ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Линейные объекты инженерной инфраструктуры - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 7.2. Особенности регулирования отдельных градостроительных и земельных отношений в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, строительства, реконструкции объектов регионального значения в городе Москве
Использование земель или земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью. В целях реализации решений о реновации наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, разрешение на использование указанных земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута может быть выдано для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства. Перечень указанных объектов, размещение которых осуществляется на основании предусмотренного настоящей частью разрешения на использование указанных земель или земельных участков, и порядок выдачи такого разрешения определяются нормативным правовым актом города Москвы. Предусмотренное настоящей частью разрешение на использование земель или земельных участков позволяет лицу, которому выдано такое разрешение, осуществлять в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию указанных объектов. В этом
Статья 6.
4072; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 9, 38, 72; N 10, ст. 1418; N 24, ст. 3369; 2016, N 22, ст. 3097; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4267, 4287, 4294, 4306) дополнить статьей 16 следующего содержания: "Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, а также особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.".
Статья 1.
реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения; устанавливают в соответствии с настоящим Законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации; устанавливают в целях реализации программы реновации случаи и порядок разработки и утверждения комплексной схемы инженерного обеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение) территории, представляющей собой графическое и текстовое описания существующих и планируемых для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, в том числе сведения о планируемом расположении точек подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям, о предельной свободной мощности существующих и планируемых для размещения указанных сетей, об их максимальной нагрузке, утверждают форму такой схемы и состав указываемых в ней сведений; устанавливают в целях реализации решения о реновации порядок определения точек подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического
Статья 16.
Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой
Определение № А09-5339/20 от 06.09.2021 Верховного Суда РФ
средств осуществить реализацию комплексного освоения территории (пункт 2.2 соглашения). Между Управлением (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды находящегося в областной собственности земельного участка от 14.12.2016 № 3597 (далее – договор № 3597), по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 32:28:0030812:500 общей площадью 311 кв. м: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – проезды, тротуары, зеленые насаждения общего пользования, объекты капитального строительства, линейные объекты инженерной инфраструктуры ; срок аренды с 14.12.2016 по 25.03.2023; земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 14.12.2016. 14.08.2017 между Управлением (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор № 3663 (далее – договор № 3663) аренды находящегося в областной собственности земельного участка, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 32:28:0030905:149 общей площадью 238 кв. м: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – учреждения и объекты жилищно-коммунального
Определение № А41-13393/17 от 26.10.2021 Верховного Суда РФ
привлеченных средств осуществить реализацию комплексного освоения территории (пункт 2.2 соглашения). Управлением (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды находящегося в областной собственности земельного участка от 14.12.2016 № 3597 (далее – договор № 3597), по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 32:28:0030812:500 общей площадью 311 кв. м: категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – проезды, тротуары, зеленые насаждения общего пользования, объекты капитального строительства, линейные объекты инженерной инфраструктуры ; срок аренды с 14.12.2016 по 25.03.2023; земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 14.12.2016. В связи с перераспределением земельных участков, находящихся в аренде у Общества, Управлением издан приказ от 14.08.2017 № 847 о предоставлении (переоформлении) в аренду сроком до 31.12.2023 Обществу земельных участков, расположенных по адресу: Брянская обл., г. Брянск, территория бывшего аэропорта. В соответствии с названным приказом Управлением (арендодатель) и Обществом (арендатор) 14.08.2017 заключен договор № 3663 аренды находящегося в областной
Определение № 310-ЭС21-1480 от 31.05.2021 Верховного Суда РФ
№ 38443 предоставлен в аренду находящийся в муниципальной собственности земельный участок площадью 13 831 кв.м с кадастровым номером 32:28:0015502:49, расположенный по адресу: г. Брянск, микрорайон «Московский», для организации школьной спортивной зоны с благоустройством береговой территории р. Десна сроком до 20.05.2016. Дополнительным соглашением от 28.03.2014 в договор внесены изменения в части разрешенного вида использования этого участка, а именно: основной вид – проезды, тротуары, зеленые насаждения общего пользования; вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры . В соответствии с пунктами 4.4.8 и 6.3 договора после окончания срока его действия арендатор обязан в семидневный срок передать участок арендодателю по акту приема-передачи в надлежащем состоянии. Администрация (арендодатель) сообщением от 18.05.2016 № 2/29/93 уведомила Общество о прекращении договора аренды от 21.05.2013 в связи с окончанием срока его действия и предложила в соответствии с пунктом 4.4.8 договора в семидневный срок со дня окончания срока действия договора (20.05.2016) передать арендодателю земельный участок по
Определение № 10АП-14758/19 от 13.04.2020 Верховного Суда РФ
с кадастровым номером 50:26:0160313:53 послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом налоговой ставки 0,3 процента, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) и решением Совета депутатов городского поселения Апрелевка НароФоминского муниципального района Московской области от 26.09.2007 № 31/5 в отношении земель, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. По мнению налогового органа, при исчислении налога общество руководствовалось формальным признаком наличия на земельном участке соответствующих коммуникаций ( линейных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) и не учло, что в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «под промышленную зону» подлежит применению налоговая ставка 1,5 процента. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером 50:26:0160313:53 относится к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «под промышленную зону». Меры по изменению вида разрешенного использования, в том числе на вид, связанный с эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры, обществом не
Определение № 301-ЭС20-12274 от 21.09.2020 Верховного Суда РФ
является долгосрочным арендатором земельного участка общей площадью 150 000 кв.м с кадастровым номером 21:11:161107:188, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Хучельское сельское поселение, предназначенного для размещения производственных зданий. Указанный земельный участок передан истцу свободным от прав и притязаний третьих лиц, о наличии, государственной регистрации прав на линейные объекты, сервитутов и тому подобных обременений земельного участка, ограничений в пользовании им Обществу не сообщалось. В нарушение требований пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация, выдав разрешение на строительство сетей водоснабжения, ограничило право аренды Общества на земельный участок. Выданное Администрацией г.Канаш Чувашской Республики ООО «Союзстройинвест» разрешение на строительство объекта «Строительство инженерной инфраструктуры индустриального парка в г. Канаш Чувашской Республики»» является незаконным по причине отсутствия полномочий на выдачу такого разрешения в силу пункта 2 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья
Постановление № 20АП-5894/20 от 30.11.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
участке, однократно на три года для достройки указанного объекта, определением суда от 10.07.2019 в рамках рассмотрения первоначального иска АО «Специализированный застройщик «Фабрика Атмосферы» по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза; из заключения эксперта от 04.09.2019 № 01/08 установлено, что рыночная стоимость годового размера арендной платы за пользование земельным участком общей площадью 4 669 кв. метров, с кадастровым номером: 32:28:0030720:142, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры , для использования в целях: завершения строительства многоквартирного дома (объект незавершенного строительства), расположенным по адресу: <...> по состоянию на 19.09.2018 составляет 972 000 рублей (приложение № 1). Поскольку ответчиком в счет арендной платы за указанный период оплачено 600 479 рублей 46 копеек, что подтверждается представленными сторонами в материалы дела расчетами, и не оспаривается истцом, суд взыскал задолженность ответчика по арендной плате в размере 712 211 рублей 66 копеек (1 312 691 рубль 12
Постановление № 20АП-8459/19 от 17.02.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Как правильно указано судом первой инстанции, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, в спорном случае: «усадебная застройка индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками» на вид разрешенного использования: «многоквартирные жилые дома; гаражи полуподземные, подземные для индивидуальных легковых автомобилей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры » (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0000000:6021, 32:28:0000000:6022, 32:28:0000000:6023, 32:28:0000000:6025, 32:28:0031001:6, 32:28:0031001:7, 32:28:0000000:6018, 32:28:0031001:8, 32:28:0000000:6026, 32:28:0000000:6028), недопустимо. С учетом вышеуказанных норм права и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при заключении 19.10.2015 новых договоров аренды земельных участков у арендодателя отсутствовали полномочия по установлению иного, отличного от первоначального, вида разрешенного использования земельного участка. Целевое назначение земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:6020 (разрешенное использование: одноквартирные блокированные
Постановление № 20АП-2479/2017 от 20.06.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
аренду земельного участка площадью 13 831 кв. м с разрешенным видом использования – для организации школьной спортивной зоны с благоустройством береговой территории р. Десна, кадастровый номер 32:28:0015502:49. Из указанного следует, что земельный участок предоставлялся обществу не для строительства недвижимого объекта. Впоследствии, 28.03.2014 между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды, которым пункт 1.4 изложен в следующей редакции: основной вид – проезды, тротуары, земельные насаждения общего пользования; вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры (т. 1, л. 19). Обосновывая свою позицию, общество указывает на то, что изложение пункта 1.4 договора аренды в редакции допсоглашения позволяло ему осуществить строительство трансформаторной подстанции. В то же время, по мнению апелляционной инстанции, данное соглашение является ничтожной сделкой на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих
Постановление № А27-12214/10 от 11.10.2012 АС Западно-Сибирского округа
