ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Методические рекомендации правила благоустройства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А53-27826/19 от 28.12.2020 Верховного Суда РФ
Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», Соглашением от 09.02.2018 № 069-08-2018-045 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», Приказа Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов», Постановления Правительства Ростовской области от 31.08.2017 № 597 об утверждении Государственной программы Ростовской области «Формирование современной городской среды на территории Ростовской области», Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 № 398 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону в новой редакции», суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда и признавая пункт 5 представления недействительным, исходил из недоказанности управлением факта нецелевого расходовании департаментом 5 710 772 рублей 86 копеек,
Определение № 12АП-6581/20 от 13.04.2021 Верховного Суда РФ
Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суды первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 451, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 62, 76, 80 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613, пришел к выводу об обоснованности иска Администрации. Суд исходил из следующего: предпринимателю по договору от 29.05.2012 передан в аренду на 49 лет публичный земельный участок для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта; однако ввиду того, что данный участок расположен в зонах с особыми условиями использования территории электросетевого хозяйства и высоковольтных линий, сведения о которых внесены
Определение № А51-15169/20 от 12.05.2022 Верховного Суда РФ
закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ 33179-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования», Отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.2.012-2011 Методические рекомендации «Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений» (принят и введен в действие распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 13.09.2011 № 731-р, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду того, что спорная рекламная конструкция, размещенная на разделительной полосе Некрасовского путепровода, не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, представляет потенциальную опасность и осложняет восприятие дорожно-транспортной обстановки. Разрешение от 19.04.2017 № 36 на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции, выданное департаментом, не может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующее о том, что обязательные технические нормы и правила не должны соблюдаться при размещении и эксплуатации средств наружной рекламы на автомобильных дорогах. Доводы общества о том, что спорная рекламная конструкция располагалась вне путепровода, отклонены судами как не подтвержденные
Постановление № А51-13434/14 от 07.07.2015 АС Дальневосточного округа
линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Пунктом 8 указанных Правил № 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. В соответствии с пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 (далее – Методические рекомендации № 613), муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения. Данные Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной
Постановление № А65-22543/18 от 12.12.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 711/пр утверждены методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов и внутригородских районов. В данных Методических рекомендациях изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и
Постановление № А51-31073/14 от 21.07.2015 АС Дальневосточного округа
воздушных линий электроснабжения, о проведении согласования возможности размещения планируемого к строительству объекта. Указывает на то, что границы технической зоны инженерных коммуникаций установлены площадью 34 кв. м, тогда как площадь земельного участка составляет 155 кв. м. По мнению предпринимателя, судами ошибочно применены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, а также Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, поскольку объекты электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт на земельном участке отсутствуют, о чем свидетельствуют договоры от 29.09.2010 № 7843, от 01.06.2011 № 128/27; акт о технологическом присоединении от 30.08.2011 № 724, Ростехнадзор от 29.07.2011 № 03П-47-924, схема подключения к электрическим сетям, договор на технологическое присоединение № 7843. В отзыве на кассационную жалобу управление выразило несогласие с изложенными в
Постановление № А57-9778/2022 от 01.08.2023 АС Поволжского округа
тепловых сетей: наличие объекта «автомобильная парковка», на не размежеванном земельном участке в кадастровом квартале: 64:40:020405, принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, по адресу: <...> (между ж/д № 85 и 101). В материалы дела представлены акты осмотра. Эксплуатация и обеспечение охраны тепловых сетей урегулированы Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 № 197) (далее – Правила № 197), Организационно- методическими рекомендациями по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 № 92, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115. Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной
Постановление № А43-38099/2021 от 25.10.2023 АС Волго-Вятского округа
905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов в г. Нижний Новгород на 1 проживающего – 276,79 кг/год, 2,87 куб. м/год. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Методические рекомендации). В соответствии с требованиями Правил № 269 и Методическими рекомендациями нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение семи дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень). Нормативы могут устанавливаться дифференцированно по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил № 269). Процедура сбора
Апелляционное определение № 66А-888/2023 от 04.10.2023 Второго апелляционного суда общей юрисдикции
административного истца и возлагает на него обязанность по изменению конструкции существующего ограждения, что влечет несение дополнительных расходов и нарушает права Общества. Решением Мурманского областного суда от 02 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано. В апелляционной жалобе ООО «Фитнес-центр» просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные требования, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что федеральное законодательство не содержит запрета на применение сплошных, глухих ограждений в зоне общественно-делового назначения. Методические рекомендации, на основании которых были утверждены Правила благоустройства , носили лишь рекомендательный характер и не содержали такого запрета. Орган местного самоуправления вправе лишь воспроизводить обязательные требования федерального законодательства, а если федеральным законодательством запрет на установление глухого ограждения из металла не запрещен, он не может быть установлен органом местного самоуправления, поскольку это вне его полномочий. На апелляционную жалобу прокуратурой Мурманской области, администрацией муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее - администрация города Апатиты), Советом депутатов города
Апелляционное определение № 66А-351/20 от 02.06.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции
нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. В силу пункта 5.2 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных Приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 года № 711/пр (далее Методические рекомендации) в состав правил благоустройства рекомендуется включать порядок содержания и эксплуатации объектов благоустройства, а согласно подпункту 12.1.1. этих же Методических рекомендаций Правила содержания объектов благоустройства рекомендуется включать в качестве раздела в правила по благоустройству. Оспариваемая норма Правил находится в разделе 4 «Правила содержания объектов благоустройства городских территорий». В силу пункта 1.3 Методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, а пункт 1.4 Методических рекомендаций некапитальные нестационарные сооружения относит к элементам благоустройства. Согласно пункту 3 части 2 статьи 45.1 Федерального