение 2016 г., поскольку для этого, согласно вышеприведенной формуле корректировки платы за отопление необходимы показания общего размера платы за отопление за весь 2015 год.Поскольку истец обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ трехлетний срок исковой давности истцом не пропущен.Судом установлено, что Шарипов Р.К. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, что подтверждается выпиской из Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ.Также судом установлено, что управляющей компанией
Апелляционное определение № 33-884/2022 от 30.03.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)
л.д. 21) Гегера Л.А. иск не признали, пояснили, что оспариваемые решения приняты общим собранием большинством голосов, в том числе истцы проголосовали за производство пересчета всем собственникам по отоплению, собственники согласились зачесть средства в резервный фонд, истцы Кучман Н.И., Балагурова Н.В., Спирин А.С., Овсянников Г.М., Цымбал Т.И., Цимбал А.Ф., Шемякин О.Е., Соболева И.В., Соболев А.М., Елизов С.В., Елизова Г.Ю. по вопросу № 3 проголосовали «за», в связи чем у них отсутствует право оспаривать решение, корректировка платы за отопление предусмотрена действующим законодательством и не может нарушать права истцов, голосование истцов не могло повлиять на результаты голосования, также было решено деньги, оставшиеся, как излишне уплаченные, после перерасчета зачислить в резервный фонд для целей содержания общего имущества, так как денежных средств не хватает, в результате введенных ограничений, в связи с распространением новой короновирусной инфекции многие владельцы помещений перестали платить, стоит вопрос о банкротстве ТСЖ, с расчетными взноса в резервный фонд желающие собственники ознакомлены, но