ПИСЬМО от 31 марта 2006 г. N 0100/3476-06-32 О ДЕЙСТВИИ САНПИН 2.1.2.1002-00 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о несоответствии требований п. 2.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147). В п. 2.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" указано, что допускается размещение жилых зданий в зеленой, курортной и рекреационнойзонах . В то же время в ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, принятого после выхода вышеуказанного СанПиНа, определено, что земли рекреационного назначения используются для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. При осуществлении госсанэпиднадзора в части размещения жилых зданий в рекреационных зонах необходимо руководствоваться требованиями ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО ------------------------------------------------------------------
туризма в регионе не может быть достигнуто без малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка этого направления будет заключаться в поддержке создания сети гостевых домов, а также развитии туристического сервиса на базе малых предприятий. Важным направлением развития туристического и рекреационного потенциала будет проведение работ по восстановлению и реставрации памятников истории и культуры, а также внесение предложений об объявлении памятниками природы, истории и культуры находящихся на территории курортного региона природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную или научную ценность. Особое внимание будет уделено благоустройству рекреационныхзон , парков, пешеходных улиц и сохранению рекреационных территорий и уникальных природных объектов. Масштабное строительство на территории курортов может стать причиной нарушения микроклимата курортных территорий, который имеет особую ценность и лечебно-оздоровительное значение. Поэтому при развитии курортных территорий особое внимание будет уделяться рассмотрению предложений о предоставлении земельных участков под объекты, имеющие федеральную, региональную и муниципальную формы собственности, для строительства и расширения предприятий, а также о выделении земельных
местах имеются условия для круглогодичного катания. Перспективы развития этой зоны связаны прежде всего с наращиванием гостиничного фонда и инфраструктуры горнолыжного спорта. Необходимо отметить, что курортно-рекреационный комплекс получил значительное развитие в Республике еще в советское время. В экономике Республики санаторно-курортный центр г. Нальчика, "Долина нарзанов", "Голубые озера", турбазы Приэльбрусья были широко известны как места общественного отдыха. Однако проведенный в разные годы анализ деятельности санаторно- курортных учреждений показывает, что использование уникальных рекреационных ресурсов Республики осуществляется недостаточно эффективно. Отставание пропускной способности рекреационных мощностей и отсутствие строгого контроля за рекреационными зонами приводит к увеличению потока неорганизованных групп, что подчас создает недопустимую нагрузку на отдельные территории и приводит к серьезному ухудшению курортно-экологической обстановки. Невысокое качество основных фондов, недостаточное развитие инфраструктуры и неотработанность механизмов качественного обслуживания клиентов явно не способствуют привлечению в регион внутрироссийской клиентуры, а тем более иностранцев. Очевидно, что дальнейшее развитие курортной базы должно быть направлено не только и не столько на наращивание ее
запасов, значительного биопродуктивного потенциала и рекреационных возможностей. Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются: развитие действующих и создание условий для строительства новых туристско-рекреационных и санаторно- курортных комплексов; модернизация транспортной системы. Развитие туристско-рекреационного комплекса Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным направлением является развитие разнообразных видов туризма (лечебного, оздоровительного, спортивного и др.). Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры (дорог, подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.). Программой
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа в соответствии с Генеральным планом города от 22 декабря 2016 г. № 145, земельный участок расположен в следующих функциональных зонах: зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования; зоне санитарно- курортных учреждений; зоне объектов делового, общественного и коммерческого назначения, зоне объектов образования; зоне линейных объектов транспортной инфраструктуры; зоне специального назначения; зоне объектов образования и научных комплексов. Согласно карте градостроительного зонирования территории села Большой Утриш, являющей приложением к Правилам землепользования и застройки в редакции от 03 июля 2017 г. № 198, в границах арендованного истцом земельного участка расположены следующие территориальные зоны: зона озелененных пространств рекреационного назначения (Р-О); зона военных объектов и иные зоны режимных территорий (В); зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-2); зона объектов санаторно- курортного и туристического назначения (Р-К1); зона объектов образования (ТОД-2); зона инженерной инфраструктуры (ИТ-1); зона пляжей (Р-П). В соответствии с разделом III выписки
№ 178-ФЗ и пунктом 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, правовой режим, установленный для особо охраняемых природных территорий и предусматривающий ограничение оборота (приватизацию) таких земель, с 30 декабря 2013 года не распространяется на земельные участки, расположенные в границах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года № 591 -р, утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, согласно которому курортные и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 685-р указанное распоряжение признано утратившим силу. Следовательно, статья 27 Земельного кодекса РФ не устанавливает ограничение оборота в отношении земельных участков, расположенных в границах второй и третей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр
исключено слово «природная», земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий.Таким образом, правовой режим, установленный для особо охраняемых природных территорий и предусматривающий ограничение оборота (приватизацию) таких земель, с 30 декабря 2013 года не распространяется на земельные участки, расположенные в границах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 года № 591-р, утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, согласно которому курортные и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 685-р указанное распоряжение признано утратившим силу.Следовательно, статья 27 Земельного кодекса РФ не устанавливает ограничение оборота в отношении земельных участков, расположенных в границах второй и третей зоны санитарной ( горно-санитарной ) охраны. Это подтверждается позицией Высших судов РФ (определение Верховного суда РФ от 28.05.2015 года №58-КГ15-2). Согласно Федеральному закону от
«природная», земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий. Таким образом, правовой режим, установленный для особо охраняемых природных территорий и предусматривающий ограничение оборота (приватизацию) таких земель, с 30 декабря 2013 года не распространяется на земельные участки, расположенные в границах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 года № 591-р, утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, согласно которому курортные и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 685-р указанное распоряжение признано утратившим силу. Следовательно, статья 27 Земельного кодекса РФ не устанавливает ограничение оборота в отношении земельных участков, расположенных в границах второй и третей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся
санитарной охраны курорта Сочи. В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период подписания договора, к числу земель особо охраняемых природных территорий относились земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», Федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курортные и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта <адрес> признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. На момент подписания договора аренды Администрация не обладала полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, находившимся в федеральной собственности. Таким образом, в силу положений ст. 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей в момент подписания договора аренды) договор является недействительной (ничтожной) сделкой, так как совершен лицом (арендодателем), не обладавшим правом на передаваемое в аренду имущество. Данные обстоятельства подтверждены как
из перечня земель особо охраняемых природных территорий. Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что правовой режим, установленный для особо охраняемых природных территорий и предусматривающий ограничение оборота (приватизацию) таких земель, с 30 декабря 2013 года не распространяется на земельные участки, расположенные в границах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. №591-р, утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, согласно которому курортные и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. №685-р указанное распоряжение признано утратившим силу. Следовательно, статья 27 Земельного кодекса РФ не устанавливает ограничение оборота в отношении земельных участков, расположенных в границах второй и третей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости