ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Крупная сделка бюджетного учреждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 07АП-490/20 от 09.09.2020 Верховного Суда РФ
учреждения оспорено согласие на совершение крупной сделки применительно к правилам об оспаривании сделок, отменил определение о приостановлении производства по делу и направил дело для рассмотрения по существу в пределах полномочий, предоставленных статьями 286 - 288 Кодекса. Выводы суда округа в достаточной степени мотивированы в постановлении от 03.07.2020. Приведенные заявителем в жалобе доводы не опровергают выводы суда кассационной инстанции в части мотивов и правовых оснований, которыми руководствовался окружной суд, отменяя определение от 06.03.2020 и направляя дело в апелляционный суд для рассмотрения по существу. При таких обстоятельствах оснований для постановки вопроса о пересмотре постановления от 03.07.2020 в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства не имеется. Согласно информации, размещенной в картотеке арбитражных дел в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, арбитражный апелляционный суд 01.09.2020 рассмотрел апелляционную жалобу заявителя и принял постановление. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Кодекса, судья определил: отказать федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» в
Решение № А66-12880/2023 от 15.12.2023 АС Тверской области
средствами, отчуждением иного имущества (которым в 7 соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупная сделка, совершенная с нарушением данных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя. Пунктом 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица
Решение № А29-12813/15 от 22.03.2016 АС Республики Коми
отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Истец полагает, что договоры субаренды (общая сумма арендной платы по которым превышает 10 % балансовой стоимости активов Управления на 01.01.2015) являются единой крупной сделкой, которая в нарушение требований Закона № 7-ФЗ заключена без согласия учредителя. Однако в силу п. 13 ст. 9.2. Закона № 7-ФЗ предварительное согласие соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, требуется для совершения крупных сделок бюджетными учреждениями . Согласно п. 1.3. Положения (л.д. 45-56) Управление является муниципальным казенным учреждением. В силу п. 2 ст. 9.1. Закона № 7-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Согласно п. 1 ст. 9.2. Закона №7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов
Постановление № А19-432/15 от 26.07.2017 АС Восточно-Сибирского округа
средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной (абзац 5 пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»). Таким образом, в силу вышеназванных норм права крупная сделка, совершенная без согласия учредителя бюджетного учреждения является оспоримой и может быть признана недействительной только по решению суда. Доказательств этому ни министерством при обращении с апелляционной жалобой, ни университетом не представлено. Ссылка в кассационной жалобе на ничтожность в силу мнимости заключенных с предпринимателем Бебия Р.Ш. сделок в связи с фактическим их не исполнением сторонами, не включением в план хозяйственной деятельности университета и отсутствием по этой причине бюджетного финансирования также несостоятельна, поскольку доказательств того, что обязательства, принятые университетом по
Постановление № А12-30730/17 от 27.09.2018 АС Поволжского округа
в том числе, что договоры и дополнительные соглашения заключены учреждением с нарушением установленного законом порядка, отсутствует какое либо обоснование цен, указанных в лицензионном договоре от 30.12.2014 № 148, в авторском договоре от 30.12.2014 № 149 и в дополнительных соглашениях, значительно увеличивших цену указанных договоров, отсутствует согласование учредителем заключенных взаимосвязанных сделок как крупных и отсутствует информация об изменении условий сделок в Единой информационной системе. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ГБУК «НЭТ» КСП проведена по поручению Губернатора Волгоградской области от 31.12.2016 № 01-15/21915, в ходе которой было проанализировано исполнение государственного задания, использование бюджетных ассигнований театром на его исполнение и использование имущества учреждения , включая доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. Согласно статье 9.2 Закона о некоммерческих организациях ГБУК «НЭТ», как бюджетное учреждение, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации государственных полномочий органа власти субъекта Российской Федерации (учредителя) в сфере культуры. Государственные полномочия в сфере
Постановление № А28-6941/18 от 29.01.2019 АС Волго-Вятского округа
средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Принимая во внимание, что сведения о балансе за 2016 года на сумму 113 230 512 рублей 22 копейки размещены на сайте Университета только 20.04.2017, то есть после подписания договора, в ИФНС баланс за 2016 год сдан 31.03.2017, исходя из баланса за 2015 год
Решение № 12-24/2021 от 29.04.2021 Краснослободского районного суда (Волгоградская область)
самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. На основании ч.6 ст.9.2 указанного закона, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно ч.13 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрены ограничения бюджетными учреждениями крупных сделок. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения . При этом под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным
Решение № 12-751/2023 от 05.12.2023 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
мероприятий, направленных на совершенствование организации дорожного движения, повышение безопасности движения в рамках муниципальной программы "Развитие системы общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" за 2022 год и истекший период 2023 года в деятельности МБУ "ЦОД" выявлено нарушение требований порядка согласования при совершении крупных сделок. В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения . Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой бюджетного учреждения признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного