ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Муниципальный жилищный контроль - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А73-14241/16 от 29.09.2017 Верховного Суда РФ
осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденным постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 07.03.2013 № 658-па, отменил решение ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Суд признал оспариваемое предписание законным, вынесенным в рамках осуществления отделом ЖКХ муниципального жилищного надзора в отношении общего имущества МКД, в котором часть квартир (4 квартиры и 3 квартиры в части) отнесена к муниципальному жилищному фонду. Суд отметил, что государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности уполномоченных органов. Запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии на ее осуществление, законодателем не установлен. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Приведенные заявителем доводы по существу сводятся к иной оценке доказательств и фактических обстоятельств спора и не подтверждают существенных нарушений судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и (или) процессуального права, в связи с чем оснований для
Определение № 20АП-8429/19 от 24.08.2020 Верховного Суда РФ
не указаны в распоряжении о проверке, в связи с чем привлечение указанных лиц к проверке является незаконным. Суд апелляционной инстанции отменил решение, установив, что администрация имела полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля, поскольку часть квартир (квартиры 1, 21, 80) МКД отнесена к муниципальному жилищному фонду; действующее законодательство не устанавливает запрет присутствия при проведении обследования (осмотра) жильцов МКД и заявителей, по обращениям которых проводится проверка. Положениями статьи 20 Жилищного кодекса не установлен запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и (или) процессуального права, а сводятся к переоценке доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Определение № А75-1772/2017 от 06.04.2018 Верховного Суда РФ
изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что департаментом был осуществлен муниципальный жилищный контроль и выдано предписание в отношении квартиры, не относящейся к муниципальному жилищному фонду, суд, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 2, пунктом 9 части 1 статьи 14, пунктом 3 части 2 статьи 19, частями 1.1, 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 № 115-оз «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа -
Определение № А75-266/17 от 12.01.2018 Верховного Суда РФ
заявления суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 14, 20, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 115-оз «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит признать необоснованными и исключить из мотивировочной части постановлений апелляционной и кассационной инстанций выводы о том, что действующим законодательством не предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников МКД, что орган муниципального контроля правомочен при проведении проверок оценить
Определение № 14АП-8108/19 от 20.04.2020 Верховного Суда РФ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва20 апреля 2020 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2019 по делу № А05-5224/2019, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2020 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Северо- западные коммунальные системы (далее – общество) о признании незаконным предписания Управления муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – управление) от 12.03.2019 № 28-16/04-19.190/4 об устранении выявленных нарушений, установила: решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2020, заявление удовлетворено. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения норм материального права. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного
Постановление № А75-1209/17 от 02.11.2017 АС Западно-Сибирского округа
14 Жилищного кодекса к полномочиям органов местности самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля. Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса). Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса). Согласно части 6 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 № 115-оз «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного
Постановление № А75-2132/17 от 28.11.2017 АС Западно-Сибирского округа
14 Жилищного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля. Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса). Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса). Согласно части 6 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 115-оз «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного
Постановление № А75-2131/17 от 21.11.2017 АС Западно-Сибирского округа
– ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля. Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ). Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК РФ). Согласно части 6 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 115-оз «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного
Постановление № 06АП-7627/2016 от 31.01.2017 АС Хабаровского края
самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля. Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1); муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1). К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
Решение № 2-1655/2013 от 13.11.2013 Назаровского городского суда (Красноярский край)
РЕШЕНИЕ подлинник ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> края Назаровский городской суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Савватеевой М.А., с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора Валеевой О.В при секретаре Карповой Ю.И., представителя ответчика администрации <адрес> края Бурда В.В.., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о возложении обязанности организовать муниципальный жилищный контроль в соответствие с действующим жилищным законодательством, УСТАНОВИЛ: Назаровский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о возложении обязанности организовать муниципальный жилищный контроль в соответствие с действующим жилищным законодательством. Требования иска мотивированы тем, что Назаровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю в сфере деятельности управляющих организаций, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления <адрес> в нарушение
Решение № 2А-977/2021 от 14.07.2021 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)
№ 1279 «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Твери». В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 ЖК РФ). Согласно ч. 5 ст. 3 Порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области, утвержденного законом Тверской области от 20.12.2012 № 121-ЗО, органы муниципального жилищного контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с
Решение № 2-804/2013 от 20.11.2013 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)
Забайкальского края в составе председательствующего судьи Лазаревой М.Б., с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Морозовой И.Ю., представителя администрации сельского поселения «Малетинское»- Главы сельского поселения «Малетинское» Конюхова Н.П., при секретаре Балданове Т.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Петровск- Забайкальского межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения «Малетинское» о признании незаконным бездействие выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального жилищного контроля, а также созданию органа осуществляющего муниципальный жилищный контроль на своей территории, не установлению организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности такого органа, незаконным, об обязании в установленном законом порядке создать орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории сельского поселения «Малетинское», определить перечень должностных лиц органа муниципального жилищного контроля, уполномоченных осуществлять такие функции. УСТАНОВИЛ: Заместитель Петровск- Забайкальского межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением к Администрации сельского поселения «Малетинское» о признании незаконным бездействие выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных
Решение № 2-531/2014 от 22.07.2014 Первомайского районного суда (Оренбургская область)
которой установлено следующее. Одним из условий для осуществления гражданами права на жилище, является осуществление органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Согласно п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1. статьи 20 Жилищного кодекса РФ). Администрация <данные изъяты> сельсовета является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. При проведении проверки установлено, что в распоряжении органов местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета имеется жилищный фонд.