Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства 1. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. 2. Методика исчисления размера вреда , причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 3 июня 2006 года N 74-ФЗ ------------------------------------------------------------------
сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, учитывая привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, принимая во внимание уточнение управлением площади повреждения в результате перекрытия плодородного слоя почвы, которая составила 3096 кв. м, пришли к выводу о взыскании вреда, рассчитанного на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика исчисления размера вреда ). Суды отклонили доводы общества о нарушениях отбора проб, заявлявшего, что пробы с уменьшенного участка не изымались, соответствие координат ранее отобранных проб измененной площади участка, подвергнутого загрязнению, суд не проверял. Между тем судами при рассмотрении спора не было принято во внимание следующее. В силу пункта 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения
природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам. Как следует из статьи 1 Закона № 7-ФЗ, компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Соответственно, для исчисления вреда, причиненного разным компонентам природной среды, применяются разные методики: Методика № 107, Методика № 273, Методика исчисления размера вреда , причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 № 238, Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 639, и иные. Возмещению подлежит вред, причиненный каждому компоненту природной среды, возмещение одного вида вреда другим не заменяется. Проводимые какие-либо работы восстановительного характера в отношении того или иного компонента природной среды, будь то лес или
освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. В пункте 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ указано, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. При этом методика исчисления размера вреда , причиненного объектам охраны окружающей среды, в том числе водным, вследствие нарушения соответствующего законодательства во всяком случае не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду. Статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, осуществляется на основании методики исчисления данного вреда. Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения
76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 5, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика исчисления размера вреда ), Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», пришли к выводу об обоснованности иска Управления. Суды исходили из следующего: факт нарушения Обществом законодательства в области регулирования, обеспечения плодородия земель подтверждается материалами дела; в связи с повреждением земельного участка Общество обязано возместить причиненный
освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. В пункте 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ указано, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. При этом методика исчисления размера вреда , причиненного объектам охраны окружающей среды, в том числе водным, вследствие нарушения соответствующего законодательства во всяком случае не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду. Статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, осуществляется на основании методики исчисления данного вреда. Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 утверждена
на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда , причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" установлено, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Методика исчисления размера вреда,
– Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" установлено, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Методика исчисления размера вреда, причиненного
на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда , причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении. Постановлением Правительства Российской Федерации
соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г.№ 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 утверждена « Методика исчисления размера вреда , причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства», а также утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (приложение №1). Согласно п.1 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным
что не учтено при расчете размера вреда. При этом не определено содержание загрязняющих веществ в сточных водах ООО «Деликон Продукт» в месте попадания их в водный объект - залив Северный, не определен расчетным или физическим методом объем сточных вод ООО «Деликон Продукт», попадающих в водный объект. Имеющееся в деле заключение от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждает, что сброс сточных вод на рельеф местности не может быть приравнен к сбросу сточных вод в водный объект. Примененная Роспотребнадзором Методика исчисления размера вреда предназначена для определения размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в то время, как факт сброса сточных вод в водный объект в данном случае не доказан. Прокурором не предоставлено доказательств того, что река Уссури и залив Северный являются водными объектами, не представлена соответствующая выписка из Государственного Водного Реестра. Также не предоставлены доказательства того, что река Уссури относится к первой рыбохозяйственной категории, в то время, как при исчислении размера вреда учитывалось, что
то, что принятый в отношении него приговор Лебяжьевского районного суда Курганской области от 7 марта 2019 г. был изменен апелляционным постановлением Курганского городского суда Курганской области от 30 апреля 2019 г., согласно которому обстоятельства выслеживания, преследования и незаконного отстрела четырех косуль были признаны предположением, апелляционным постановлением установлены только обстоятельства транспортировки туш косуль. Из Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948 (далее – Методика исчисления размера вреда , причиненного охотничьим ресурсам) не следует, что транспортировка охотничьих ресурсов является прямым реальным уничтожением конкретного вида охотничьих ресурсов и относится к их отлову и отстрелу. В связи с чем, истцом не представлено доказательств прямого реального уничтожения ответчиком охотничьих ресурсов путем отстрела четырех сибирских косуль. Ссылается на то, что после вступления в законную силу судебного постановления по уголовному делу для целей ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) было принято постановление