ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Линейные объекты росреестр - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минэкономразвития России от 29.05.2013 N 10571-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)"
ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ СООРУЖЕНИЙ (ЛИНЕЙНЫХ И ТОМУ ПОДОБНЫХ) В связи с поступающими в Минэкономразвития России обращениями граждан и юридических лиц, а также обращением Росреестра относительно осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) Минэкономразвития России направляет рекомендации по некоторым вопросам, связанным с подготовкой документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений ( линейных и тому подобных), порядком осуществления государственного кадастрового учета таких объектов и предоставлением сведений из государственного кадастра недвижимости (прилагаются). Прошу довести настоящие рекомендации до сведения территориальных органов Росреестра и подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений. П.Э.КОРОЛЕВ Приложение к письму Минэкономразвития России от 29 мая 2013 г. N 10571-ПК/Д23и О ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ СООРУЖЕНИЙ (ЛИНЕЙНЫХ И ТОМУ ПОДОБНЫХ), ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ТАКИХ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ О НИХ С учетом пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.07.2013 N 08-2246-КЛ "О направлении информации" (вместе с "Рекомендациями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов")
П/101 "О внесении изменений в положение о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве", в соответствии с которым филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве осуществляет, если иное не установлено действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества (в том числе линейных сооружений), расположенных на территории более одного кадастрового округа, государственной кадастровой оценке таких объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, а также предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости в отношении таких объектов недвижимости. Указанными полномочиями наделен филиал ФГБУ "ФКП Росреестра " по Москве. В рамках реализации письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.05.2013 N 10571-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)" направляются Рекомендации по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов. Заместитель директора К.А.ЛИТВИНЦЕВ Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
Определение № 310-КГ15-18856 от 05.02.2016 Верховного Суда РФ
объекта от 29.11.2013, акт выбора трассы под проектирование и строительство газопровода высокого и низкого давления от 02.10.2009, договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов от 22.04.204 № 64, предоставленный для эксплуатации наземных сооружений спорного линейного объекта (основная часть линейного объекта расположена под землей; заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию); приложенные к заявлению документы соответствуют по форме и содержанию требованиям действующего законодательства и не содержат противоречивой информации; сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах, а также сведения об уникальных характеристиках объекта, внесенные в государственный кадастр недвижимости, позволяют однозначно идентифицировать спорный объект недвижимости; в полномочия Управления Росреестра не входит проверка законности осуществления государственного кадастрового учета объекта; построенный Обществом газопровод является подземным объектом, который имеет и надземные сооружения; оформление прав на землю под подземным газопроводом в силу пункта 8 статьи 90 ЗК РФ не требуется; для строительства
Определение № 307-КГ16-14612 от 14.11.2016 Верховного Суда РФ
объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Суды, руководствуясь пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ, пришли к выводу о том, что администрацией представлены все необходимые для государственной регистрации права документы на спорные сооружения, относящиеся к линейным объектам и представляющим собой подземные внутриквартальные инженерные коммуникации, предназначенные для обеспечения функционирования многоквартирных жилых домов, оформления прав на земельные участки, на которых расположены спорные объекты, не требовалось, в связи с чем признали отказ управления Росреестра незаконным и нарушающим права и законные интересы администрации. Суды не усмотрели правовых оснований для выводов о самовольном характере созданных объектов, а также о том, что спорные объекты не относятся к недвижимому имуществу. Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы, суд пришел к выводу, что они не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального
Определение № 14АП-11531/19 от 27.08.2020 Верховного Суда РФ
№ 9, Сводом правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 25.12.2012 № 108/ГС, и исходили из следующего: зоны минимальных расстояниях до линейных сооружений относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания граждан, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф; внесение таких сведений в ЕГРН направлено прежде всего на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирование о границах, о минимальных расстояниях до указанных объектов, в том числе при решении вопросов о возведении новых объектов недвижимости в пределах таких зон; Управление Росреестра не представило доказательств, подтверждающих, что сведения о зонах минимальных расстояний до принадлежащих Обществу линейных объектов были внесены необоснованно, равно как и доказательств наличия предусмотренных пунктом 18 статьи 34 Закона № 218-ФЗ оснований для исключения данных сведений. Доводы
Постановление № 17АП-15630/2021-ГК от 10.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
до Линейного сооружения - магистральный газопровод «Ямбург-Западная граница (Прогресс)». 47) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Надым-Пунга-Н. Тура 3». 48) Зона минимальных расстояний до магистрального газопровода «Н. Тура-Пермь 1». 49) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Уренгой-Петровск». 50) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «Ямбург-Поволжье». 51) Зона минимальных расстояний до Линейного сооружения-магистральный газопровод «СРТО - Урал». 52) Зона минимальных расстояний объекта: газопровод к ГРС промплощадки Невьянского ЛПУ МГ. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик филиал ФГБУ «ФКП Росреестра » по УФО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что в отношении Зон минимальных расстояний положение, предусмотренное статьей 106 ЗК РФ, в котором определен порядок подготовки и принятия решения, также определен Федеральный орган исполнительной