застройки на территории города Кемерово, а также в части контроля за исполнением бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями. Признав незаконными решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области от 11.01.2010 № 4200/000/10-87, акт Управления Росреестра об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122 от 16.02.2010 и обязав ФГУ «Земельная кадастровая палата» исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0122 « линейные объекты инженерной инфраструктуры » удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562 рубля 68 копеек за кв. м, суд первой инстанции исходил из принятия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области решения от 11.01.2010 № 4200/000/10-87 на основании неполного комплекта документов (материалы кадастрового дела не содержат карты градостроительного зонирования, отсутствуют доказательства определения зоны); необоснованного внесения Управлением Росреестра по Кемеровской области сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, соответствующем 13 виду разрешенного использования; нарушения прав Администрации в сфере осуществления
Постановление № 20АП-1897/2015 от 13.04.2015 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
ответственностью «Евро Строй» на определение Арбитражного суда Брянской области от 24.02.2015 о приостановлении производства по делу № А09-13667/2014 (судья Кулинич Е.И.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Евро Строй» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению имущественных отношений Брянской области (далее – управление) о признании незаконным отказа о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 620 кв. метров с кадастровым номером 32:28:0032013:45 под «объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры », расположенного по адресу: <...>, изложенного в письме от 16.09.2014 № 43-11276. Заявитель также просил возложить на управление обязанность принять решение о предоставлении обществу в аренду указанного земельного участка (л. д. 7). Определением суда от 12.01.2015 (т. 2, л. д. 117), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Брянская городская администрация (далее – администрация).
Решение № 3А-573/19 от 06.06.2019 Брянского областного суда (Брянская область)
учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ: ООО «Мегаполис-Строй» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указало, что Мегаполис-Строй» является собственником объекта недвижимости – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры , общей площадью: 10 752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная актом № 35-4270103 от 10 октября 2016 года филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на 10 октября 2016 года составляет 44502 420 рублей 48 копеек. Согласно отчету № 007985/18/436 от 19 декабря 2018 года, выполненному ИП ФИО3, рыночная стоимость недвижимого имущества:
Решение № 3А-166/18 от 13.09.2018 Брянского областного суда (Брянская область)
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ: Представитель ООО Торговый центр «Северный» ФИО5, обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указала, что ООО Торговый центр «Северный» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3823 кв.м., с разрешенным использованием: условно разрешенный вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы общей площадью 5000 кв.м.; вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры , расположенный по адресу: <адрес>. Соарендатором данного земельного участка является ООО «Теплоинвест». В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № 32/ИСХ/18-147538 от 16 мая 2018 года, по состоянию на 12 апреля 2016 года кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 726 654 рубля 76 копеек. Данный размер кадастровой стоимости утвержден актом № 32-0-1-23/3001/2016-390 от 12 апреля 2016 года филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
Решение № 3А-50/2016 от 23.03.2016 Брянского областного суда (Брянская область)
Кулешовой Е.В., при секретаре Клищенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 15 347 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием: под проезды, тротуары, зеленые насаждения, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры , в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб., полагая их кадастровую стоимость завышенной. Указал при этом, что 27 декабря 2012 года на основании акта приема-передачи добровольного имущественного взноса от 12.12.2012 г., протокола общего собрания от 10.11.2011 г. №1 было зарегистрировано право собственности некоммерческого партнерства «Собрание собственников недвижимости в коттеджных поселках» на вышеназванный земельный участок, о чем свидетельствует соответствующая запись в сведениях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Решение № 3А-1346/20 от 24.02.2021 Брянского областного суда (Брянская область)
В ходе рассмотрения дела представителем Общества ФИО1 уточнены исковые требования, в связи с изменением рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в результате проведенной по делу судебной экспертизы. ООО «Регион ТРЦ» с учетом уточненных исковых требований просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым № в размере его рыночной стоимости, равной 216 731 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
Решение № 3А-1946/2021 от 13.12.2021 Брянского областного суда (Брянская область)
об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: - земельного участка, общей площадью 9110 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: основной вид - многофункциональные нежилые здания общей площадью до 15000 кв. м, торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы общей площадью до 15000 кв. м; вспомогательный вид- подземные и встроенные в здания (пристроенные) гаражи и автостоянки, бесплатные (гостевые) стоянки для временного хранения автомобилей, объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости - 12 943 000,00 рублей; - земельного участка, общей площадью 478 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: основной вид - многофункциональные нежилые здания общей площадью до 15000 кв. м, торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы общей площадью до 15000 кв. м; вспомогательный вид- подземные и встроенные в здания (пристроенные) гаражи и автостоянки, бесплатные (гостевые)