Постановление № А46-14805/2021 от 12.05.2022 АС Западно-Сибирского округа
участка с кадастровым номером 55:09:040601:172, которая исправлена с записи, внесенной при государственной регистрации договора аренды - земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения (далее – земли промышленности) на запись - земли лесного фонда. Ссылаясь на то, что при государственной регистрации договора аренды в ЕГРН правомерно изменена запись о категории арендованного земельного участка, который предоставлен обществу для эксплуатации линейного объекта, на то, что действия управления Росреестра нарушают права и законные интересы заявителя, так как возлагают на него дополнительные обязанности, предусмотренные для пользователей земельных участков лесного фонда, влекут увеличение арендной платы, которая за земли промышленности меньше, чем за аренду лесного участка, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела. Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями части 12.3 статьи 45 ГрК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной
Постановление № А51-2576/16 от 15.08.2016 АС Приморского края
земельных участков при строительстве объекта, нарушение норм законодательства при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, по мнению Управления, свидетельствует об отсутствии прав заявителя на земельный участок, на котором создан объект недвижимого имущества. Полагает, что земельный участок должен был быть предоставлен Предприятию на время строительства, то есть для создания линейных объектов, в том числе в аренду, сервитут и т.д. Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания заинтересованные лица явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам. Представитель Росреестра в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Представитель Предприятия в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразило. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
Постановление № А82-11307/15 от 06.06.2016 АС Ярославской области
на сооружение трубопроводного транспорта, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 76:23:030802:176, представив на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов кадастровый паспорт объекта, информационное письмо от 18.11.2014, декларацию об объекте недвижимости, что подтверждается распиской от 18.12.2014. 25.12.2014 государственная регистрация права собственности была приостановлена регистратором в связи с отсутствием документов, подтверждающих права на земельные участки, на которых расположен трубопровод, а также непредставлением иных документов (проектная документация по строительству и (или) реконструкции линейных объектов, разрешение на производство земляных работ). Кооператив представил в Управление Росреестра дополнительные документы: технический план сооружения от 18.11.2014, схемы трубопроводов. 25.01.2015 ответчиком на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказано в государственной регистрации права собственности на теплосеть в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположен объект. Не согласившись с данным решением регистрирующего органа, формализованного в сообщении от 25.01.2015 № 76-76-01/153/2014-391, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его
Решение № 2А-171/2021 от 19.02.2021 Переславского районного суда (Ярославская область)
образом, положение подпункта 5 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, предусматривающее образование земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, распространяется только на земельные участки, предназначенные для размещения вновь создаваемых либо реконструируемых линейных объектов. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под уже созданными (существующими) линейными объектами местного, регионального или федерального значения, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ, или проектом межевания территории. Указанная позиция также отражена в Письме ФГБУ "ФКП Росреестра " от 21 июля 2015 <номер скрыт> Согласно ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. 2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в
Определение № 33-6894 от 20.08.2013 Приморского краевого суда (Приморский край)
до распредустройства жилого дома. Жилой дом мог быть принят в эксплуатацию органами государственного надзора только при наличии всех коммуникаций и сооружений вспомогательного использования. Отказ Управления Росреестра по ПК нарушает права заявителя как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом. Просил признать отказ Управления Росреестра по ПК в государственной регистрации прав: собственности на созданный объект недвижимости линейного сооружения кабельной линии 0,4 кВт от ТП 4006 до распределительного устройства в жилом доме по адресу: <адрес> недействительным; обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости. В судебном заседании Рылов Ю.М. заявленные требования поддержал. Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю против удовлетворения заявления возражала, указала, что заявителем на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие факт создания и введения в эксплуатацию объекта недвижимости, что является обязательным соответствии с требованиями п. 1 ст. 25 Закона о регистрации, п. 2 ст. 55 ГрК РФ, в связи с чем отказ Управления в государственной регистрации права собственности
Апелляционное определение № 33А-251/2022 от 18.02.2022 Томского областного суда (Томская область)
кроме случаев, когда объект имеет наземные элементы, но возводился методом горизонтально-направленного бурения; из проектной документации, представленной заинтересованным лицом при регистрации права собственности, следует, что водозаборные скважины не являются исключительно подземными сооружениями, а также не относятся к линейным объектам; соответственно, ссылка на статью 90 Земельного кодекса Российской Федерации не обосновывает правомерность действий административного ответчика; в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию сооружений, административный ответчик не вправе был регистрировать право собственности заинтересованного лица на водозаборную скважину, возведенную в 2013 году, и на трубопровод; факт того, что спорные сооружения возведены ранее, чем было зарегистрировано право собственности административного истца на спорные земельные участки, не свидетельствует о правомерности действий административного ответчика. В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Томской области просит оставить решение Томского районного суда Томской области от 14 апреля 2021 г. без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения. Представитель заинтересованного лица ЖСК ИЗ МК «Зеленая Долина» ФИО6 в отзыве